Рабочая программа занятий внеурочной деятельностью По дороге безопасности для 1-4 классов
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РОЩИНСКАЯ ШКОЛА»
ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
734123556515УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
______/ Н.И Воеводкина
Приказ №_____
от «___» ______________
00УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
______/ Н.И Воеводкина
Приказ №_____
от «___» ______________
353504556515СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_______/ Л.В.Новинкина
«___» _________________
00СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_______/ Л.В.Новинкина
«___» _________________
67945078105РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей начальных классов
Протокол № ____
от «____» ___________
00РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей начальных классов
Протокол № ____
от «____» ___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
СОЦИАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«ПО ДОРОГЕ БЕЗОПАСНОСТИ»
ДЛЯ 1 - 4 КЛАССОВ
Разработчик:
учитель начальных классов
Ханюченко Н.А.
9194800178435880745017843500
с. Рощино, 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………………………………………………………............................. 3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ……………………………………………………………. 8
ОПИСАНИЕ МЕСТА ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ......................................................................10
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ………………………………………….10
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ………… …………………………………………………………………..16
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ………………………………………………………………………………………………………………………….23
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ………………………………………………………………………………………………….27
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа занятий внеурочной деятельностью социального направления «По дороге безопасности» для 1-4 классов в МОУ «Рощинская школа» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и учебно-методическими документами:
Федеральный уровень
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования /Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 г. № 17785).
О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 (зарегистрирован Минюстом России 04.02.2011 г. № 19707).
О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 г. № 2357 (зарегистрирован Минюстом России 12.12.2011 г. № 22540).
О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.02.2012 г. № 1060 (зарегистрирован Минюстом России 11.02.2013 г. № 26993).
О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» /Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1643 (зарегистрирован Минюстом России 6 февраля 2015 г., № 35916).
Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (зарегистрирован Минюстом России 01.10.2013 г. № 30067).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» (зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 19993).
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Региональный уровень
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015 № 555 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год».
Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год.
Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в общеобразовательных учреждениях (письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 27.04.2015 № 01-14/1256).
Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №01-14/2014 (разъяснение о внеурочной деятельности).
Инструктивные и методические документы, обеспечивающие реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010.
Иванов А.В. Портфолио в начальной школе: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – 128 с.: ил. – (Работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-019135-7.
Согласно п.16 ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность осуществляется в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся по разным направлениям развития личности и позволяет решать ряд важных задач: обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе, оптимизация учебной нагрузки обучающихся, улучшение условий для развития ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
При проектировании внеурочной деятельности рекомендованы пособия:
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010. – 112 с.
Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций / авторы-составители: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодковой и др. М: Просвещение, 2013. – 96 с.;
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования / П.В. Степанов, И.В. Степанова. – М.: Центр Пед. Поиск, 2011.– 96 с.
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.
Резкое возрастание в последние годы автомобилизации крупных городов порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Такое определение было дано на заседании рабочей группы по вопросам охраны здоровья детей при Правительственной комиссии по охране здоровья граждан.
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Цель программы – формирование осознанной культуры поведения, которая обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, обеспечит безопасное и самостоятельное передвижение по улицам и дорогам.
Целью программы является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Задачи программы:
Использовать современные формы и способы обучения и воспитания детей, инновационные технологии в изучении основ безопасности жизнедеятельности и правил дорожного движения.
Создать в процессе реализации программы ситуации успеха для каждого учащегося.
Выявить личностные склонности и предпочтения, которые помогут в профессиональном самоопределении ученика.
Вовлечь обучающихся в активную социально значимую деятельность посредством развития их инициативы и самостоятельности, творческих способностей.
Основные идеи, принципы, особенности программы
Программа «По дороге безопасности» направлена на формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
Ориентируясь на решение задач, программа внеурочной деятельности, в своём содержании реализует следующие принципы:
принцип вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с материально – технической оснащенностью внеурочных занятий.
принцип достаточности и сообразности, особенностей формирования универсальных учебных действий (больше закладываются во внеурочной деятельности);
соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования (предметные, метапредметные, личностные), в том числе и в самостоятельной деятельности;
расширение межпредметных связей (формирование целостного мировоззрения ребенка);
последовательность и постепенность обучения (определенными дозами по нарастающей объема информации);
принцип развивающего обучения (организация обучающихся воздействий на личность и поведение ребёнка позволяет управлять темпами и содержанием его развития). Успешность обучения определяется способностью ребёнка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат – осознанно вести себя в реальных дорожных ситуациях.
принцип единства воспитания и обучения.
Методы, способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися:
в обучении: практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом транспортных средств, изготовление макетов, занятия на транспортной площадке);
наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);
словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение);
видеометод (просмотр, обучение).
в воспитании (по Г. И. Щукиной): методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Формы работы обучения учащихся Правилам дорожного движения очень разнообразны:
тематические занятия
практические занятия
беседы
конкурсы
соревнования
викторины на знание правил дорожного движения
настольные, дидактические, ролевые и подвижные игры
экскурсии
демонстрация фильмов и видеороликов
беседы с инспекторами дорожного движения
В процессе обучения правилам дорожного движения не обойтись и без бесед. Чтобы не наскучить детям постоянными указаниями на необходимость строгого соблюдения правил дорожного движения лучше строить беседу на разборе конкретного происшествия (как это случилось, кто был виноват, могло ли этого не быть). Если педагог использует анализ дорожного происшествия, то он должен быть всесторонним и глубоким. Надо проанализировать, почему совершено нарушение Правил дорожного движения, подвести учащихся к мысли о закономерности несчастного случая для тех, кто постоянно нарушает правила.
Основные методы проведения занятий:
Словесные:
устное изложение, беседы с разбором и анализом дорожного происшествия;
Наглядные:
показ иллюстраций, картин, схем, табличек по правилам дорожного движения;
Практические:
практические занятия в «городках безопасности», игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины
В данной программе планируется использование современных педагогических технологий:
игровые технологии,
технология сотрудничества,
технология системно-деятельностного подхода,
проектные технологии.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность ребенку включиться в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Отбор форм организации деятельности осуществляется с учетом особенностей содержания.
На основе контроля уровня обученности можно использовать следующие формы организации деятельности:
фронтальная,
индивидуальная,
групповая работа,
работа в парах.
Рабочая программа адаптирована и предполагает внесение изменений:
по количеству часов, отводимых на изучение элементов содержания программы, учитывая особенности контингента обучающихся;
в порядок изучения разделов программы, что предполагает увеличение количества времени отводимых на изучение сложных тем курса;
обозначения эффективных педагогических технологий.
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы: Пояснительная записка, Общая характеристика занятий внеурочной деятельностью, Описание места занятий внеурочной деятельностью в учебном плане, Планируемые результаты освоения занятий внеурочной деятельностью, Содержание занятий внеурочной деятельностью с примерным распределением учебных часов по разделам курса, Тематический план, Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Организация образовательного процесса
Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено социальное направление. Учебно-воспитательный процесс состоит из различных видов деятельности:
обучение теоретическим знаниям (вербальная информация излагаемая педагогом);
самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий в учебных пособиях);
практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Внеурочная деятельность учащихся образовательных учреждений объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которой возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Реализация данной программы рассчитана на 4 года обучения в начальной школе и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме.
На каждом занятии присутствуют элементы игры.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий.
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД. Для закрепления пройденного материала эффективно использовать настольные, дидактические и подвижные игры. Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются тематические стенды по изучению ПДД и профилактике ДТП.
Одним из важных направлений работы следует считать формирование у родителей обучающихся устойчивого интереса к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.
Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:
неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
неспособность адекватно оценивать обстановку;
быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
преобладание потребности в движении над осторожностью;
стремление подражать взрослым;
недостаток знаний об источниках опасности;
отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
переоценка своих возможностей в реальной ситуации;
неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.
Программа способствует:
умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
удовлетворенность учеников, посещающих предметный курс;
сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности).
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся:
тестирование;
анкетирование;
демонстрации и выставки творческих работ;
проекты.
Формы проведения занятий:
первый год обучения: игры, эстафеты;
второй, третий, четвёртый год обучения: семейные - игровые программы, беседы, тренинги, турниры, экскурсии, конкурсы рисунков.
Оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося.
ОПИСАНИЕ МЕСТА ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Срок реализации программы – 4 года
Направление программы: социальное.
Программа рассчитана на детей 6,5 - 10 лет.
Категории участников: обучающиеся 1-4 классов, родители обучающихся, классный
руководитель.
Режим занятий
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю:
1 класс - 33 часа в год,
2-4 классы - 34 часа в год.
Продолжительность занятия 35 минут. Содержание занятий отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
В ходе реализации программы «Я -пешеход и пассажир» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям
общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
усвоит правила безопасного поведения на дорогах и улицах;
познакомится с работой современных технических устройств, используемых в различных службах ГИБДД;
приобретет опыт реальной деятельности по профилактике детского дорожного травматизма;
научится приемам оказания первой доврачебной помощи людям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
выявлять и получит возможность развить природные задатки и способности, способствующие успеху в социальном и профессиональном самоопределении обучающихся.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате прохождения программы у обучающихся сформируются:
Регулятивные универсальные учебные действия:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках
Познавательные универсальные учебные действия:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Коммуникативные универсальные учебные действия:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
выполнять правила безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
наблюдать за дорогой;
правильно оценивать дорожную обстановку;
предвидеть, избегать опасность.
Такой подход позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
КЛАСС
1.Ориентирование и поведение в окружающей среде:
определять форму предметов окружающего мира;
сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;
определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира; сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;
объяснять свой путь от дома до школы;
определять свое положение на местности по отношению к важным объектам.
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
выделять из многообразия объектов транспортное средство;
выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения, узнавать их, знать назначение;
различать цвет и форму запрещающих знаков;
различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
находить места переходов по дорожным знакам;
анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.
Метапредметные результаты освоения программы:
умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
2 КЛАСС
1.Ориентирование и поведение в окружающей среде:
сравнивать предметы по их положению в пространстве;
определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;
соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве;
различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
группировать знаки по цвету и геометрической форме;
ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства;
выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения, необходимые для правильной ориентировки по дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;
различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков;
объяснять значение конкретного знака;
различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигнал поворота;
оценивать состояние дороги и время, которое может быть затрачено на переход дороги;
анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.
Метапредметные результаты освоения программы:
умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
3 КЛАСС
1.Ориентирование и поведение в окружающей среде:
определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, несколько метров, несколько шагов);
определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта.
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
выделять в окружающей среде знаки дорожного движения;
определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения;
находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, обозначать ее части;
находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;
объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;
самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы;
анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.
Метапредметные результаты освоения программы:
умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
КЛАСС
1.Ориентирование и поведение в окружающей среде:
предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;
осуществлять правильный подсчет времени на дорогу при неблагоприятных условиях.
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
объяснять значение ПДД;
группировать знаки дорожного движения по назначению, объяснять назначение каждой группы знаков дорожного движения;
соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;
анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях;
соблюдать изученные правила движения.
анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.
Метапредметные результаты освоения программы:
умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
1 КЛАСС (33 ЧАСА)
Тема 1. Введение. Первоклассник как самостоятельный пешеход. (1 час)
Тема 2. Микрорайон, где живут и ходят дети в школу (1час)
Практика. Улицы нашего района. Основные улицы в микрорайоне школы. Особенности движения пешеходов и транспортных средств в нашем районе. Викторина «Мой город», «Улицы моего района». Экскурсия по микрорайону для изучения интенсивности движения транспортных средств.
Тема 3. Как рождаются опасные ситуации на дорогах (1 час)
Теория. Правила безопасного поведения на дорогах: ситуации – «ловушки». Дорожная разметка. Полосы движения. Пешеходный переход. Островок безопасности.
Тема 4. Дорога в школу и домой (2 часа)
Теория. Выбор безопасного маршрута в школу или в другое нужное место. Особенности движения транспортных средств в разное время суток и в разное время года.
Практика. Рисуем путь в школу. Экскурсия на улицу с целью научиться слушать дорогу.
Тема 5. Кого называют пешеходом, водителем и пассажиром (1час)
Практика. Учебный перекресток. Ролевые игры
Правила движения для пешеходов. Правила поведения пассажиров в транспорте. Каким должен быть водитель транспортного средства.
Тема 6. Движение пешеходов и машин (1 час)
Практика. Правила безопасного поведения на дорогах: ситуации – «ловушки». Дорожная разметка. Полосы движения. Пешеходный переход. Островок безопасности.
Тема 7. Правила движения пешеходов по тротуару (1 час)
Практика. Остановки и их обозначение. Как правильно пройти на остановку. Правила пешехода, пассажира общественного транспорта. Правила для пассажиров трамвая при посадке и при выходе для двух типов трамвайных остановок. Правила перехода дороги после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.
Практика. Тестовые: «Какие правила нарушают пассажиры и пешеходы?»
Тема 8. История происхождения Правил дорожного движения (2 часа)
Теория. Кто, как и когда построил дорогу. Кто и когда придумал колесо. Развитие видов транспорта в городе: гужевой, первые – грузовик, трамвай, троллейбус. Для чего нужно знать и выполнять ПДД? Почему опасно выбегать на проезжую часть. Автомобиль мгновенно остановить невозможно. Остановочный путь автомобиля.
Практика. Развивающие игры на определение видов транспортных средств. Работа с рисунка
Тема 9. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине (2 часа)
Теория. Остановки и их обозначение. Как правильно пройти на остановку. Правила пешехода, пассажира общественного транспорта. Правила для пассажиров трамвая при посадке и при выходе для двух типов трамвайных остановок. Правила перехода дороги после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.
Практика. Тестовые задания «Какие правила нарушают пассажиры и пешеходы?»
Тема 10. Что такое транспорт. Транспортные предприятия нашего города (1 час)
Практика. Автомобильный транспорт. Водный транспорт. Железнодорожный транспорт. Воздушный транспорт. Автотранспортные средства: легковые, общественный, специальный, грузовой, гужевой. Велосипед. Рудничное автотранспортное предприятие № 1.
Викторина «Угадай транспортное средство». Рисуем машины.
Тема 11. Светофорное регулирование (2 часа)
Практика. Сигналы светофора. Порядок работы трехсекционного светофора. Переход дороги на перекрестке со светофором. Пешеходный светофор и его сигналы.
Практика. Экскурсия с целью наблюдения за работой светофора. Учебный перекресток.
Тема 12. Нерегулируемые перекрестки (2 часа)
Теория. Что такое перекресток. Движение транспортных средств на перекрестке. Поворот транспортных средств. Предупредительные сигналы, подаваемые водителем. Обозначения нерегулируемого перекрестка. Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрестке.
Практика. Учимся подавать сигналы при движении. Рисуем разные типы перекрестков: четырехсторонний, многосторонний, Х-образный, Т-образный, У-образный.
Тема 13.Регулируемые перекрестки. Сигналы пешеходных и транспортных светофоров (2 часа)
Теория. Переход дороги на перекрестке со светофором или регулировщиком. Сигналы регулировщика. Сигналы, подаваемые на железнодорожных переездах.
Практика. Учебный перекресток: отработка навыков движения при переходе на разные сигналы. Правила движения пешеходов по пешеходной дорожке и обочине.
Правила движения пешеходов по пешеходной дорожке и обочине.
Тема 14. Климатические особенности времен года и их влияние на движение по дорогам (2 часа)
Теория. Движение транспортных средств в условиях плохой видимости: сумерки, туман, дождь, снегопад и другое.
Практика. Игры для эрудитов.
Тема 15.Дорожные знаки и их назначение (10 час)
Теория. Значение дорожных знаков. Понятие о тематических группах дорожных знаков.
Практика. Рисуем дорожные знаки. Игры на внимание «Говорящие знаки», «Угадай дорожный знак», «Дорожное лото»
Тема 16.Места для игр. Зачет (2 часа)
Теория. Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте. Места для игр на улице. Правила вождения велосипеда детям до 14 лет.
Практика. Соревнования на игровой площадке «Правила дорог я знаю – всюду их я применяю»
2 КЛАСС (34 ЧАСА)
Тема 1.Дорога, ее элементы и правила поведения на ней (3 часа)
Элементы дороги. Тротуар. Проезжая часть. Обочина. Правила пешехода на тротуаре. Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств. Опасность перехода перед близко идущим транспортом. Особенности движения участников дорожного движения по мокрой и скользкой дороге.
Практика. Наблюдение за дорогой: слушаем дорогу, учимся ходить по дороге. Игры на развитие внимания (правая – левая сторона, что где находится, определение расстояния на глаз, замеры расстояний, рассматривание картин с оптическими обманами). Рисуем элементы дороги: проезжая часть, тротуар, дорожная разметка. Решаем кроссворды, ребусы, анаграммы, шарады. Читаем газету «Содружества ЮИД» - «Добрый попутчик» и газету «Добрая дорога детства». Разучивание песен на дорожную тематику.
Тема 2. Пешеходные переходы (4 часа)
Пешеходный переход и его обозначения. Подземный и надземный пешеходные переходы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Дорожные ловушки. Пешеходные переходы в районе школы.
Практика. Настольные игры на развитие памяти: «Движение с уважением», «Дорожные знаки», дорожное лото «Бинго». Рассматривание буклета «Как не попасть в беду на дороге», рисование участников дорожного движения.
Тема 3. Нерегулируемые перекрестки (6 часов)
Типы перекрестков. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Нерегулируемый перекресток. Обозначение пешеходных перекрестков на нерегулируемых перекрестках. Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Правила перехода проезжей части при отсутствии средств регулирования.
Практика. Занятия на учебном перекрестке. Ролевые игры: «Я водитель», «Я пешеход», «Я регулировщик», «Я светофор», «Я пассажир». Рисование «Чтоб не случилось беды».
Тема 4.Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы. (6 часов)
Сигналы светофора. Типы светофоров. Действия участников движения по сигналам светофора. Правила перехода регулируемого перекрестка. Правила перехода пешеходами проезжей части по сигналам регулировщика.
Практика. Рисуем технические средства регулирования дорожного движения, сравниваем, соотносим по назначению. Занятия на учебном перекрестке.
Тема 5. Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае (4 часа)
Правила пассажиров автобуса, троллейбуса и трамвая. Правила поведения участника дорожного движения на остановке, при посадке, в салоне и при выходе с транспорта. Возможные опасности.
Практика. Компьютерная диагностика: «Прогулка с Безо». Викторина «Уважай закон дорог». Рисуем нарушителей дорожного движения. Коллективная творческая работа «Мы за безопасность на дороге»
Тема 6. Дорожные знаки (10 часов)
Значение дорожных знаков. Дорожные знаки «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Пешеходный переход», «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса. Дорожные знаки в микрорайоне школы.
Практика. Конструирование дорожных знаков «Сделай знак своими руками». Практические занятия на макете дороги «Я пешеход», «Я автомобиль», «Я светофор», «Я регулировщик». Разводка транспортных средств на разных типах дорог. Игра «Расставь дорожные знаки на макете дороги». Викторина по дорожным знакам «Знаки дорожные знать каждому положено».
Тема 7. Зачет (1 час)
Опасность игр вблизи проезжей части. Площадки для игр. Устройство велосипеда, правила эксплуатации велосипеда, роликовых коньков. Правила катания на велосипеде, роликовых коньках, скейтбордах. Что запрещается велосипедисту до 14-летнего возраста.
Практика. Игры на свежем воздухе: «Игротека ПДД», соревнования велосипедистов.
3 КЛАСС (34 ЧАСА)
Тема 1. Виды кровотечений. (4 часа)
Характеристика различных видов кровотечений, первая помощь при кровотечениях.
Тема 2. «Дорожная безопасность». Регулировщик и его сигналы (4 часа)
Регулирование и обеспечение безопасности дорожного движения.
Регулировщик – наш помощник. Его роль в организации дорожного движения. Значение сигналов регулировщика для транспортных средств, пешеходов. Разбор дорожных ситуаций с применением сигналов регулировщика, светофора, знаков разметки.
Тема 3. Правила безопасного вождения велосипеда (6 часов)
Устройство велосипеда. Правила вождения.
Тема 4. История появления автомобиля и правил дорожного движения (2 часа)
Тема5. Причины дорожных аварий (2 часа)
Как рождаются опасные ситуации на дорогах.
Тема 6. Светофор и дорожные знаки (10 часов)
Пешеходный светофор, его сигналы. Виды светофоров (транспортный и пешеходный).
Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров, дорожных знаков, дорожной разметки.
Светофорное регулирование является самым распространенным. Официально все светофоры делятся на транспортные и пешеходные, мы же для удобства поделим их на транспортные, реверсные, для трамваев и маршрутных транспортных средств, железнодорожные и пешеходные.
Транспортные светофоры. Светофоры этой группы.
Водитель. Правила безопасного вождения велосипеда; история появления автомобиля и правил дорожного движения.
Причины дорожных аварии, новое о дорожных знаках, что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта; правила перехода проезжей части дороги; остановочный и тормозной путь автомобиля; правила езды на велосипеде.
Тема 7. Перекресток и опасный поворот транспорта (2 часа)
Скрытые опасности на дороге. Опасность при переходе улицы — дорожные «ловушки». Дорожные «ловушки» — это ситуации обманчивой безопасности.
Тема 8. Правила перехода проезжей части дороги (2 часа)
Пешеходные переходы. Обозначение переходов, понятие «Зебра».
Дорожные знаки: «Пешеходный переход» , «Подземный переход», «Надземный переход».
Правила перехода дороги. Самый безопасный переход.
Тема 9. Остановочный и тормозной путь автомобиля (1 час)
Тема 10. Экскурсия «Я пассажир и пешеход» (1 час)
4 КЛАСС (34 ЧАСА)
Тема 1. Виды кровотечений (4 часа)
Характеристика различных видов кровотечений, первая помощь при кровотечениях
Тема 2. Регулировщик и его сигналы (4 часа)
Регулировщик – наш помощник. Его роль в организации дорожного движения. Значение сигналов регулировщика для транспортных средств, пешеходов. Разбор дорожных ситуаций с применением сигналов регулировщика, светофора, знаков разметки.
Тема 3. Правила безопасного вождения велосипеда и мопеда (6 часов)
Дорожная разметка (разделение встречных потоков транспортных средств сплошной или прерывистой линией, линии пешеходного перехода, обозначение остановки транспортного средства общего пользования).
Пешеходная и велосипедные дорожки
Тема 4. Регулируемые перекрестки. Светофор (6 часов)
Перекресток.
Светофор – наш верный друг.
Тема 5. Причины дорожных аварий (3 часа)
Регулирование и обеспечение безопасности дорожного движения. Причины дорожных аварий, новое о светофоре и дорожных знаках, что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта; правила езды на велосипеде и мопеде
Тема 6. Светофор и дорожные знаки (10 часов)
Светофор – наш верный друг. Светофоры и их сигналы. Назначение светофоров. Светофоры транспортный пешеходный, их внешний вид и назначение. Светофор – основная часть регулируемого перекрестка. Строгое выполнение сигналов светофора пешеходами и водителями
Тема 7. Экскурсия «Я – пешеход» (1 час)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 КЛАСС (33 ЧАСА)
Тема раздела Количество часов Форма проведения занятий
внеурочной деятельностью
Всего Теория Практика Введение. Первоклассник, как самостоятельный пешеход. 1 1 Инструктаж. Беседа. Ролевые игры.
Микрорайон, где живут и ходят дети в школу. 1 1 Экскурсия, оформление выставки рисунков.
Как рождаются опасные ситуации на дорогах 1 1 Наблюдение, разбор ситуации
Мы идем в школу. Безопасный маршрут движения детей в школу и домой. 2 О, 5 1,5 Практическое
ознакомление
Участники дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель) 1 1 Инструктаж. Наблюдение.
Беседы с сотрудниками ГИБДД.
Движение пешеходов и машин (проезжая часть и тротуар) 1 1 Наблюдение
Правила движения пешеходов по тротуару. 1 1 Практическое ознакомление
Праздник «Посвящение в пешеходы» 1 1 Конкурсная программа
История происхождения Правил дорожного движения 1 1 Беседа,
разгадывание ребусов
Правила движения пешеходов по пешеходной дорожке и обочине. 2 2 Наблюдение,
ролевые игры, дидактические игры
Что такое транспорт. Транспортные предприятия нашего города. 1 1 экскурсия
Светофорное регулирование. 2 2 Ролевые игры, наблюдение
Нерегулируемые перекрестки. 2 1 1 Ролевые игры, наблюдение Изготовление памятки
Регулируемые перекрестки. Сигналы пешеходного и транспортного светофоров. 2 1 1 Наблюдение,
моделирование перекрестка дорог
Климатические особенности времени года. 2 1 1 наблюдение
Дорожные знаки и их назначение.
Защита проекта по теме «Я-пешеход». 10 5 5 Практическое ознакомление,
Изготовление знаков. Защита проекта.
Места для игр. Зачет. 2 1 1 Сюжетная игра. Тестирование
33 12,5 20,5
2 КЛАСС (34 ЧАСА)
Тема раздела Количество часов
Форма проведения занятий
внеурочной деятельностью
Всего Теория Практика Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. 3 0,5 2,5 Инструктаж. Разгадывание ребусов, кроссворда.
Игра-конструирование.
Пешеходные переходы. 4 1 3 Сюжетные игры. Просмотр фильма.
Нерегулируемые перекрестки. Регулировщик и его сигналы.
Разучивание сигналов регулировщика, создание пособия «Сигналы регулировщика».
6 1 5 Сюжетные игры.
Викторина.
Практическое занятие.
Регулируемые перекрестки. Светофор.
Создание алгоритма деятельности при решении проблем поискового характера.
6 1 5 Ролевые и сюжетные игры.
Групповая работа.
Викторина.
Практическое занятие.
Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае.
Знакомство со значением некоторых дорожных знаков.
4 1 3 Инструктаж.
Составление памятки для пассажира.
Практическое занятие.
Дорожные знаки.
Поиск и выделение информации.
Первичное представление о знаках сервиса.
10 1 9 Инструктаж. Ролевые игры.
Беседы с сотрудниками ГИБДД.
Групповая работа.
Викторина.
Практическое занятие.
Проект по теме «Я-пешеход». Зачет. 1 1 Защита проекта. Тестовые задания.
34 6,5 27,5 3 КЛАСС (34 ЧАСА)
Тема занятия Количество часов Всего Теория Практика Форма проведения занятий
внеурочной деятельностью
Виды кровотечений. 4 2 2 Инструктаж. Ролевая игра.
Регулировщик и его сигналы. 4 1 3 Сюжетно-подвижная игра.
Практическое занятие.
Правила безопасного вождения велосипеда. 6 1 5 Беседа. Составление памятки.
Викторина. Конкурс.
История появления автомобиля и правил дорожного движения. 2 1 1 Чтение книг, экскурсия.
Причины дорожных аварий 2 1 1 Обсуждение ситуации.
Практическое занятие.
Тестирование.
Светофор и дорожные знаки. Упражнение на классификацию знаков дорожного движения по значению и функциям
10 1 9 Инструктаж. Ролевые игры.
Беседы с сотрудниками ГИБДД.
Групповая работа.
Викторина. Практическое занятие.
Перекресток и опасный поворот транспорта.
Обсуждение проблемных ситуации, рассматривание иллюстрации, чтение и обсуждение пословиц. 2 0,5 1,5 Групповая работа.
Викторина. Практическое занятие.
Правила перехода проезжей части дороги. 2 1 1 Инструктаж. Обсуждение проблемных ситуации.
Тестирование. Составление памятки.
Остановочный и тормозной путь автомобиля.
Защита проектов по теме «Я пассажир и пешеход». 1 1 Обсуждение ситуации, демонстрация опытов. Защита проектов. Практическое занятие.
Экскурсия «Я пассажир и пешеход» 1 1 Экскурсия, рисунки, оформление выставки.
34 8,5 25,5 4 КЛАСС (34 ЧАСА)
Тема занятия Количество часов
всего теория практика Форма проведения занятий
внеурочной деятельностью
Виды кровотечений. 4 1 3 Инструктаж. Ролевая игра. Составление памятки.
Работа в парах. Практическое занятие.
Регулировщик и его сигналы. 4 1 3 Создание пособия «Сигналы регулировщика». Групповая работа.
Практическое занятие. Ролевая игра.
Правила безопасного вождения велосипеда и мопеда. 6 2 4 Инструктаж. Создание пособия «Безопасное вождение», ролевая игра.
Разработка памятки.
Регулируемые перекрестки. Светофор.
6 1 5 Ролевые игры. Творческие задания.
Разработка памятки.
Причины дорожных аварий 3 1 2 Обсуждение причин дорожных аварий.
Составление правил поведения на дороге.
Светофор и дорожные знаки.
Конкурс знатоков ПДД.
Проект «Я пассажир и пешеход». 10 2 8 Дидактические и ролевые игры.
Игра- соревнование.
Творческие задания. Конкурс.
Защита проектов. Тестирование.
Изготовление знаков ДД.
Экскурсия «Я - пешеход» 1 1 Экскурсия, рисунки, творческие работы, оформление выставки.
34 8 26 Итоговой работой по завершению каждой темы являются театрализованные представления, сценические постановки, открытые занятия, игры, концерты, конкурсы.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
№ п/п Наименование объектов и средств УМ и МТ обеспечения
Учебно-методическая литература
1. Список рекомендуемой литературы для педагога
Правила дорожного движения РФ 2009 (официальный текст).
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма [Текст] методическое пособие. Москва, «Третий Рим», 2008.
Комментарии к «Правилам дорожного движения РФ», Москва, 2009.
Конвенция о дорожном движении: ст. 1, гл. I, п. 1.2.
Закон РФ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196 – ФЗ.
Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711, в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 № 679.
Список рекомендуемой литературы для обучающихся
1.Алексанян Г.Г. Экзамены в ГИБДД: правила дорожного движения в иллюстрациях – Москва, Астрель 2005 –135 с.
2.Рыбин, А.Л. Дорожная азбука велосипедиста [Текст], книга для учащихся/ Рыбин А.Л.- М.: Просвещение, 1992 –60 с.
4.Правила дорожного движения РФ 2009 (официальный текст).
5.Комментарии к «Правилам дорожного движения РФ» [Текст], Москва, 2009.
6.Астахов, П. Я и дорога [Текст], Москва, Эксмо, 2009.
7.Волков, С. ПДД для детей [Текст], часть 1-2, Москва. Транспорт, 2008.
8.Азбука пешехода [Текст], Москва, 2008.
Учебно-практическое оборудование
2. Таблицы по правилам дорожного движения. 1-4 классы.
Демонстрационный и раздаточный материал (альбомы, карточки, плакаты).
Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).
Технические средства обучения
3. Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.Персональный ноутбук.Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.
Принтер.
Акустическая система.
Экранно-звуковые пособия
4. Рекомендуемые Интернет-ресурсы
Министерство образования и науки Российской Федерации http://www.mon.gov.ru. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) http://www.obrnadzor.gov.ru.
Федеральное агентство по образованию (Рособразование) http://www.ed.gov.ru.
Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) http://www.fasi.gov.ru.
Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ http://fsu.mto.ru.
Федеральный центр тестирования http://www.rustest.ru.
Федеральные информационно-образовательные порталы
Федеральный портал «Российское образование http://www.edu.ru.
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru.
Федеральный правовой портал «Юридическая Россия» http://www.law.edu.ru. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru.
Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru.
Федеральный портал «Дополнительное образование детей» http://www.vidod.edu.ru.
Федеральный портал «Непрерывная подготовка преподавателей» http://www.neo.edu.ru.
Сайты издательств
Издательство «Просвещение» http://www.prosv.ru.
Издательство «Вентана-Граф» http://www.vgf.ru.
Сайт системы развивающего обучения Л.В. Занкова (Издательский дом «Федоров») http://www.zankov.ru.
Издательство «Академкнига/Учебник» http://www.akademkniga.ru.
Реестр примерных основных общеобразовательных программ http://www.fgosreestr.ru.
Натуральные объекты
5. Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,):
знаки дорожного движения
Игры и игрушки
6. Настольные развивающие игры по ПДД (лото, игры-путешествия и т.д.)
Оборудование кабинета
7. Ученические столы (парты) двухместные.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения.
Тумбы-секции для хранения.
Детские стулья.
Меловая доска.