Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в старшем дошкольном возрасте «Ремесла и занятия на Руси»


Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в старшем дошкольном возрасте «Ремесла и занятия на Руси»
Цель: уточнить знания детей о ремеслах и занятиях людей в русской крестьянской общине, не связанных с земледелием.
Задачи:
показать возможность существовавшего товарообмена, взаимозависимость людей разного рода занятий в крестьянском сообществе; создать условия для развития воображения.
совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и световую гамму;
учить сравнивать игрушки, находить свойство и различия; обогащать лексику яркими эпитетами, сравнениями; побуждать к самостоятельному выбору образу декоративной игрушки, использованию своих умений и знаний для ее укрощения декоративными деталями, узорами.
Ход
Воспитатель вносит картину «Ремесла на Руси».
Воспитатель: В крестьянском обществе издавна жили и трудились люди, которые не занимались земледельческим трудом, как остальные крестьяне. Эти люди не пахали землю, не сеяли хлеб, а обладали особыми умениями. К таким мастерам относились: кузнецы, мельники, пастухи, гончары, печники, плотники (демонстрация картинок с кратким пояснением вида занятий). Их труд постоянно был востребован в деревнях, и по мере необходимости к ним неизменно обращались за помощью. Относились к мастерам с большим уважением. Хозяева, нанимавшие работников, привечали мастеров, то есть старались во всем угодить и не ссориться, чтобы те, в свою очередь, выполнили работу хорошо и в срок. Если хозяева были злы, обижали мастеровых, те могла наказать за грубость и неуважение. Например, печники могли положит кирпич так, что при затапливании и остывании печи в доме все время будет стоять стон. Тогда хозяевам приходилось идти на поклон к печнику, просить о переделке вести себя с печником смиренно.
Сказка «Кто мосток починил?»
Давным – давно за темными лесами, под ходячими облаками, под частыми звездами, под красным солнышком стояла деревенька «Невеличка». Люди в той деревеньке жили простые да работящие. Смастерили они через реку Неглубинку деревянный мосток – переправу. Крепкий моток, ладный. Службу свою он исправно нес – с одного берега на другой всякого сухим переправит. Идут девицы в лес, по досточкам лапоточками мягко ступают – легко мостику. Идут гуси на луг, по досточкам лапками перебирают – легко мостику. Скачет конь белоногий, в четыре подковы по досточкам постукивает – тяжело мостику. Стоит мосток, поскрипывает, да не жалуется, дело свое честно выполняет.
Много лет прошло, много воды в речке Неглубинке утекло. Стал мосток уже не тот: настил прогнил, перила надломились, опоры подкосились. Идут девицы в лес – обходят мосток стороной. Ведет пастушок савушка гусочек на луг – обходит мосток стороной. Скачет конь белоногий по мелководью, на мост не ступает. Погрустил мосток без работы – заботы да отправился в путь – дорогу мастера искать.
Первым повстречался ему на пути печник.
- Здравствуй, печник – теплу хозяин! Починил бы ты меня, подладил бы!
Отвечает печник:
- Не серчай, мосток – переправа. Мое ремесло иное – кирпичи брать да печи ровно класть. Возьми моей глины да ступай – ка ты дальше.
Пошел мосток дорогою. Вскоре повстречался ему на пути гончар. Отдал ему мосток глину да с поклоном обратился:
- Здравствуй, гончар – глинник! Починил бы ты меня, подладил бы!
Отвечает гончар:
- Не серчай, мосток – переправа. Мое ремесло иное – горшки мастерить, а не мосты править. Возьми мой горшок глиняный да ступай-ка ты дальше.
Пошел мосток дорогою. Вскоре повстречался ему на пути мельник. Отдал ему мосток горшок да с поклоном обратился:
- Здравствуй, мельник – не бездельник! Починил бы ты меня, подладил бы!
Отвечает ему мельник:
- Не серчай, мосток – переправа. Мое ремесло иное – зерно в муку молоть. Возьми муки мешок да ступай-ка ты дальше.
Пошел мосток дорогою. Вскоре повстречался ему на пути кузнец.
Отдал ему мосток муку да с поклоном обратился:
- Здравствуй, кузнец – коваль! Починил бы ты меня, подладил бы!
Отвечает кузнец:
- Не серчай, мосток – переправа. Мое ремесло иное – у наковальни стоять, молот крепко держать да железо ковать. Возьми топор железный да ступай – ка ты дальше.
Пошел мосток дальше. Вскоре повстречался ему на пути плотник. Отдал ему мосток топор да с поклоном обратился:
- Здравствуй, плотник – с деревом работник! Починил бы ты меня, подладил бы!
Обрадовался плотник топору новому. Без промедления за работу принялся. Настил прогнивший заменил, перила закрепил, опоры починил. Без сучка вышел мосток, без задоринки. Принимайте, люди добрые, работу плотницкую! Служи мосток – переправа!
Идут девицы в лес через мост – поклон мастерам! Ведет пастушок Са-вушка гусочек на луг – поклон мастерам! Скачет конь белоногий с молодым купцом в седле – привет мастерам! Бежит под мостом речка Неглубинка, журчит-говорит водица, как давным – давно за темными лесами, под ходячими облаками, под частыми звездами, под красным солнышком нес службу исправно мосток – переправа…
Вопросы по содержанию сказки:
1.Что такое деревня? Кто такие крестьяне?
2.Почему в сказке деревня названа невеличка? Какие названия деревень вы знаете? Почему люди дали им такие названия?
3.Какой мосток в сказке был построен через речку? (Деревянный, крепкий, ладный.) Как вы понимаете слово «ладный»?
4.Как вы думаете, почему речка названа в сказке Неглубинка?
5.Рассмотрите изображение деревянного моста, назовите части (настил, перила, опоры)
6.У каких мастеров просил помощи мост? (ответы детей подкрепляются демонстрацией картинок с изображением мастеров за работой)
7.Почему ремесленники отказывали в помощи мостику?
8.Почему мостику помог именно плотник?
9.Что передавал мосток от мастера к мастеру? (Объяснить детям сущность товарообмена)
10.Какие из этих ремесел существуют в наше время?
11.Кто такой купец? (Богатый торговец, владелец торгового предприятия)
12.Как сейчас называется это занятие людей? (Индивидуальное предпринимательство)