Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе детского сада
Конспект занятия по экологии в старшей группе детского сада
Цель: развитие представлений о приспособлении живых существ, к среде обитания, бережное обращение к природе.Задачи:1. Обобщить представление детей о многообразии насекомых, уточнить знания о пользе насекомых.2. Формировать связную речь, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок, развитие творческого воображения.3. Воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в природе, не разрушать условия жизни лесных обитателей.4. Учить находить решение проблемно - поисковых задач.
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках полукругом.Воспитатель. Расскажу я вам, ребята, интересную историю.Когда я была такой же, как вы, мы гуляли с папой в лесу и увидели странное зрелище. Около трех березок, муравьями был сооружен муравейник, по которому прыгала большая птица. Я хотела спугнуть ее, но папа не разрешил. Птица сидела, вытянув в стороны свои крылья, и не шевелилась минут несколько. Оказывается, муравьи быстро «вычесывают» все, что накопилось под крыльями. Многие птицы принимают такие ванны. Я стала наблюдать за муравьями. Как вы думаете и что же они делали? (Ответ детей).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Мне понравился один муравей, но вдруг поднялся сильный ветер и сорвал моего муравьишку с листочка и куда - то унес его. Я стала волноваться за него, а хотите посмотреть каким он был?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
(Воспитатель предлагает детям подойти к столу, организует дидактическую игру «Собери картинку». Дети собирают картинку «Муравей»).Воспитатель. Хотелось бы вам вернуть муравьишку в его домик и понаблюдать за ним? (Ответ детей).Воспитатель. Тогда обозначьте каждый своего муравья цветной точкой (любого цвета), сложите в нашу волшебную коробку, и посмотрим, какой муравей у нас получиться. Закройте глаза, вспомните что - нибудь смешное и посмейтесь. (Дети выполняют).(Воспитатель достает из коробки игрушечного муравья с множеством разноцветных точек).- Как мы назовем нашего друга? (Дети называют).- Я предлагаю нести муравья к себе в домик всем по очереди.(Дети шагают по тропинке, впереди речка)Воспитатель. А вот и речка! Но вот беда, наш герой плавать не умеет. Как же нам переправить его на другой берег?Дети. Нужно посадить его на листок или на дощечку, и он переплывет. А еще можно набросать много камешков или сделать мостик, связав много веток, и он перейдет.
Физкультминутка (дети имитируют)
К речке быстро мы спустились,Наклонились и умылись.Раз, два, три, четыреВот так славно освежились.А теперь поплыли дружно,Вместе раз - это брасс,Один, другой - это кроль.Все как один - Плывем, как дельфин.Вышли на берег крутой, Отведем муравьишку домой.Воспитатель. Ребята, а вот лужайка, на ней красивые цветы. Ах, какой запах!
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Почувствуйте его. (Дети присели, можно лечь на пол, вдыхают носом воздух).- Отгадайте загадки, кого можно увидеть здесь?Шевелились у цветка, Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Имя взял у кузнеца,Цвет у огурца,Крылья у морошки,Ножки у блошки. (Кузнечик)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку, И комар и мошка. (Лягушка)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Многорукий царь Гордей,Наплел ловушек и сетей.Как расставит он ловушки,Побыстрей ловитесьБукашки да мошки.(Паук)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Воспитатель. Ребята, скажите кто в загадках лишний? Почему?- На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные насечки, полоски. Вот откуда и название «насекомые» - от слова «насекать». У насекомых три части тела и шесть ног. Все насекомые обжоры, они едят все: зелень, личинки, мелких насекомых, тлю. Насекомые бывают мелкие и большие, одни летают, другие прыгают, одни живут несколько лет, другие один день. Иногда людей сравнивают с насекомыми. Узнайте, про кого так говорят: трудолюбивый как(пчела, муравей), назойливый как(муха).
Этюд «Божья коровка»
Воспитатель. Представьте себе, что вам на руку сел маленький жучок. Голова черненькая, крылья красные на них точки - пятнышки. Он иногда умеет притворяться мертвым, сложит свои ножки, спрячет усики и ждет, чтобы его отпустили. О ком я говорю?Дети. Это божья коровка.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Воспитатель. Покажите, как ползает жучок по вашей руке, щекочет лапками ладонь, пальчики.- Наш муравей, пока мы играли, куда - то пропал, не случилась ли с ним беда? Поищите его. (Дети находят муравья запутанного в паутину).Воспитатель. Муравей попал в сети паука, как его освободить и паутину не повредить?Дети. Отогнать паука веткой или дать пауку другой корм. Можно попросить паука освободить муравья.Воспитатель. Так мы и сделаем. Ну, а теперь нам нужно найти муравейник. Как мы это будем делать? Дети. Можно забраться на дерево и посмотреть кругом. Спросить у птиц, может они видели. Понаблюдать за другими муравьями, они нас приведут к муравейнику.(Дети встречают жука, он рассказывает детям, что муравейник разрушен).Воспитатель. Кто же это сделал?Дети. Нехорошие люди сломали. Может медведь наступил лапой. Ветер сильный дул и сломал.Воспитатель. Это очень плохо, в лесу, нужно быть очень аккуратным, чтобы не нарушать природу. Давайте построим новый муравейник. (Дети выполняют).- Теперь нам нужно придумать какое - нибудь фантастическое животное для охраны муравейника. Давайте возьмем различные части насекомых и соединим их вместе.1 ребенок - Жало от осы.2 ребенок - Большие глаза от стрекозы.3 ребенок - Крылья от бабочки.4 ребенок - Рога от жука.5 ребенок - Туловище от пчелы.Воспитатель. Что же у нас получилось? Что это насекомое должно делать? Давайте придумаем ему название. (Дети называют).Воспитатель предлагает детям нарисовать волшебное насекомое.Дети выполняют задание.В конце занятия подводится итог.
ЧђЗаголовок 115