Г.В.Свиридов Метель-музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина


Георгий Васильевич Свиридов.«Метель» - музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина МОУ Серебрянская СОШНижегородская областьКулебакский районПрезентацию составила: учитель Зуева Ирина Васильевна Георгий Васильевич СвиридовДата рождения: 3 (16) декабря 1915)Место рождения:Фатеж, Курская губерния,Российская империяДата смерти: 6 января 1998) (82 года)Место смерти: Москва, РоссияСтраны: Российская империя  СССР  РоссияПрофессии: композитор, музыкант-пианистЖанры: симфоническая, хоровая музыка 23 сентября 2005 года в Курске был открыт первый памятник композитору, на котором высечены его слова: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться» А.С.Пушкин написал повесть «Метель» А через 150 лет Г.В.Свиридов сочинил музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. Музыкальные иллюстрации Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель» - это музыка из 7 пьес для симфонического оркестра впитавшие себя разнообразные интонации и ритмы пушкинского времени:«Тройка»«Вальс»«Венчание»«Весна и осень»«Пастораль»«Военный марш»«Романс» «…Через несколько минут она должна была оставить родительский дом, свою комнату, тихую девическую жизнь. Когда в доме всё утихло и заснуло, Маша, потеплее укутавшись шалью, вместе со служанкой вышли на заднее крыльцо дома. На дворе была метель, ветер дул навстречу, как будто хотел остановить девушку. В конце сада, на дороге их ждала тройка лошадей, их отправил Владимир для невесты. Кучер помог девушкам сесть в сани, уложил вещи, и тройка с бубенцами помчалась по ровному, заснеженному полю к церкви, где должно состояться венчание…» Открывает цикл музыкальных иллюстраций пьеса «Тройка» Здесь вы услышите перезвон колокольчиков и картины зимней русской природы, а главное: состояние души юной барышни. Сердце её трепетало, и вместе с тем чувство тревоги не покидало Машу. В целом, это произведение носит тревожный характер. Владимир вечером, отправив тройку лошадей для Маши, сам велел заложить маленькие сани и один, без кучера, отправился в село, где была церковь. Дорога была ему знакома, а езды всего 20 минут. Он выехал в поле, где уже неслась позёмка, дул ветер, и начиналась метель. Взяв направление к церкви, Владимир задумался, погрузился в мечты о невесте: он представил себе бал, где они с Машей кружились в вальсе, и были очень счастливы. Замечтавшись, юноша не заметил, как сбился с дороги…Горячее ожидание встречи, взволнованное биение сердца на фоне начинающейся метели – всё это вы услышите сейчас в изящном вальсе «Метель». Цветовая композиция к вальсу Началось венчание. Когда священник сказал: «Поцелуйтесь!», девушка вдруг ахнула, закричав: «Не он! Это не он!», и упала в обморок. Все испуганно оглянулись на молодого человека, и Бурмину ничего не оставалось, как быстро выйти, приказав ямщику «Трогай!»Сейчас вы услышите третью пьесу «Венчание». В начале, музыка передаёт томление и печаль Маши, затем торжественные аккорды символизируют обряд венчания. Заканчивается пьеса напряжённо, вопросом: « Что же дальше?» А настоящий жених Владимир только под утро, когда рассвело, смог подъехать к церкви, усталый и несчастный. А каково известие ожидало его? От священника он узнал, что венчание состоялось, но без него…Между тем время шло, Марья Гавриловна стала выздоравливать. Она никогда не упоминала о своём женихе, и лишь грусть и задумчивость в глазах выдавали её. Она сохраняла свою тайну в девичьем сердце. Так прошли весна, лето, наступила осень…Послушайте две пьесы из сюиты, которые так и называются: «Весна и осень».Каждая из них точно характеризует время года и настроение девушки. Интересно, что Свиридов сочинил их в одноимённых тональностях. «Весна» - пробуждение природы написана в звонком ля мажоре. «Осень» - сожаление об уходящем годе – в грустном ля миноре. И конечно, мы услышим душевное одиночество и грусть Машеньки. Жизнь продолжается, лето сменяет осень, осень – зиму, меняются времена года, меняются и настроения. Следующим произведением будет «Пастораль» - картина русской природы с её раздольем, просторами, безмятежной сельской жизнью. Музыка этой пьесы как бы говорит: «Жизнь продолжается, несмотря ни на что!». Между тем война с французами закончена, и русские полки с победой возвращаются из заграницы. Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове: Отечество. Народ бежал навстречу своим победителям, повсюду играла музыка, звучали военные марши. Бодро, радостно и восторженно звучит «Военный марш». И он с волнением рассказал о странном венчании с незнакомой ему молодой девушкой, которое произошло поздно вечером, в метель, зимой 1812 года «Непонятная, непростительная ветреность, я не придал важности в моей преступной проказе.., я женат уже четвёртый год, и не знаю, кто моя жена и где она, не знаю, как зовут деревню, где я венчался»…Боясь взглянуть на Машу, Бурмин продолжал свой рассказ, а Марья Гавриловна, слушая его, вновь и вновь пережив ту страшную ночь и венчание в церкви, воскликнула: «Боже мой! Так это были вы?! И вы не узнаёте меня?» Бурмин побледнел…Всмотрелся в милое, взволнованное лицо Маши и всё поняв, бросился к её ногам!!! Счастье и любовь вернулись к нашим героям.А любовь, по выражению Пушкина, – мелодия. Весь этот разговор вы сейчас услышите в музыке «Романса» - последнем произведении сюиты. Романс является образцом красоты и совершенства в творчестве Свиридова. Всё пленяет здесь: искренность и простота, сдержанность и скромность в выражении чувств. Красивая песенная мелодия правдиво передаёт содержание текста: вначале вы услышите спокойную, задушевную беседу двух молодых людей, постепенно волнение нарастает, и музыка выразительно передаёт признание в любви.