Урок окружающего мира в 1 классе на тему Почему идёт дождь и дует ветер.


План-конспект урока окружающего мира в 1 классе VII вида.
Тема«Почему идёт дождь и дует ветер?»
Цели: расширение и уточнение знаний о дожде и ветре, обобщение, и закрепление знаний о погодных явлениях.
Задачи:
Обучающие:
- формирование умения ставить проблему и находить пути решения;
- актуализация знаний о погодных явлениях;
- расширение и уточнение представлений детей о дожде и ветре, о причинах их возникновения;
- осуществление межпредметной связи с уроком чтения.
Коррекционно-развивающие:
- осуществление работы логопедической направленности ;
- формирование способности строить умозаключения и делать выводы;
- развитие познавательных процессов.
Воспитательные:
-формирование положительной мотивации к предмету;
- воспитание любви к родной природе, Родине;
- выработка адекватной самооценки обучающихся;
- соблюдение здоровьесберегающих технологий.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: презентация, круг «Погодные явления», чайник, стекло, вата, распылитель воды, пинцет, блюдце, вода, вентилятор, воздушные шары, веер, цветные шнурки, оценочные эмблемы, учебник.
Ход урока:
I. Организационный момент.
1.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять
И очень многое узнать. (учитель)
2. Речевая разминка
- Ребята, скажите, какое сейчас время года? (сейчас весна)
- Хором расскажем четверостишие о весне:
Отмели метели, стало не до сна.
Капают капели, на душе весна.
II. Актуализация знаний.
1. Весенние изменения в природе.
- Назовите весенние месяцы. (март, апрель, май)
- Какой сейчас месяц? (март)
- Мы уже знаем, что весной происходят изменения в природе. За ними мы наблюдали во время экскурсии. Назовите, какие весенние явления природы вам известны?
( таяние льда; повышение температуры воздуха; весенние осадки, возвращение перелетных птиц; распускание почек; цветение.)
2. Элемент проектной деятельности.
- Значительное место среди природных явлений занимают ПОГОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ.
По погодным явлениям вам заранее было дано задание нарисовать рисунок с изображением того или иного явления и подготовить загадку. В качестве подсказки я вывешиваю «погодный круг».
Итак, начнём.
Ученики по-очереди загадывают загадки, класс отгадывает, ученик прикрепляет рисунок к ватману с погодным кругом.

Загадки
Бел, да не сахар
Нет ног, а идёт. (снег)
Кто всю ночь по крыше бьёт Да постукивает, И бормочет, и поёт, убаюкивает?(Дождь)
Сели детки на карниз
И растут всё время вниз. ( сосульки)
Ты весь мир обогреваешьИ усталости не знаешь,Улыбаешься в оконце,А зовут тебя все ...(Солнце)
За окошком завывает,Тёплым, ласковым бывает,Но и может всё на светеРазломать, разрушить...(ветер)
Пушистая лошадка,А может бегемот,А может просто ваткаНад нами вдаль плывет.( облако)
Пряжа Чёрная.Игла огненная.Нитки водяные. (гроза)
(снег, дождь, сосульки, солнце, ветер, облачность, гроза).
- А теперь покажите на «погодном круге» погодные явления сегодняшнего дня.
Ученик у доски поворачивает стрелочку на необходимые сектора и называет сегодняшние погодные явления.
III. Проблемная ситуация. Введение в тему урока.
1.
-Послушайте запись и скажите, о каком погодном явлении сегодня пойдёт речь. (Идёт запись «Шум дождя», учитель комментирует: И ТОНОК, И ДОЛОГ, А СЯДЕТ – В ТРАВЕ НЕ ВИДАТЬ. (это дождь).
- Да, сегодня мы поговорим о дожде. Что бы вы хотели о нём узнать?
2. Составление плана работы.
(учитель вывешивает таблички соответственно репликам детей).
Что такое …?
Какой бывает …?
Какую пользу приносит …?
Откуда берётся …?
IV. Основная часть.
1) – Итак, отвечаем на первый вопрос. Как вы думаете, что такое дождь? (Дождь- это капельки воды).
2) - А всегда ли дождь бывает одинаковым? Или он всё-таки разный? (-Дождь бывает сильный и слабый).
- Да, дождь бывает разный по силе. И разный дождь имеет разные названия.
СЛАЙДЫ(фото дождя)и вывешиваются таблички словарной работы: ливень, ситничек, косохлёст.
Ливень – сильный проливной дождь.
Ситничек – мелкий дождь, как из сита. Как его ещё называют? (грибной)
Косой дождь, или косохлёст.
-Итак, отвечая на второй вопрос, повторим Какой бывает дождь?
(Ситничек, ливень, косохлёст)
3) - Как вы думаете, полезен или вреден дождь для нас, для природы? ( полезен)
- В чём его польза? (Благодаря дождю растут растения, пьют животные).
- Да, благодаря дождю природа живёт.
4) - А откуда же берётся дождь? (мнения детей)
- Правильно, дождь идёт из тучи. А как же дождик попадает в тучу? Каждый думает по-разному. Мы с вами сейчас проведём несколько опытов и увидим, как это происходит в природе.
Учебно-практическая деятельность
Опыт 1. Поставить чайник. Вода закипела, появился пар. Поднести стекло. Появился конденсат.
- Когда солнце нагревает воду на поверхности морей, океанов, в реках и озёрах, что с ней происходит? (испаряется). А что это значит? Капельки воды превращаются в прозрачный невидимый пар. Вместе с тёплыми потоками воздуха он устремляется вверх. Пар поднимается всё выше и выше. Там, высоко, воздух холоднее, чем у поверхности земли. Охлаждаясь, водяной пар сгущается, капельки пара соединяются вместе и образуются мельчайшие капельки воды. Эти капельки воды кажутся нам с земли белыми облаками. Если эти капельки сольются друг с другом, то они станут крупными и тяжёлыми. Вот уже они образуют тучи.
Опыт 2. Плотно сжать сухой комочек ваты. Затем взять его пинцетом, а другой рукой орошать из распылителя подкрашенной голубой водой. Вата постепенно будет расправляться и набухать от воды. Осторожно приподнять вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.
Во время опыта идёт диалог: рассказ - комментарий учителя; ответы, комментарии детей.
Ребята, представьте, что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается водой (опыт 2).и превращается в тучу. Капли воды в туче не могут больше держаться в воздухе. Когда капли становятся очень тяжёлыми, они падают вниз, на землю. Это множество падающих капель мы называем дождём.
Ещё недавно стояли лужи во дворе. Но выглянуло солнце, высушило воду. Она опять превратилась в пар, чтобы высоко в небе образовать тучку и пролиться на землю благодатным дождём. Этот процесс ещё называют круговоротом воды в природе.
- Туча, туча, что несёшь? Отвечает туча...
- Дождь! (хором).
Закрепление
- Опираясь на схему, обобщите то, что вы сейчас узнали.
(Ученик у доски, схема на слайде)
-Солнце нагревает воду в морях, реках, лужах.

-Вода испаряется, т.е. становится невидимым и прозрач-ным паром. Этот легкий пар с теплым воздухом поднима-ется вверх. Там капельки пара охлаждаются ,соединяются и образуют облака и тучи.
Капли воды, из которых состоят тучи, тяжелые. Они не могут долго держаться и падают на землю. Вот и получается дождь. Потом выглянет солнце и высушит воду. Она опять превратится в пар, чтобы высоко в небе образовать тучку и пролиться на землю благодатным дождем.
Ребята, вам стало понятно, как получается дождь? Давайте прочитаем объяснение Мудрой Черепахи и запомним его.
Дети читают текст учебника на стр. 26
Физкультминутка.
- А давайте мы с вами сделаем свой дождик. Мы привяжем цветные шнурочки к перекладине и получим цветной красивый дождик.
(Учитель вывешивает деревянную перекладину на уровне глаз детей. Ученики все вместе берут цветные шнурки и привязывают их к перекладине. Затем учитель прикрепляет к основанию тучу. Это развитие мелкой моторики, смена напряжения зрительного анализатора). Звучит песенка о дождике.
- Хором, чётко произнесём пожелание дождику.
- Дождик, дождик, кап-кап-кап – мокрые дорожки!
Всё равно пойду гулять, надену калошки!
V. Основная часть. (продолжение)
Проблемная ситуация
- Ребята, а вы не задумывались, кто гонит облака, тучи высоко в небе? Без чьей помощи облака всегда стояли бы над морем или рекой. И значит, дождь мог бы идти только над водой. Что же это?
Без рук, без ног, по полю рыщет, поёт да свищет,
Деревья ломает, к земле приклоняет.
(- Это ветер).
Учебно-практическая деятельность
- Как можно получить ветер?
Давайте мы это сделаем прямо сейчас в классе.
Помашем веером.(1 ученик у доски).
- Почему возник ветер?
(-потому что веером мы двигаем воздух)
Включим вентилятор (демонстр. учитель)
- Почему возник ветер? (-Потому что лопасти вентилятора тоже двигают воздух)
Надуем воздушный шарик и выпустим из него воздух.(у каждого ученика шарик)
-Почему же сейчас возник ветер? (-Потому что шарик, сжимаясь, толкает воздух.
- Т.е. сделайте вывод:
Ветер – это движение воздуха.
-А почему же воздух движется в природе, что его это заставляет делать?
СЛАЙД с движением
Солнце греет землю, и от земли нагревается воздух. Тёплый воздух легче холодного. Он всегда стремится вверх, там высоко он охлаждается и опускается вниз. Холодный воздух тяжёлый, он стелется понизу. Таким образом получается ветер. Значит, ветер – это воздух, который приходит в движение. Это движение воздуха!
Над широкими тёплыми морями, над снежными полями, над лесами и жаркими пустынями всё время движется воздух. Вокруг всей Земли воздух кружится. То сильнее, то слабее дует ветер.
- Мы с вами знаем из жизни, что ветер бывает разный. А какой – разный? Как мы его может охарактеризовать?
КАРТИНКИ-ВЕТЕР (безветренно, слабый, сильный)
Физкультминутка.
К нам в окошко на урок залетел вдруг ветерок.
Очень слабо он подул, занавеску шевельнул,
Разыгрался – в тот же час стал сильнее дуть на нас.
- Подберите к слову ВЕТЕР характеристики. Ветер какой?
СЛАЙД
- Ветер - лёгкий, сильный, порывистый, холодный, слабый, тёплый.
Он способен двигать предметы, а лёгкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние. Обрывать провода, валить деревья, срывать крыши с домов. Сильные и опасные ветры называются ураган, тайфун, смерч. (СЛАЙДЫ) Приносят людям несчастья.
- Но ветер может быть и другом человека. Люди научились пользоваться силой ветра.
СЛАЙДЫ. Ветер приводит в движение ветряные двигатели, которые вращают жернова мельниц, качают воду из колодцев или пруда, вырабатывают электричество.
Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов.
Ветер не даёт застояться плохому воздуху в большом городе, очищает воздух.
Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населённых пунктов.
Ещё в древности человек научился строить лодки и корабли, и чтобы они двигались быстрее, на корабли поставили мачты с парусами. Ветер надувал паруса и толкал корабль вперёд.
Давайте вспомним, как о ветре написал наш великий поэт А.С. Пушкин:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
Закрепление.
- Прочтите определение ветра на стр. 27 учебника.
VI. Рефлексия.
- Итак, что нового вы узнали на этом уроке?
- Чему вы научились?
- Как эти знания вам пригодятся в жизни?
- Оцените свою работу на уроке.
Каждый ученик выбирает себе эмблему-оценку: облако, дождь, солнце. Учитель комментирует своё согласие или несогласие.