Разработка урока по технологии для 10-11 классов по теме «Экологическое сознание и мораль в техногенном мире»


Разработка урока
Тема урока « Экологическое сознание и мораль в техногенном мире»
Цели урока:
образовательная
дать представление о причинах возникновения нового современного экологического сознания и морали;
раскрыть сущность и характерные черты экологического сознания;
дать понятие экологической культуры.
развивающая
прививать качества экологической культуры и экологической морали.
воспитательная
воспитывать гражданскую позицию, сознательное отношение к окружающему миру.
Дидактические средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, демонстрационный экран, мультимедиапроектор, иллюстрационные и видеоматериал, цифровые образовательные ресурсы
Тип урока: теоретический
Ход урока:
Организация учащихся.
Повторение материала предыдущего урока.
Слушание докладов (сообщений, презентаций) учащихся об использовании альтернативного источника энергии.
Сообщение нового материала.
--- Скажите, Как вы понимаете идею академика В. И. Вернадского о том, что Земля – это живой организм?
--- Ребята, во многом выживание и сохранение планеты, как живого организма зависит от сознательной гражданской позиции каждого человека, лично от каждого из нас! В наших поступках, поведении, хозяйственной деятельности мы должны руководствоваться моральными принципами, которые способствуют сохранению и оздоровлению окружающей среды. Поэтому тема нашего сегодняшнего урока «Экологическое сознание и мораль в техногенном мире». На уроке вы узнаете причины возникновения нового современного экологического сознания, сущность и характерные черты экологического сознания, понятие экологической культуры. Демонстрация слайда 1
---При условии сохранения (и повышения) темпов промышленного производства прогноз дальнейшего развития жизни на Земле неутешителен. Демонстрация слайда 2
---Чтобы избежать трагических последствий своей хозяйственной деятельности люди должны встать на путь экологически устойчивого развития человечества. Устойчивое развитие – это улучшение жизни людей в условиях устойчивой биосферы, т. е. в условиях, когда хозяйственная деятельность не влечет за собой необратимых последствий.
История биосферы показывает, что почти; млрд. лет она преодолевала все потрясения: гасила последствия мощнейших вулканических извержений и падений крупных небесных тел, переходила на новые уровни устойчивости при оледеневшей или безлёдной Земле, а также при объединении и распаде материков, всегда стабилизируя окружающую среду и удерживая ее в диапазоне, приемлемом для жизни. Возможно, что в прошлом в биосфере Земли возникали биологические виды-разрушители. Но природа отторгала их, и исчезнувший вид, как показывает палеонтология, уже никогда не появлялся вновь. Нет никаких оснований полагать, что законы существования и развития биосферы отменены для человека. Поэтому если «человек разумный» и дальше будет руководствоваться мифами и иллюзиями о своей главенствующей роли в природе и не предпримет мер для своего спасения в условиях приближаемой его усилиями экологической катастрофы, то природа найдет, способ избавится и от этого вида-разрушителя. Показ слайов 3, 4, 5 «Экологические катастрофы современности».
Подобной перспективы можно избежать, если встать на путь разумных, сбалансированных действий, потому что основная причина угрозы для цивилизации связана не столько с производством, сколько с моральными качествами человека - потребителя.
В настоящее время сформировались две мировоззренческих позиции человека в отношении к природе: антропоцентризма (Я - царь природы и всего сущего на земле) и экоцентризма (Я – частица большого прекрасного мира). В ходе беседы проиллюстрировать это на примерах и показать различия. Демонстрация слайда 6.
Сегодня все активнее формируется неэгоцентрическое мировоззрение, проявляется в экологическом сознании и экологической морали – система представлений о мире и отношения к природе, для которых характерны:
ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставления человека и природы;
восприятие природных объектов как полноправных партнеров в общей жизнедеятельности;
стремление к балансу во взаимодействии человека с окружающей средой;
способность ограничивать свои потребительские аппетиты при пользовании «дарами» природы и забота о сохранении жизни на планете Земля.
Предложить учащимся после знакомства с текстом учебника выработать и записать в тетрадь понятие экологической морали.
Обсудить с учащимися характерные качества экологического мышления. Слайд 7.
Компоненты экологической культуры. Предложить учащимся записать основные компоненты культуры в тетрадь. Слайд 8.
Обратить внимание учащихся на то, что объектом их проектирования может быть и экологическая тематика. Показать пример экологического проекта. Приложение Банк идей творческих проектов_filesЗакрепление нового материала.
В целях первичного осмысления и закрепления материала провести с учащимися беседу с использованием следующих вопросов:
Что нужно для достижения экологически устойчивого развития человечества?
Что такое экологическая культура?
Какие идеи воплощает экологическая мораль?
Какие модели развития цивилизации вам известны?
Что такое экологическое сознание? Как оно проявляется в повседневной жизни?
5. Вводный инструктаж
Начать вводный инструктаж к практической работе «Уборка мусора около школы» с беседы о проблеме экологической культуры в быту. Обсудить основные моменты данной проблемы. Слайд 9. В ходе практической работы учащимся предлагается убрать мусор около школы как опасный с экологической точки зрения продукт деятельности человека.
Предложить учащимся прочитать инструкцию к практической работе в учебнике.
Отметить, что в ходе практической работы необходимо соблюдать правила безопасной работы.
6. Практическая работа «Уборка мусора около школы»
7.Текущий инструктаж.
Следить за ходом практической работы, за соблюдением безопасности.
8. Заключительный инструктаж.
В качестве домашнего задания ученикам предлагается убрать мусор вокруг своего дома и прочитать подраздел «Экологическое сознание и мораль в техногенном мире» в параграфе «Природоохранные технологии».
9. Привести себя в порядок, вымыть руки, убрать рабочее место.