Образовательный проект Дистанционное обучение на основе системы MOODLE
МКУ «Центр информационно-методического обеспечения муниципальных образовательных учреждений»
Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Конкурс педагогических работников образовательных учреждений
«Образовательные проекты»
Дистанционное обучение на основе системы MOODLE
(представление опыта работы)
Автор работы:
Нугаева Эльвера Касимовна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Лямбирская средняя
общеобразовательная школа№2»
Лямбирского муниципального района
Республики Мордовия
Лямбирь 2015
Содержание
Введение
1. Сущность и преимущества дистанционного обучения
2. Дистанционные образовательные технологии
3.Способы использования дистанционных образовательных технологий
4. Структурные особенности системы MOODLE
5. Дистанционное обучение на основе системы MOODLE при подготовке к ОГЭ в форме ЕГЭ
6. Дистанционный курс «Культура речи и нормы литературного языка»
7. Результативность опыта
Заключение (Проблемы и перспективы в работе учителя)
Введение
Проблема. Растущие требования к уровню подготовленности современного школьника не всегда обеспечиваются соответствующим количеством учебных часов, отводимых на освоение определенной дисциплины. И здесь существенным подспорьем и помощью и учителю, и ученику могут стать дистанционные образовательные технологии.
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) уже давно стали реальностью. Они широко используются в системе высшего профессионального образования, постепенно начинаются внедряться и в среднем профессиональном образовании.
Несколько в стороне от использования ДОТ находятся пока школы. Это во многом связано с тем, что, во-первых, учителя не готовы к использованию этих технологий, во-вторых, не разработана методическая база ДОТ (т.е. нет готовых материалов, которые можно использовать), в-третьих, учащиеся также не вполне готовы к переходу на использование ДОТ, так как не все имеют сформированные навыки самостоятельной работы и навыки работы в сети.
Однако в образовательных стандартах нового поколения обращается особое внимание на необходимость формирования у учащихся метаумений (общих умений, востребованных в разных предметных областях), на повышение доли самостоятельной работы учащихся, на формирование у них оценочной самостоятельности. В этих условиях широкое использование ДОТ в школьном образовании становится требованием времени.
Ввиду существующей проблемы нами предпринята попытка реализации учебного проекта «Дистанционное обучение на основе системы MOODLE».
Этапы реализации дистанционного обучения как образовательного проекта:
1.Выявлениепотребностейобучающихся при выборе темы дистанционногокурса. 2.Составление учебной программы дистанционного курса.
3.Подача заявки на выделение хостинга на республиканском образовательном портале.
4.Оформление интерфейса курса. Запись слушателей на курс.
5.Еженедельное выкладывание учебных материаловв соответствии с тематическим планированием курса в определенной последовательности:
1) лекционный материал по указанной теме;
2) практические задания по указанной теме.
6. Проверка присылаемых ответов обучающихся.
7. Организация и проведение форумов, чатов, анкетирования и др.
Цель проекта «Дистанционное обучение на основе системы MOODLE»:Показать преимущества дистанционного обучения на основе системы МООDLE при подготовке учащихся 10-11 классов к ГИА в форме ЕГЭ.
Задачи проекта:
1.Раскрыть сущность дистанционного обучения, его преимущества.2.Проанализировать формы реализации дистанционного обучения. 3.Пропагандировать внедрение системы Moodle, позволяющей интенсифицировать обучение путем интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса.
Актуальность и новизна проектаИнтенсивное развитие в последние годы компьютерных технологий коренным образом изменяет условия и способы мышления и обучения, владение компьютером и умение пользоваться Интернетом становятся важнейшими элементами обучения. Основой системы открытого образования становится дистанционное обучение, универсальность которого позволяет реализовать идею непрерывного образования, обеспечивающего формирование личности с необходимым начальным запасом интеллектуальных сил и способностью их пополнения во время всего жизненного пути. Только широкое развитие дистанционной системы обучения позволит осуществить поставленную ООН задачу: перейти от концепции «образование – на всю жизнь» к концепции «образование – через всю жизнь». Дистанционное обучение объединяет в себе потребности современного общества, новейшие достижения педагогики и психологии, преимущества применения ИКТ, признает личность главным субъектом образования и общение как основное средство обмена информацией. И потому эту форму обучения необходимо интегрировать в существующее образовательное пространство с целью его преобразования и усовершенствования. Она имеет цель и принципы, которые целиком совпадают с задачами общества в дальнейшем развитии.
Исследовательские методы, предусматривающие определенную последовательность действий для учителя: анкетирование (выявление интересов учащихся при выборе темы курса); выявление уровня умения уч-ся работать с ИКТ в ходе бесед и выполнения практических заданий; анализ и синтез учебного материала при создании теоретических лекций и практических заданий.Исследовательские методы, предусматривающие определенную последовательность действий для учащихся: самостоятельное изучение и анализ лингвистических статей, выявление главной и второстепенной информации, синтез и анализ, контрольное тестирование, создание собственного письменного текста по прочитанному тексту.
Сущность и преимущества дистанционного обученияЦель дистанционного обучения - предоставить человеку возможность получить знания, умения, в том числе профессиональные, на таком уровне, чтобы он мог самостоятельно и творчески совершенствоваться на протяжении всей жизни, то есть, чтобы наполнение индивидуального информационного пространства было гибким, продолжительнымипостоянным.
Преимущества ДО состоят в следующем:
обучение в удобное время и в удобном месте;
индивидуализация обучения, предоставляющая каждому обучающемуся возможность построения индивидуального расписания занятий;
позволяет учитывать индивидуальные психофизические способности каждого обучающегося;
электронный контроль знаний гарантирует объективность и независимость оценок;
консультации с преподавателем с помощью электронных средств связи в любоеудобное время;
наряду с обучением происходит дополнительное углубленное освоение персонального компьютера, современных средств коммуникаций.
Принципы дистанционного обучения состоят в предоставлении определенных свобод обучающемуся в его образовательной деятельности - выбора информации, места и времени обучения, качества усвоения, т.е. обучающий имеет возможность в удобное для себя время, в удобном месте как хочет долго и как может серьезно и основательно изучать и осваивать предложенный в качестве задания материал.Существенным достоинством дистанционного обучения является возможность индивидуализации учебного процесса путем составления индивидуальных планов для каждого обучаемого, систематического контроля и корректировки хода обучения.
2. Дистанционные образовательные технологииФедеральным законом №11 от 28.02.2012 года были внесены изменения в Закон «Об образовании». В частности был установлен новый формат получения образования - электронное обучение. В законе Российской Федерации «Об образовании» (статья 15) дается следующее определение: «Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника». Как классифицируются дистанционные образовательные технологии?Основными дистанционными образовательными технологиями являются:
комплексные кейс-технологии;
телекоммуникационные технологии;
интернет-технологии;
технологии, основанные на использовании интегрированной образовательной среды.
Комплексные кейс-технологии
Эти технологии основаны на самостоятельном изучении печатных и мультимедийных учебно-методических материалов, предоставляемых обучаемому в форме кейса. При этом существенная роль отводится очным формам занятий. Эти занятия включают установочные лекции, активные семинарские, тренинговые, игровые формы, а также консультационные и контрольно-проверочные формы. Во многих случаях акцент делается на активную работу обучаемых в составе групп со специально подготовленными преподавателями-тьюторами.
Телекоммуникационные технологии
В основу данной группы технологий положен модульный принцип, предполагающий разделение предмета на замкнутые блоки, по которым предусмотрены контрольные мероприятия.
По всем дисциплинам разработан стандартный набор занятий – нормокомплект в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. При этом используются такие формы занятий, как вводные и модульные лекции, индивидуальные и групповые тренинги умений и навыков, тестирование, проведение консультаций по Интернет в несинхронном режиме.
Интернет-технологии
Данные технологии характеризуются широким использованием компьютерных обучающих программ и электронных учебников, доступных обучаемым с помощью глобальной (Интернет) и локальных (Интранет) компьютерных сетей. Данная группа технологий в настоящее время является самой распространенной.
Все учебные материалы размещены на сервере и доступны для самостоятельного изучения. Через Интернет есть возможность связаться с преподавателем, пройти промежуточные и итоговые тесты.
В данном виде технологий создание и использование материалов для поддержки деятельности обучающихся осуществляется через использование систем дистанционного обучения (СДО), к числу которых относится, например, система MOODLE
Технологии, основанные на использовании интегрированной образовательной среды
К данной группе технологий относится, например, информационный интегрированный продукт КМ-школа. Он включает в себя:
электронные энциклопедии по различным предметным областям;
«Уроки Кирилла и Мефодия»;
базу тестовых заданий по предметам школьной программы, содержащую более 17 000 тестовых заданий и контрольных упражнений;
медиатеку – организованный набор информационных объектов.
Построенная с использованием современных мультимедиа-технологий, медиатека предоставляет уникальные возможности для реализации творческих инициатив учителя и ученика.Отличительная особенность использования интегрированных информационных сред в том, что учитель может конструировать свою систему занятий и реализовывать их как в традиционном, так и в дистанционном режиме.
3. Способы использования дистанционных образовательных технологий В образовательном процессе дистанционные образовательные технологии могут использоваться по-разному. Можно говорить о следующих способах внедрения ДОТ:Дистанционные консультации
Продолжительность: 1-2 часа.Основная цель: консультирование по группе вопросов. Элементы курса: форумы, чаты, информационный материал, анкеты. В работе со школьниками дистанционные консультации могут использоваться для занятий с отстающими учащимися, для оказания помощи при выполнении сложных и творческих заданий.Дистанционные олимпиады (конкурсы)
Продолжительность: 2-6 часов. Основная цель: формирование творческих умений. Элементы курса: практические задания, тесты, анкеты. При занятиях со школьниками данная форма работы может быть широко использована. Практически по любому предмету один из туров олимпиады или конкурса может быть проведен в дистанционном режиме.Дистанционный тренинг
Продолжительность: 6-18часов.Основная цель: формирование метауменийЭлементы курса: форумы, чаты, основной информационный материал, анкеты, тесты, практические задания.Тренинги – это новая форма работы с обучающимися, которая широко используется в настоящее время. Это один из методов обучения, интенсивная тренировка отдельных знаний и навыков, полезных для жизни.
4. Структурные особенности системы MOODLE
Moodle — аббревиатура от Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Moodle — это свободная система управления обучением, ориентированная прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а также поддержки очного Система Moodle является пакетом программного обеспечения для создания курсов дистанционного обучения и web-сайтов. К основным особенностям системы относятся:
• Система спроектирована с учётом достижений современной педагогики c особым вниманием на взаимодействие между учениками, обсуждения.
• Может использоваться как для дистанционного, так и для очного обучения.
• Имеет простой и эффективный web- интерфейс.
• Дизайн имеет модульную структуру и легко модифицируется.
• Подключаемые языковые пакеты позволяют добиться полной локализации. На данный момент поддерживаются 43 языка.
•Обучающиеся могут редактировать свои учетные записи, добавлять фотографии и изменять многочисленные личные данные и реквизиты.
• Каждый пользователь может указать своё локальное время, при этом все даты в системе будут переведены для него в местное время (время сообщений в форумах, сроки выполнения заданий, т.д.).
• Поддерживаются различные структуры курсов: «календарный», «форум», «тематический».
• Богатый набор модулей-составляющих для курсов - Чат, Опрос, Форум, Глоссарий, Рабочая тетрадь, Урок, Тест, Анкета, Scorm, Survey, Wiki, Семинар, Ресурс (в виде текстовой или веб-страницы или в виде каталога).
• Изменения, произошедшие в курсе со времени последнего входа пользователя в систему, могут отображаться на первой странице курса.
•Почти все набираемые тексты (ресурсы, сообщения в форум, записи в тетради...) могут редактироваться встроенным WYSIWYG Rich Text - редактором.
• Все оценки (из Форумов, Рабочих тетрадей, Тестов и Заданий) могут быть собраны на одной странице (либо в виде файла).
Блоки электронного курсаБлок «Люди» Участники – список учителей и обучающихся курса. Блок «Элементы курса» В этом блоке перечислены элементы курса, которые доступны для просмотра и/или выполнения. Блок «Управление» Журнал оценок/Оценки – полученные Вами оценки за ответы на задания, тесты. Блок «Новостной форум» Здесь перечисляются новости. Блок «Наступающие события» Согласно календарю в этом разделе размещаются новости о событиях, которые должны скоро произойти. Блок «Последние события» Здесь размещаются сообщения об обновлениях курса, размещении материалов курса, ответах на задания или тесты. Этот блок имеет персональный вид для каждого из участников курса. Блок «Календарь» Календарь наступающих и наступивших событий курса. В календаре отображаются не только события курса (сроки выполнения заданий, тестов, проведения чатов и т. д.), но и события, которые участники курса добавляют вручную. Блок «Пользователи на сайте» Список участников курса, которые сейчас работают на сайте.
Для того чтобы использовать возможности системы, необходимо иметь:
1) компьютер, подключенный к сети Интернет;
2) выделенный на республиканской портале хостинг ;
3) разработанный дистанционный курс
Чтобы начать работу необходимо набрать в строке адреса web- браузера URL сервера, на котором установлена СДО (сервер Центра дистанционного обучения МРИО). После обработки запроса браузер покажет стартовую страницу системы.
5. Дистанционное обучение на основе системы MOODLE при подготовке к ГИА в форме ЕГЭ.
Одним из способов использования дистанционного образования является дистанционный курс. При работе со школьниками выделяются основные направления создания дистанционных курсов:
– основные и профильные курсы по различным предметам;
– курсы для подготовки к сдаче единого государственного экзамена;
– курсы для углубленного изучения предметов или отдельных разделов предмета
Нами выбран дистанционный курс для подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Дистанционный курс в системе MOODLE
Продолжительность: от 34 до 144 часов.
Основная цель: формирование системы знаний и умений.
Элементы курса: форумы, чаты, основной информационный материал, глоссарий, анкеты, тесты, практические задания.
Можно разделить инструменты (модули) Moodle для представления материалов курса на статические (ресурсы курса) и интерактивные (элементы курса).
К ресурсам курса относятся:
Текстовая страница
Веб-страница
Ссылка на файл или веб-страницу
Ссылка на каталог
Пояснение — позволяет помещать текст и графику на главную страницу курса. С помощью такой надписи можно пояснить назначение какой-либо темы, недели или используемого инструмента.
К интерактивным элементам курса относятся:
Элемент Лекция строятся по принципу чередования страниц с теоретическим материалом и страниц с обучающими тестовыми заданиями и вопросами..
Элемент Задание позволяет преподавателю ставить задачи, которые требуют от школьника ответа в электронной форме (в любом формате) и дает возможность загрузить его на сервер. Элемент Задание позволяет оценивать полученные ответы.
Элемент Тест позволяет создавать наборы тестовых заданий. Тестовые задания могут быть с несколькими вариантами ответов, с выбором верно/не верно, предполагающие короткий текстовый ответ, на соответствие, эссе и др.
в словаре. Наличие глоссария, объясняющего ключевые термины, употребленные в учебном курсе, просто необходимо в условиях внеаудиторной самостоятельной работы.
Элемент Форум используется для организации дискуссии и группируются по темам
Чат система предназначена для организации дискуссий и деловых игр в режиме реального времени
Опрос для проведений быстрых опросов и голосований. Задается вопрос и определяются несколько вариантов ответов.
Анкета отобраны несколько типов анкет особенно полезных для оценки интерактивных методов дистанционного обучения.
Структура дистанционного курса в системе MOODLE
5. Дистанционный курс «Культура речи и нормы литературного языка»
Структура дистанционного курса «Культура речи и нормы литературного языка»
1. Дистанционный курс.
2. О курсе.
3. Краткая информационная справка.
4. Тематический план изучения курса.
5. Содержательные модули курса.
6. Модуль 1. Подготовка к выполнению заданий части 1
Лекция 1(и другие).
Задание 1(и другие).
Итоговый тест по модулю
7.Модуль 2. Подготовка к выполнению задания части 2 (сочинение)
Лекция 1(и другие).
Задание 1(и другие).
Итоговое сочинение по модулю
8. Итоговый тест по курсу
9. Итоговое сочинение по курсу
10. Глоссарий.
О курсе
Данный дистанционный курс обучения «Культура речи и нормы литературного языка» призван помочь учащимся 11 класса систематизировать знания по русскому языку, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ.
Аннотация курса
Программа дистанционного элективного курса предназначена для учащихся 10-11-х классов любого профиля и рассчитана на 34 часа. Курс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 10-11 классах.
Комбинированная дидактическая цель:1)обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необходимый для ГИА в форме ЕГЭ;2) подготовить учеников к выполнению тестовой части экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ: 3)формировать умение создавать собственный текст о тексте по прочитанному тексту в соответствии с указанным и критериями.
Ученики должны иметь представление о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;знать:1)сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету; 2) содержание заданий ЕГЭ;уметь: 1) применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста; 2) оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм; 3) применять приёмы сжатия текста; 4) понимать и интерпретировать текст; владеть: 1) навыками создания связного высказывания, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста; 2)навыками аргументирования своего мнения, опираясь на жизненный или читательский опыт
Программа
Введение
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ 2015. Изменения в ЕГЭ 2015. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Модуль 1
Подготовка к выполнению заданий части 1
Лекция 1. Информационная обработка письменных текстовЗадание 1 проверяет умение работать с информацией, содержащейся в короткомтексте. Нужно внимательно прочитать и осмыслить текст, а потом соотнести своё понимание с предложенными формулировками
Лекция 2. Средства связи предложений в тексте Задание 2 требует, поняв текст и нюансы смысла, восстановить недостающий смысловой компонент. Он выражен словом или сочетанием слов, предложенными для выбора
Задание 3. Лексическое значение словаВ задании 3 демоверсии ФИПИ вам встретятся обозначения: -а — окончание родительного падежа, муж. — обозначение рода, П. — сокращение слова план в примерах, какого-н. — сокращение местоимения какого-нибудь, чему-н., чего-н. — сокращения местоимений чему-нибудь и чего-нибудь, книжн. — условное сокращение слова книжное, перен. — условное сокращение слова переносное (переносное значение), поэтому необходима работа с толковыми словарями
Лекция 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения)Задание 4 проверяет владение орфоэпическими (акцентологическими) нормами. В силу множества причин ошибки на ударение не редкость. Часто люди и не подозревают о том, что ставят ударение неправильно. Объём слов определён списком орфоэпического минимума ФИПИ
Лекция 5. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)Задание 5 посвящено употреблению слов-паронимов. Подготовиться поможет Словарик паронимов, в нём имеется толкование значений и примеры лексической сочетаемости слов
Лекция 6. Морфологические нормы (образование форм слова)Задание 6 — это одно из самых сложных и объёмных заданий. Нужно знать типичные ошибки в образовании форм существительных, прилагательных, числительных, местоимений, наречий, глаголов и уметь замечать их в ряду предложенных для анализа примеров
Лекция 7. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управленияЗадание 7 — это совершенно новое задание. Оно может принести целых 5 баллов. Поэтому оно требует особого внимания
Лекция 8. Правописание корнейЗадание 8 — это несложное задание, в котором требуется верно определить орфограмму «Проверяемая гласная в корне» и, подобрав проверочное слово, правильно записать выбранное слово в ответе
Лекция 9. Правописание приставокЗадание 9 объёмное, но нетрудное. Проверяется правописание приставок
Лекция 10. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме суффиксов с Н и НН)Задание 10 объёмное, но нетрудное. Проверяется правописание суффиксов
Лекция 11. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастийЗадание 11 требует внимания, следует закрепить пошаговую тактику решения, исключающую ошибку
Лекция 12. Правописание НЕ и НИЗадание 12 требует знания, в каких случаях НЕ или НИ становится приставкой
Лекция 13. Слитное, дефисное, раздельное написание словЗадание 13 направлено на повторение основных правил слитного, раздельного и дефисного написания слов и выработку навыку различения омонимов
Лекция 14. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речиЗадание 14 охватывает целый ряд правил написания Н и НН. Это одно из самых ошибкоопасных заданий
Лекция 15. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами.
Задание 15 учит различать простые осложненные и сложносочиненные предложения и требует правильно расставить знаки препинания в пяти предложениях и выбрать из них два таких, в которых нужна лишь одна запятаяЛекция 16. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)Задание 16 требует знания, что такое обособление и какие виды обособлений встречаются в КИМах
Лекция 17. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложенияЗадание 17 проверяет умение узнавать вводные слова и сочетания и не путь их с омонимичными членами предложения. Вспомним списки вводных слов. Узнаем, какие слова не бывают вводными
Лекция 18. Знаки препинания в сложноподчинённом предложенииЗадание 18 посвящено пунктуационному оформлению сложноподчинённых предложений. Рассмотрим разные случаи, встречающиеся в КИМах
Лекция 19. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связиЗадание 19 проверяет умение расставлять запятые в сложном предложении. Рассматривает ошибкоопасные случаи
Лекция 20. Смысловая и композиционная целостность текста.Задание 20 никаких специальных знаний не требует, но нужно суметь внимательно прочитать и осмыслить текст
Лекция 21. Функционально-смысловые типы речиЗадание 21 требует различать функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, а также уметь давать правильные характеристики предлагаемым фрагментам текста
Лекция 22. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблениюЗадание 22 требует понимания значения основных терминов лексикологии и навыков анализа примеров из текста
Лекция 23. Средства связи предложений в текстеВ задании 23 названы средства связи предложений в тексте. Предстоит определить, в каком из указанных предложений они использованы
Лекция 24. Речь. Языковые средства выразительности.Задание 24 направлено на распознавание средств художественной выразительности.
Итоговый тест. Модуль 2
Подготовка к выполнению задания части 2 (сочинение)
Лекция 1.Тема, проблема, идея исходного текста
Задание 1. Выявление и формулирование в той или иной форме темы, идеи, одной из проблем исходного текста
Лекция 2. Способы формулировки проблемы исходного текста
Задание 2. Употребление косвенного дополнения, постановка вопроса, использование сложноподчиненного предложения
Лекция 3. Виды комментария к проблеме, поставленной автором
Задание 3.Текстуальный и контекстуальный комментарий поставленной проблемы
Лекция 4. Выявление и формулировка авторской позиции
Задание 4. Определение позиции автора исходного текста. Составление синтаксических конструкций для её выражения
Лекция 5. Способы аргументации собственного мнения автора сочинения
Задание 5. Подбор аргументов из художественной, публицистической, научной литературы или с опорой на знания и жизненный опыт
Лекция 6. Композиция сочинения
Задание 6. Работа над смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения
Лекция 7. Речевое оформление композиционных частей сочинения
Задание 7. Работа над точностью и выразительностью речи автора сочинения
Итоговое сочинение
Итоговый тест за курс
Итоговое сочинение за курс
Глоссарий
8. Результативность опыта
Дистанционный курс по русскому языку ведется второй год. В 10 классе он назывался «Русский язык. Теория и практика». Данная форма обучения дает положительные результаты.
Результаты контрольной работы по русскому языку в период аккредитации школы (2013-2014 учебный год): обученность - 86 %, качество знаний -36%.
По итогам 2013-2014 учебного года результаты по русскому языку : обученность - 100 %, качество знаний -93%.
Заключение
Проблемы и перспективы в работе с системой MOODLE
Основными преимуществами использования ДО является изменение форм общения учителя с учащимися, позволяющих интенсифицировать обучение путем интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса, и самостоятельность учащихся в достижении целей обучения. В основе проекта лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Используя Moodle, преподаватель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников и т.п. Для использования Moodle достаточно иметь web-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для преподавателя, так и для обучаемых. По результатам выполнения учениками заданий, преподаватель может выставлять оценки и давать комментарии. Таким образом, Moodle является и центром создания учебного материала и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса.Конечно, при ведении дистанционного курса увеличивается нагрузка на учителя, которому необходимо провести огромную подготовительную работу, затратить массу на контролирование результатов. С другой стороны, ДО позволяет избежать перегрузки обучающихся, т.к. они работают в удобном для себя режиме. Поэтому данный проект дает возможность соблюдать соразмерность.Мониторинг качества знаний, призовые места свидетельствуют об оправданности и эффективности осуществляемого проекта.Наблюдения и результаты работы показывают, что учащиеся значительно глубже осознают содержание учебной программы, имеют больше возможности самореализоваться, что способствует повышению мотивации к учению. Реализация данного образовательного проекта гарантирует каждому ученику усвоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. Большие возможности у дистанционного обучения и для развития таких качеств личности ученика, как самостоятельность, способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, креативность.Дистанционное обучение, используемое для проведения элективного курса, внеклассной работы по предмету ведёт к развитию языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций обучающихся, что позволит им успешно решать не только учебные задачи (сдача ГИА, ЕГЭ), но и любые жизненные проблемы.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
1.Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 61 «О федеральной целевой программе развития образования на 2011 – 2015 годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fip.kpmo.ru/fip/info/13430.html
2. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/edu/
3. Приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_05/m137.html
4. Дистанционный курс. Википедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
5. Сайт центра дистанционного обучения Эйдос [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.eidos.ru
6. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева. – М.: Академия, 2004.
7. Сайты:
http://www.fipi.ru/ ;
http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory.;
http://new.fipi.ru/ege-i-gve-11/dlya-predmetnyh-komissiy-subektov-rfhttp://russkiy-na-5.ru/sections/210, а также http://russkiy-na-5.ru/sections/211Аннотация
на образовательный проект «Дистанционное обучение на основе системы Moodle», выполненный учителем русского языка и литературы МОУ «Лямбирская СОШ №2» Лямбирского муниципального района РМ Нугаевой Э.К.
В образовательных стандартах нового поколения обращается особое внимание на необходимость формирования у учащихся метаумений (общих умений, востребованных в разных предметных областях), на повышение доли самостоятельной работы учащихся, на формирование у них оценочной самостоятельности. В этих условиях широкое использование ДОТ в школьном образовании становится требованием времени.Автором работы рассматриваются следующие преимущества ДОТ:1.обучение проходит в удобное время и в удобном для обучающегося месте;2.индивидуализация обучения, предоставляющая каждому обучающемуся возможность построения индивидуального расписания занятий; 3. позволяет учитывать индивидуальные психофизические способности каждого обучающегося; 4. электронный контроль знаний гарантирует объективность и независимость оценок;5. консультации с учителем с помощью электронных средств связи в любое удобное время; 6. наряду с обучением происходит дополнительное углубленное освоение персонального компьютера, современных средств коммуникаций.Использовать все преимущества ДОТ позволяет система Moodle, в которой осуществляется создание и использование материалов для поддержки деятельности обучающихся. Одним из успешных условий проведения ДО в системе Moodle является наличие программы курса. Автором проекта разработан дистанционный курс «Культура речи. Нормы русского литературного языка», предназначенный для учащихся 11-х классов любого профиля и рассчитанный на 34 часа. Дистанционный курс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 10-11 классах в целях подготовки к успешной итоговой аттестации в 11 классе
Зам.директора по УР,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Лямбирская СОШ №2» Аверина Е.В.