ДОКЛАД на тему-Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
ДОКЛАД
БАЯНДАМА
€н-к_й сабаCында денсаулыK саKтау технологиялары
«Здоровьесберегающие технологии на уроке музыки»
«Стикс» бейіндік баCыттаCы мектебі» мемлекеттік мекемесі
Государственное учреждение «Школа с профильной направленностью «Стикс»
І санатты ‰н-к_й п‰ні мaCалімі Медведева
Ирина Борисовна
Учитель музыки 1 категории Медведева
Ирина Борисовна
Павлодар Kаласы, 2013 жыл
г.Павлодар, 2013г.
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей не наносило ущерба здоровью обучающихся.
Цель: Рассмотреть методы, приемы здоровьесберегающих технологий на уроке музыки, выявить особенности влияния музыки на
психоэмоциональное состояние школьников.
Использование здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в здоровье школьников.
Музыка всегда была и остаётся самым популярным средством психотерапевтического воздействия - укрепляет психику человека.
Здоровьесберегающие технологии - это правильная организация учебного процесса.
От учителя более чем на 50 % зависит здоровье уч-ся. Доброжелательный и эмоциональноокрашенный тон педагога - важный момент здоровьесберегающих технологий. Индивидуальный подход, посильная нагрузка, обязательная двигательная активность на уроках, создание доброжелательной, психологически благоприятной среды. создание комфорта на уроке, учение с увлечением благоприятно влияет на здоровье учащихся.
Характерным для здоровьесберегающих технологий является создание творческой атмосферы (эмоции, переживания) на уроках.
Пластическое интонирование, муз. - ритмические движения,
драматизация, инсценирование, интеграция. Целенаправленное формирование психофизического состояния позволяет
увеличить продуктивность урока, внимание, улучшить дисциплину уч-ся,
работоспособность.
При периодической смене видов деятельности и форм работы дети получают заряд энергии, бодрости, эмоционально- положительный настрой
Слушание музыки снимает напряжение, освобождает от негатива, успокаивает, наполняет положительными эмоциями.
ПРИМЕР- (5- 6 классы) Исследование влияния классической музыки на состояние здоровья человека. Работает творческая группа учеников (ребята исследуют, как влияет классическая музыка на эмоциональное состояние человека) И делают такие выводы
Один из наиболее известных теоретиков музыки эпохи Возрождения Джозеффо Царлино писал в своем трактате: «Музыка возбуждает дух, управляет страстями, укрощает и унимает ярость, заставляет проводить добродетельно время и обладает силой порождать в нас привычку к хорошим нравам, особенно тогда, когда она употребляется в должных ладах и в меру».
Известный отечественный педагог В.А. Сухомлинский считал: «Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном. Прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе» Занятия музыкой развивают музыкальный слух, и у человека повышается чувствительность к улавливанию различных звуков. Эта способность может помочь летчикам, водителям, механикам по еле уловимым оттенкам звука работающего мотора определить, какие в нем случились неполадки. Студенты и школьники, обладающие развитым слухом и хорошим чувством музыкальной интонации, осваивают трудности произношения иностранного языка намного скорее, чем те, у кого музыкальный слух не развит Пение в хоре, игра в оркестре или ансамбле развивают в человеке такую важную черту характера, как чувство коллективизма.
Музыка спокойная и мелодичная поможет быстрее и лучше отдохнуть, восстановить силы, а бодрая и ритмичная – улучшит настроение. Музыка снимает раздражение, нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы, помогает подолгу не уставать. Мелодии, доставляющие человеку удовольствие, создающие приятное настроение, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, снижают артериальное давление, расширяют сосуды.
Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи.
Если мучают головные боли, то в качестве лекарственного средства можно использовать «Полонез» Огинского, а улучшит работу сердца «Элегия» Рахманинова.
ПРИМЕР - (5 -6 классы) Учащимся предлагается для прослушивания следующий репертуар:
1. Э. Григ. «Утро» из Музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт»
2. П.И. Чайковский. «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года»
3. В А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада»
Слушание музыки сопровождается показом слайдов.
После прослушивания музыки учащиеся отвечают на вопросы учителя:
Как изменилось ваше самочувствие и настроение после прослушивания?
Снизить усталость от урока помогает физ. минутка, которая необходима для
полноценного физического и психического здоровья, развития двигательных умений и навыков, укрепляет опорно-двигательный аппарат. Особое внимание уделяю осанке.
Прямое положение туловища и головы.
Развёрнутая грудная клетка.
Отведённые назад плечи, находящиеся на одном уровне.
Дыхательная гимнастика
Разминка мимических мышц лица
Звучание голоса очень важный аспект в ЗСТ. При выборе оптимального режима голосообразования учитываю индивидуальные особенности голоса, этапы вокальной работы, условия занятий.
Здоровье школьников, его сохранение существует уже давно. Задача каждого педагога состоит в том, чтобы он в процессе обучения использовал здоровьесберегающие технологии. Можем ли мы, учителя музыки, сохранять и укреплять здоровье учащихся с помощью здоровьесберегающих технологий? Каждый раз, готовясь к очередному уроку, задаю себе вопрос: « Как сегодня организовать и провести урок, чтобы у детей остался положительный эмоциональный настрой?». Поэтому кроме традиционных этапов урока применяю так называемую музыкальную терапию, способствующую сохранению здоровья школьников.
Музыкотерапия это контролируемое использование [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.
Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «исцеление музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов.
На уроках музыки в начальных классах я использую как можно чаще игровую форму, которая позволяет развивать у детей группу музыкальных сенсорных способностей (умение слышать высоту, длительность, силу, тембровую окраску звуков). ПРИМЕРЫ ИГРОВЫХ ФОРМ Виды арт - терапии.
А) Музыкотерапия
Б) Вокалотерапия
В) Дыхательная терапия
Г) Музыкально-двигательная терапия и пальчиковые игры
Д) Цветотерапия (рисункотерапия)
1. Упражнения по музыкотерапии.
Пример (5-6 классы) «Нарисовать в своём воображении картину».
П.И.Чайковский «Песня жаворонка».
По взмаху «волшебной палочки» дети закрывают глаза, расслабляются. Голос учителя звучит мягко, проникновенно: «представьте, как красиво вокруг: светит яркое, ласковое солнышко, согревая нас своими золотистыми лучами; среди густой, зелёной травы «разбрелись» полевые цветы: ромашки, колокольчики, васильки; с цветка на цветок перелетают восхитительные красивые бабочки. Слышите, как стрекочут кузнечики, звенят крылышками стрекозы, жужжат жуки, в вышине поёт жаворонок? Вдруг подул лёгкий ветерок и зашуршал травой».
Ребята дополняют эту звуковую «картину»
2. Упражнения по вокалотерапии.
Пример--«Голоса природы» (1-4 классы)
Серия упражнений представляет собой игру со звуками, в которой используются возможности звукотерапии. Дети имитируют писк комара: на звук з-з-з они поют в высокой тесситуре сначала на одной ноте, затем звучание «колеблется» в пределах полутона.
Звуком ж-ж-ж можно изображать жужжание жука. Дети поют «ж» сначала на одном звуке, затем восходящим движением звука (глиссандо) изображают взлёт жука. После этого нисходящим движением изображается приземление жука.
3. Дыхательная терапия.
Дыхательная музыкотерапия – это тренинг дыхательной функции человеческого организма. Особое место в ней отводится пению. Ведь искусство пения – это ещё и искусство дыхания
ПРИМЕР (1-4 классы) «Гармошка».
Спина прямая, делается глубокий вдох и плавный озвученный выдох. Во время вдоха (рёбра) расходятся в стороны, а во время выдоха рёбра медленно возвращаются в исходное положение.
Музыкально – двигательная терапия и пальчиковые игры.
Включаемые в уроки музыки разнообразные движения, пластические импровизации, танцы под музыку также могут быть средством арт-терапии.
Общеизвестно, что движения контролируются центральной нервной системой, именно она координирует движения мышц и согласованную работу органов. Упражнения двигательной терапии:
ПРИМЕР ( 1-4 классы) «Кузнечики, стрекозы, бабочки»
Я называю, то одно, то другое насекомое, а дети под музыку выполняют характерные для этого насекомого движения. «Кузнечики» выполняют длинные прыжки из положения глубокого приседа. «Стрекозы» летают (бегают) и машут крыльями (широко разведёнными в сторону руками). «Бабочки» порхают (руки соединены в области локтей и запястий, работают только кисти рук: ладони то смыкаются, то разводятся в стороны).
ПРИМЕР - (1-4 классы) Пальчиковая игра «Пиццикато» на музыку Делиба (дети ритмично шагают пальчиками по телу и хлопают ритмично в ладоши).
Цветотерапия (рисуночная терапия).
Звук является первоосновой музыкального искусства, в то время как цвет – изобразительного. Взаимосвязь этих «первоэлементов» в музыкально-образовательном процессе устанавливается с помощью метода художественных ассоциаций и служит не только для формирования музыкального восприятия школьников, но и первоначальных представлений о единой природе искусства и целостной художественной картине мира.
ПРИМЕР - (5-6 классы) М. П. Мусоргский «Картинки с выставки»---прослушивание музыки и рисунок в альбоме.
Таким образом, использование различных элементов арт-терапии открывает новые пространства для свободного творческого самовыражения. Возможности арт-терапии позволяют активно влиять на работу правого полушария головного мозга, а через него на всю структуру личности, формируя систему его духовно-нравственных ценностей и идеалов. Слушайте музыку на здоровье. Она напомнит о любви к людям и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесет радость, здоровье и наслаждение.
Список используемой литературы:
1. Программа по музыке под редакцией Д. Б. Кабалевского, М. – «Просвещение», 2004.
2. Смирнов Н К «Здоровьесберегающие технологии в современной школе».
3. Домогацкая И. Е. «Развитие музыкальных способностей детей и
здоровьесберегающие технологии каждый день» М., 2007.
4. Тютюнникова Т. Э. «Здоровье детей и музыка» Выпуск 1.
5. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия. М.: Росток, 1985.
6. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. М.,2004.