Презентация по педагогике Станислав Теофилович Шацкий


Станислав Теофилович Шацкий Станислав Теофилович Шацкий родился 13 июня 1878 года в селе Воронино Смоленской губернии в семье мелкого военного чиновника, заслужившего потомственное дворянство. Семья была большая и очень религиозная. После того как Шацкие переехали в Москву, маленький Станислав был отдан на обучение в считавшуюся лучшей в Москве гимназию № 6.. В последние гимназические годы будущий педагог пришёл к выводу, что так учить и воспитывать, как его в гимназии, нельзя.  Поступив в Московский университет на мехмат, С. Т. Шацкий через некоторое время переводится на медицинский факультет, а затем — в Петровскую (Тимирязевскую) сельскохозяйственную Академию. Последний переход объяснялся просто: молодой человек уже решил стать педагогом, взяв для себя в качестве образца школу Л. Н. Толстого в Ясной Поляне, где много внимания уделялось труду на земле, в поле. Поэтому посчитал необходимым освоить специальность агронома для того, чтобы грамотно и умело руководить занятиями своих будущих учеников. Встреча с Александром Устиновичем Зеленко, и его предложение организовать клуб, увлекли Шацкого. Потребностям бурно развивающейся промышленной России, утверждал Зеленко, требовался рабочий нового типа: творчески ориентированный, хорошо образованный, способный участвовать в кооперативной деятельности. Для решения этой задачи Шацкий и Зеленко организуют в Москве общество «Сетлемент». Однако работа «Сетлемента» прерывается в 1907 году. Решением московского градоначальника «Сетлемент» закрывается за «распространение среди детей социалистических идей». Первая опытная станция – уникальное в истории образования учреждение – занимала целый район. В нее входили четырнадцать начальных школ, две средние, школа-колония «Бодрая жизнь», детские сады, читальни. Центральной задачей станции было исследование влияния среды на рост и развитие ребенка, использование в воспитательной деятельности всего ценного и позитивного в культуре среды, активное включение родителей в воспитательный процесс. Цели обучения и воспитания должны быть глубоко связаны между собой. Учитель должен позаботиться о том, чтобы полученные ребенком знания, умения и навыки не служили средством унижения или оскорбления другого человека, инструментом манипулирования сознанием людей. Мысль Толстого, что именно дух класса, атмосфера обучения и воспитания являются определяющим фактором в процессе успешной работы учителя, привлекала Шацкого. Он всегда стремился создать атмосферу творческой активности, бодрой жизни, которая строится совместными усилиями учителей и учеников. Цели образования и воспитания Школа, по мнению Шацкого, должна научить детей координировать свои усилия для достижения совместно поставленной цели. В процесс обучения входило умение формулировать цель, находить и планировать средства ее достижения, рефлексировать над трудностями, которые помешали выполнить поставленные задачи, и успешно преодолевать их. Особое внимание Шацкий уделял проблемам детского самоуправления, выступавшего важным инструментом создания условий для самоактуализации, саморегулирования жизнедеятельности детей. Цели образования и воспитания Принципом всей педагогической деятельности Станислава Теофиловича стало изучение условий жизни и личного опыта школьников разных возрастных групп, установление того, что должна сделать школа в данной области, чтобы жизнь ребенка была более здоровой, содержательной, интересной. Опыт работы школы в этом направлении Шацкий определил в афоризме "изучение жизни и участие в ней", ставшем "лозунгом" обновления педагогического процесса в школе 20-х годов. В то же время в школьное обучение входила исследовательская деятельность, познавательно-практическая деятельность, общественно-полезный труд. Все это развивало творчество мышления ребенка, исследовательского и практического отношения к жизни.Принцип педагогической деятельности Шацкого В основу своей педагогической деятельности Шацкий положил главный принцип советской педагогики 20-х гг. – связь школы и воспитания с жизнью, боевой, наступательный характер педагогической деятельности. Он понимал воспитание как организацию жизни детей, которая складывается из их физического роста, труда, игры, умственной деятельности, искусства, социальной жизни.Принцип педагогической деятельности Шацкого