Конспект логоритмического занятия Колобок
Кружковая работа
Конспект логоритмического занятия
для детей младшего дошкольного возраста
“Приключения Колобка”
(два занятия по теме)
Симаева Сония Шаукатовна,
музыкальный руководитель,
МАДОУ «Детский сад № 105» г. Казань, Республика Татарстан.
Минина Евгения Викторовна,
учитель-логопед,
МАДОУ «Детский сад № 105» г. Казань, Республика Татарстан.
Задачи:
1. Оздоровительные: развитие общей, речевой и мелкой моторики, формирование правильного речевого дыхания у детей.
2. Образовательные: закрепление знаний, полученных при изучении лексических тем «Дикие и домашние животные, их детеныши»; формирование умения ритмично передвигаться в речевом сопровождении относительно других людей и объектов.
3. Воспитательные: воспитание у детей выразительности и грациозности движений, развитие эмоциональной окрашенности речи, формирование навыков коллективной игры.
Первое занятие по теме.
Оборудование: декорация деревенского двора, костюм бабушки, куклы кукольного театра – дедушка, колобок, кошка, собака; имитация паровоза – стульчики, поставленные друг за другом; фуражка машиниста, свисток; бутафорские оладушки на блюдце, фонограммы детских песенок и звукозапись голосов домашних животных, набор резиновых мячиков.
Ход занятия
Учитель-логопед приглашает детей в музыкальный зал: «Дорогие ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие. А поедем мы в деревню в гости к бабушке и дедушке на веселом паровозике». Логопед предлагает детям занять свои места в «вагончиках», надевает фуражку и свистит в свисток.
Звучит фонограмма песни Паровозика (из мультфильма «Паровозик из Ромашково»). Дети топают ногами и совершают согнутыми руками круговые движения, имитируя движения колёс поезда.
Логопед снимает фуражку и объявляет: «Вот мы и приехали в деревню! А чьи же голоса здесь раздаются? Послушайте внимательно и назовите этих домашних животных и птиц». Дети прослушивают звукозапись и называют животных (корова, петушок, овечка, поросёнок и т.д.)
Музыкальная игра «Кто как кричит». Е. Александрова.
Му-му-му! Кто кричит? Маленький (теленок).
Ме-ме-ме! Кто кричит? Маленький (козлёнок)
Кря-кря-кря! Кто кричит? Маленький (утенок)
Га-га-га! Кто кричит? Маленький (гусенок)
Мяу-мяу-мяу! Кто кричит? Маленький (котёнок).
Чтение стихотворения сопровождается показом предметных картинок с изображением детёнышей домашних животных и птиц.
Из домика выходит бабушка (музыкальный руководитель) и приветствует детей: «Ну вот, наконец-то, я и дождалась – ко мне внучата приехали! Здравствуйте, мои дорогие! Какие же вы стали большие!»
Логоритмическая игра «Это я» Л.Б.Гавришева, Н.В.Нищева.
Это - глазки. Вот, вот. (показывают пальцем вначале на правый
глаз, потом – на левый)
Это - ушки. Вот, вот. (берутся вначале за мочку правого уха,
потом – левого)
Это – нос, это – рот. (левой рукой показывают на рот, правой
– на нос).
Там - спинка, там – живот. (левую ладошку кладут на спину,
правую – на живот).
Это – ручки. Хлоп, хлоп. (показывают обе руки, потом два раза
хлопают в ладоши)
Это – ножки. Топ, топ. (кладут ладони на бедра, потом два раза
топают).
Ой, устали! Вытрем лоб. (правой ладонью проводят по лбу).
Бабушка: «А я пока вас ждала, оладушек напекла!»
Пальчиковая игра «Лапушки-ладушки» Л.Яхнин
Лапушки – ладушки, («пекут оладушки» (то одна рука напекли оладушки. сверху, то – другая)
На окно поставили, (протягивают руки вперед)
Остывать оставили. (дуют на ладони)
Воробушки прилетели, (машут ладонями, как крыльями)
Оладушки расклевали. (постукивают указательными пальцами
по коленям)
Хоп, хоп – полетели! (поднимают руки верх, взмахивают
кистями)
На головку сели. (кладут ладони на голову).
Бабушка предлагает внучатам сесть на стульчики: «Знаю я, что вы сказки мои слушать любите. Садитесь поудобнее, и слушайте..»
Представление кукольного театра
Появляется дед: « Бабка, испеки-ка мне колобок. Колобок – румяный бок!»
Бабушка: «Старик, а у нас муки – то нет».
Дед: «А ты по амбарам помети, по сусекам поскреби, вот муку-то и отыщешь! Испеки мне колобок, а я пока пойду отдохну».
Бабушка заходит за дом, приговаривая:
По амбару я мету,
По сусекам я скребу.
Набирайся мука
Для румяного колобка!
Логопед: «Вот и испекла бабушка Колобок и поставила его остужаться на окошко. А сама тоже пошла отдыхать. Старенькая ведь она уже, устала».
Колобок:
Я колобок, колобок
Колобок – румяный бок.
Посмотрите, как хорош!
И на шарик я похож.
Игра для развития мелкой моторики рук «Покатай колобок»
(задание выполняется детьми сидя на ковре)
Крепко мячик я сжимаю (сжимают мячик в ладони)
И ладошку поменяю. (перекладывают мячик в другую руку)
Здравствуй, мой любимый мячик (держат мячик, поочередно меняя Скажет утром каждый пальчик. пальцы)
По полу круги катаю (раскрытой ладонью катают шарики по
Из-под рук не выпускаю. полу)
Поиграю я в футбол (перебрасывают мячик из руки в руку)
И забью в ладошку – гол!
Логопед: «Ребята, смотрите! Пока мы с вами катали шарики, Колобок наш убежал из дома и покатился во двор. Давайте посмотрим, что с ним случится, кого он встретит. Вот выкатился колобок во двор, и вдруг, за углом раздалось: «мяу – мяу». Кто это там спрятался, как вы думаете?» (ответы детей)
Песня с движениями «Котенька» слова и музыка М.Картушиной.
Котенька-котик. (покачивают «лапками» вправо – влево)
Мягкий животик. (гладят ладошкой живот)
Ушки на макушке. (приставляют ладошки к голове)
Когти – царапушки, (сжимают – разжимают пальцы)
Очень длинные усы (прикасаются ладонями к щекам, разводят локти в
стороны)
Глазки, словно фонари! (показывают большими и указательными пальцами
кружки и приставляют к глазам)
Котик: «Здравствуй, славный Колобок! Ты куда спешишь, дружок?»
Колобок: «На окошке я устал лежать, решил немного погулять. А ты котик, мягкий животик, что притаился за углом?»
Котик: «Я тут целый день сижу, мышек серых стерегу».
Игра «Кот и мыши» слова и музыка М.Картушиной.
Мышки вылезли из норки (котик сидит в сторонке,
Ищут, ищут хлеба корку мышки бегают по залу).
А как корочку найдут (останавливаются, приседают
Быстро зубками грызут: показывают, как грызут корку)
«Хрум-хрум-хрум,
«хрум-хрум-хрум»
Если шум услышит кот, (грозят пальцем)
Сразу мышек он найдет: - Мяу! (убегают от кота)
Логопед: «Очень был рад Колобок встрече с котиком! Попрощался и покатился дальше к воротам. А у ворот в конуре Бобик живет, дом охраняет».
·Песня с движениями «Бобик» музыка Т.Попатенко
Вот наш Бобик, славный пес! (протягивают ладошки вперед,
Гав – гав! хватательные движения руками)
Белый лобик, черный нос! (прикасаются ладонью ко лбу и носу)
Гав - гав!
Бобик, Бобик, лапку дай! (ладошку протягивают вперед,
Гав – гав! хватательные движения руками)
Сядь на коврик и не лай! (грозят пальцем,
Тс – с – с .. прикладывают палец к губам)
Логопед: «Бобик тихо сел возле конуры, а Колобок выкатился за ворота и отправился по тропинке в сторону леса. А о том, что с ним случится в лесу, кого он там встретит, мы узнаем на следующем занятии».
Второе занятие по теме
Оборудование: имитация паровоза – стульчики, поставленные друг за другом; фуражка машиниста, свисток; декорация осеннего леса, осенние листья, колобок, игрушки – зайка, волк, медведь, лиса; фонограммы детских песенок и звукозапись звуков природы; детские шумовые музыкальные инструменты, платок, муляж бочонка мёда.
Учитель- логопед задаёт вопросы о прошлом занятии (где побывали, с кем встретились, куда отправился Колобок?)
Логопед: «А сегодня мы садимся в поезд и отправляемся в путешествие. А поедем мы в лес, чтобы узнать, кого встретил Колобок и что с ним случилось дальше».
Дети рассаживаются по стульчикам, учитель- логопед надевает фуражку и объявляет об отправлении поезда.
Песня с движениями «Паровозик» из мультфильма «Паровозик из
Ромашково»
Звучит запись звуков леса «Волшебные голоса» (звуки природы для детей)
Логопед: «Вот и приехали мы в лес. Послушайте внимательно, что вы слышите?» (шумят деревья, идет дождь, кукует кукушка, стучит дятел). Логопед: «Ребята, посмотрите как красиво в осеннем лесу, листья желтеют и опадают, расстилаясь ковриком у нас под ножками, дует ветерок»
Стихотворение с движениями
Ветер дует нам в лицо (ладошками обмахивают лицо)
Закачалось деревцо, (руки подняты вверх, покачиваются)
Ветер тише, тише (медленно опускают руки)
Деревцо все выше, выше. (тянутся вверх)
Логопед: «Сильно подул ветер, и начали опадать листочки с деревьев. Давайте их соберем и посмотрим, какие они легкие, разноцветные, почти прозрачные»
Упражнение на развитие речевого дыхания «Подуй на осенние листочки»: дети кладут осенний листочек на ладонь, делают вдох через нос и выдыхают через рот, губы собраны трубочкой.
Звучит фонограмма песни «Колобок» муз Т.Морозовой
Логопед: «Ребята, а вот и наш добрый дружок – румяный Колобок! Присаживайтесь, и давайте посмотрим на приключения Колобка в осеннем лесу».
Из-за кустов выглядывает зайка.
Логопед: «Ребята, а кто это выглядывает из-за кустов? (ответы детей) Правильно, это - зайка трусишка. А мы про тебя песенку знаем и споем её сейчас»
Песенка с движениями «Зайка» рус. нар. песня в обр.Г Лобачева
Сл.Т.Бабаджан
Заинька-зайка, (покачивают «лапками» вправо – влево)
Маленький зайка!
Длинные ушки, (ладошками показываем ушки)
Быстрые ножки. (топаем ножками)
Заинька-зайка, (покачивают «лапками» вправо – влево)
Маленький зайка
Деток боишься, (грозят пальчиком)
Зайка – трусишка! (хлопаем в ладони)
Зайка: «Колобок, колобок я тебя съем!»
Колобок: « Зайка, славненький дружок, не ешь меня. Я зову тебя с нами повеселиться, на инструментах музыкальных поиграть»
Упражнение на развитие чувства музыкального ритма
«Наш оркестр» сл.М.Ю.Картушина
рус.нар.мелодия
«Полянка»
Бум-бум! – мы играем
В бубен ударяем. (ударяют ладонью в бубен)
Бум-бум! Он звенит,
Деток веселит.
Динь-динь! Погремушки,
Звонкие игрушки. (встряхивают погремушки)
Динь-динь! Как звенят
Деток веселят.
Бубен с погремушкой (играют на бубнах и погремушках)
Заиграли дружно.
Слышишь, как звенят,
Деток веселят.
Зайка так развеселился, что передумал есть Колобка, и ускакал в лес шубку менять. Логопед: «А Колобок все катиться и катиться дальше. Навстречу из леса ему выходит волк»
Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!»
Колобок: «Ты, волчок - серый бочок, подожди, не торопись, лучше с нами покружись!»
Хороводная игра «Дети и волк» М.Ю.Картушина
Ребятишки славные (взявшись за руки, идут по кругу)
В лес пошли,
На полянке листики
Там нашли.
Мы листочки желтые соберем
И станцуем весело и споём.
Волк зубастый песенки услыхал, (волк в центре круга идет противоходом)
На полянку тоже он прибежал.
Нас, волчок, пожалуйста, не пугай. (грозят пальцем)
А на пляску девочку приглашай. (волк приглашает девочку и они танцуют)
Волк развеселился и решил не трогать Колобка.
Логопед: «Вот катится Колобок дальше, а навстречу ему Мишка - торопыжка с перевязанным горлом»
Колобок: «Что с тобой, Мишка, случилось?»
Стихотворение с движениями «Медвежонок» Л.Б.Гавришева, Н.В.Нищева
Медвежонок наш простужен, (руки скрещены на груди)
Мед ему сегодня нужен. (правую ладонь-ковшиком вытянуть вперед)
Мед дадим ему на ужин, (левую ладонь-ковшиком вытянуть вперед)
Потому что с ним мы дружим. (хлопают в ладошки)
Логопед: «Вот тебе Мишка бочонок меда! Ешь его и выздоравливай. Мишка добрый! Всех угостил. А мед-то какой вкусный и полезный! Но вот только губки наши испачкались. Давайте их оближем».
Артикуляционное упражнение: «Оближи губки»: дети медленно облизывают губы круговым движением (рот полуоткрыт).
Логопед: «Катится Колобок дальше, а навстречу ему – Лиса-краса! А на плечах у нее яркий, красивый платок».
Лиса: «Колобок – колобок, я тебя съем!»
Колобок: «Лиса – лисонька, не ешь меня. Ты платочек с плеч снимай, лучше с нами поиграй»
Музыкальная игра « Прятки с платком» на развитие зрительного внимания.
А.Филиппенко
Очень любим в пряталки мы играть, (дети идут по кругу)
Очень любим прятаться и искать.
Вы скорее приседайте, (приседают и закрывают глаза)
Глазки быстро закрывайте
(вед. подходит сзади к любому ребенку
Проигрыш. и накрывает его платком)
Кто к платочку этому подойдет, (отгадывают, кто под платком)
И того, кто спрятался, назовет?
Сашенька, (любое имя ребенка) подойди,
Сашенька, назови.
Логопед: «Лиса накинула платок на плечи, поблагодарила Колобка и ребят за весёлую игру и даже не вспомнила, что хотела съесть Колобка.
И тут понял Колобок, что очень он хочет обратно домой, к бабушке и дедушке. Поблагодарил ребят за то, что они ему помогли опасности избежать и пообещал, что никогда больше не будет из дома убегать».
Логопед: «Понравилось вам, ребята, путешествие? Кого встретил Колобок в лесу? Как мы помогли ему избежать опасности?» (ответы детей).
Литература
1. Логопедические распевки. Л.Б.Гавришева, Н.В.Нищева; Издательство «Детство-пресс», Сп.-Б., 2010 г.
2. Конспекты логоритмических занятий. М.Ю.Картушина, Творческий Центр, Москва, 2007 г.
3. Музыка в детском саду. Н.Ветлугина. Москва-музыка: 1990 г.
4. Фонограммы из серии «Волшебные голоса»
15