Конспект урока музыки на темуМаршевость в вокальной, инструментальной музыки


Дата____________ ФИО учителя_________________________________________________
Класс___________ ФИО практиканта_____________________________________________
Технологическая карта урока №___
Предмет: _______________________________________
Целевой блок
Тема урока: "Маршевость в вокальной, инструментальной музыки"
Цель - Познакомиться с маршевыми особенностями вокальной и инструментальной музыки;
Планируемые результаты: Предметные УУД:
1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном.
2) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
Личностные УУД:
1) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
2) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
3) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
4) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные УУД:
*Регулятивные: 1.Умение планировать и регулировать свою деятельность.
2.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами
3.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.  4.Учиться работать по предложенному учителем плану.
5.Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
*Коммуникативные:
1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства.
2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами
3.Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
*Познавательные: 1. Устанавливать причинно- следственные связи.
2.Давать определения понятиям.
3.Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Инструментальный блок
Тип урока:
Урок комплексного применения знаний.
Формы, приёмы и методы Словесный, наглядный, практический, частично – поисковый, логические
Образовательные ресурсы: Раздаточный материал,
ТСО (компьютер, проектор, мультимедийное приложение к учебнику, презентация, разработанная учителем)
Доска, мел
План урока.
1. Организация начала урока.1-3 мин.
2. Актуализация знаний. 5-7 мин.
3. Работа с музыкальным произведением .15 мин.
4. Музыкально - ритмические движения. 3- 5 мин.
5. Итог урока. Рефлексия. 3-5 мин.
Ход урока:
1. Организация начала урока - Здравствуйте ребята, садитесь. Меня зовут Дмитрий Сергеевич, и сегодняшний урок музыки у вас проведу я.
2. Актуализация знаний - Сегодня наш урок музыки будет посвящен одной из особенностей музыки. А что это за особенность ответите вы, прослушав стихотворение.
Для военных, чтоб в строю шагать,К торжеству победному парадовТанец – не годится. Здесь создатьМузыку особенную надо.С чётким ритмом, чтоб чеканить шаг:В такте – две или четыре доли.Голос труб и барабанный град Дружно выпускают марш на волю. Тишине – не место, он гремит,Возвещая о событьи важном.Марш, конечно, самый громкий кит,Самый энергичный и отважный,Дисциплины и порядка страж,Чтобы шаг в строю был безупречен.Но бывает и печальный марш,И, наоборот, весёлый, - детям.В операх, симфониях давноНе обходится без ритма марша:Важно выступает Черномор*С бородой волшебной карлик страшный.Марш - военный, марш – с собой в поход,Марш - для расставанья и для встречи, Марш – спортивный, чтоб прославить спорт.Дружба человека с маршем – вечна.
- Итак, скажите, какой будет тема нашего сегодняшнего урока?- Вы все близки, тема нашего урока сегодня звучит так : "Маршевость в вокальной, инструментальной музыки.". Ребята, строки стихотворения говорят "Чтоб это слово зазвучало, что марша музыка играла". Скажите, что по - вашему мнению они означают?- Правильно, эти строки говорят нам о том, маршевая музыка, она особенная, она не просто на слух играет, она призывает нас к какому - либо действию.
- Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
(ответы детей)
- Верно ,цель нашего сегодняшнего урока : "Определить маршевость в вокальной и инструментальной музыки". Ребята, а что же все-таки такое марш?
(ответы детей)
- Это слово, в переводе означает "шествие". Марш - музыкальный жанр, отличающийся строго размеренным темпом, четким ритмом , бодрым, мужественным, героическим характером. Обеспечивает синхронное движение большого числа людей. Маршевость и марш - это одно и тоже, как вы считаете?
(ответы детей)
- Марш - это отдельный музыкальный жанр, а маршевость - это черты, которые мы можем услышать и в танцевальной и песенной музыке.
3. Работа с музыкальным произведением - Ребята, сегодня нам с вами предстоит познакомится с произведение Родиона Константиновича Щедрина, но не со всем произведением, а лишь с фрагментом балета этого замечательного композитора. Но перед прослушиванием скажите, что такое балет?
(ответы детей)
- Балет – это спектакль в котором действующие лица танцуют . Какие балетные спектакли вы знаете, может слышали или кому- то довелось посетить?
(ответы детей)
- Из известных балетов, написанных российскими композитора нельзя не знать знаменитых «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и "Спящая красавица", написанных знаменитым композитором XIX века, талантливым человеком Петром Ильичом Чайковским. «Конек – Горбунок», сочиненный современный композитором, который и по сей день жив и пишет музыку Родионом Константиновичем Щедриным. Именно из этого балета мы и прослушаем сегодня фрагмент, который называется "Шествие царя Гороха. Определите, какое качество присуще этой музыке: песенность, маршевость или танцевальность.
(прослушивание фрагмента балета Р.К. Щедрина "Конек Горбунок" "Шествие царя гороха)
- Какие же черты мы прослеживаем в произведении?
(ответы детей)
- Верно. Мы слышим маршевость, но само произведение - это марш? Или это инструментальное произведение для другой цели. К какому музыкальному жанру относиться этот фрагмент?
(ответы детей)
- Так к какому виду театрального представления относится этот фрагмент?
(ответ детей)
- Правильно, это балет. Так каким нам изображает композитор царя гороха, каким музыка показывает нам этот шаг?
(ответ детей)
- Нет, правильно, но тем не менее, в прослушанном фрагменте мы четко слышим эти черты, эту маршевость, передаваемую различными инструментами. Для чего композитор передал эти черты?
(ответы детей)
- Прэавильно, для того, чтобы изобразить нам именно царя, а царь в нашем представлении какой?
(ответы детей)
- Верно, царь – это гордый образ, идущий торжественно. А горох может быть гордым, как считаете?
(ответы детей)
- Он неуклюжий, он спотыкается, его походка не величественная, ведь горох – не может величественным быть. Мы с вами уже сказали, что это произведение не относится к маршу, как к жанру, но тем не менее, мы слышим характерные для него черты, такие как подчеркивание действия, шаг короля, вот эти черты марша в другой музыке и называются маршевостью.
4. Музыкально - ритмические движения - Перед тем, как начать исполнять, необходимо подготовиться, встаньте, выполним упражнение, которое называется "Шарик"
(упражнение на развитие дыхания "Шарик")
- А теперь рассмотрим новые особенности маршевости в другом жанре- песенном. Предлагаю вам прослушать песню "Вместе весело шагать", наверняка всем вам известную, какие особенности вы заметите.
(прослушивание песни "Вместе весело шагать")
- О чем же нам говорит эта музыка, что она выражает?
(ответы детей)
- Музыка здесь выражает отношение к дружбе, согласитесь, что многое о чем поется, веселее делается , когда ты не один, а с друзьями. Какие же маршевые особенности здесь мы услышали?
(ответы детей)
- Верно, мы слышим знакомый ритм, под который можно четко строить шаг, посмотрите на ваших столах лежат слова песни, давайте вместе попробуем исполнить ее под вначале под плюс, а затем под минус.
- Перед тем, как начать петь, нужно вспомнить еще о правила правильной певческой посадки, какие это правила?
(ответы детей)
- Наша спина должна касаться спинки стула, ноги твердо опираться на пол, а руки должны лежать на ногах. В таком положении наше дыхание будет ровным и нам будет легче петь.
(работа над музыкальным произведением)
- Ребята, предлагаю, вам прослушать еще одно музыкальное произведение, это 3 часть 5 симфонии, написанной великим композитором конца XVII - начала XIX веков, действительно сильным человеком, который писал такую же сильную музыку, Людвигом ван Бетховеном. отрывок, который мы прослушаем посвящен героической теме. И музыка это очень хорошо отражает в себе. Что подчеркивает в ней эти черты, и какой характерной особенностью она обладает вопрос, на который нужно ответить после прослушивания. Это инструментальное произведение, симфония, что такое симфония?
(ответы детей)
- Симфония - это музыкальное сочинение для оркестра. Прослушаем отрывок 3 части и определим, какие же особенности мы услышали. Какую характерную черту.
(прослушивание музыкального произведения)
- А кукую услышали мы особенность, подчеркивающий ту героическую тематику, как звучит музыка, что подчеркивает
(ответы детей)
- Можно сказать, что эта музыка сильная, а человек, совершающий поступки, сильные, смелые, храбрые, как называется?
(ответ детей)
- Верно, герой! А в музыке Людвига ван Бетховена есть момент, когда мы четко можем услышать героическую тематику.
(ПРОХЛОПЫВАНИЕ ФРАЗЫ "Силь-ный ге-рой! Сме-лый герой! Храб- рый герой!")
- Прослушаем этот фрагмент еще раз и как только мы услышите именно этот момент, то просто поднимите свою руку.
(работа с симфонией)
- Итак, что мы главное услышали в этой симфонии, в этом отрывке.
(ответы детей)
- Верно, конечно мы слышим маршевость, этот ритм, четкие моменты, акценты марша. Что еще в этом фрагменте особенного?
(ответы детей)
- Правильно, мы слышим четкие ударные моменты в этом произведении. Вспомним, к какому жанру музыки относиться данное произведение.
(ответ детей)
- Верно это симфония, произведение предназначенное для участия в парадах или шествии?
(ответ детей)
- Верно - нет, но тем не менее и в этом произведении мы четко слышим те черты, которые характерны для марша. Какой вывод можно сделать?
(ответ детей)
- Верно, черты марша, или маршевость мы можем слышать и в произведения которые не предназначены для маршевого исполнения. Это и есть та особенность музыки, которую мы сегодня изучили, не только с теоретической точки зрения, но и с практической.
5. Итог урока. Рефлексия. - Итак, какова же была цель нашего сегодняшнего урока?
( ответы детей)
- Верно, целью урока было изучение маршевых особенностей инструментальной и вокальной музыки. Как вы думаете мы достигли поставленной цели сегодняшнего урока?
(ответы детей)
- Я тоже считаю, что цель нашего сегодняшнего урока достигнута. Если вы со мной согласны, то хлопните в свои ладоши.
(хлопок)
- На этом наш урок окончен, до свидания, спасибо за урок.