Классные часы Школа общения
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа общения».
Пояснительная записка
Общение – основное условие развития ребѐнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребѐнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.
Вербальное и невербальное общение при привитии культуры поведения дают возможность адаптироваться и социализироваться учащимся не только в стенах школы, но и за еѐ пределами.
Культура общения людей основана на соблюдении определѐнных правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Он определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону и т.д.).
Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, вежливость, дружелюбие, учтивость, уважительное отношение к людям.
Современное общество предъявляет новые требования к личности учащегося и к его поведению, в частности, в рамках формирования адекватного коммуникативного поведения.
Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определѐнной ситуации нормам и является эффективным.
Программа построена на основе документов:
685800127000
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден и введен в действие с 1 января 2010 года приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373.
6858001651000Закон Российской Федерации «Об образовании»
Цели и задачи Цель: Формирование у младших школьников адекватного коммуникативного поведения.
Задачи:
2286003683000
повышение уровня культуры речевого поведения в сферах устной и письменной коммуникации;
2286004000500
формирование умения выбирать нужную формулу с учѐтом ситуации общения (с кем, когда, зачем говоришь);
2286004127500
освоение речевых норм осуществлять в единстве с изучением общих правил культурного поведения; обучение умению соединять воедино вежливость и отзывчивость, вежливость и
228600-16256000
скромность, и уважительное отношение к другим.
Основные принципы работы со школьниками на занятиях: создание условий для активного продуктивного общения, отработка стандартных коммуникативных речевых и игровых умений; развитие личностных особенностей (открытости, спонтанности и др.); расширение кругозора, систематизация знаний по интересующим детей вопросам, помощь в осознании себя, своих возможностей, закрепление правил общения.
Система работы предусматривает использование следующих форм : ролевые игры, речевые игры, дискуссии, драматизации, моделирование, проигрывание и анализ ситуаций общения, коллективное сочинение сказок, конкурсы, игры-тесты, экскурсии , индивидуальные проекты.
На занятиях предусмотрены различного типа задания по группам: составить незаконченный рассказ, придумать диалоги к картинке, нарисовать ситуацию общения из своей жизни, разыграть ситуацию общения.
Результаты реализации программы. Личностные универсальные учебные действия:
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; Ученик получит возможность для формирования:
морального сознания , способности к решению моральных дилемм на основе учѐта позиций партнѐров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требования.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Программа рассчитана на 35 часов в год для детей 7-9 лет.
Количество часов в неделю: 1ч.
Ожидаемые результаты:
обогащение личного опыта общения детей; ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
овладение учащимися культурой общения в системе «учитель ↔ ученик», «ученик ↔ ученик», «взрослый ↔ ребенок».
Содержание программы.
3 класс
Знакомство (1час). Правила поведения во время знакомства. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку, предупредительность и
вежливость. Обращение по фамилии, имени, отчеству, уменьшительному и полному имени. Игровой тренинг «Здравствуй, это я»
Школьный этикет (2часа). Этикет школьной жизни. Правила этикетного поведения на уроке. Вежливый диалог учителя и ученика.
Речь (3часа). Значение речи в жизни человека. Речь письменная и устная. Грамотность, как свойство устной речи. Общение людей. Связь поведения и речи. Слова-чувства.
Волшебные слова (5 часов). Правила хорошего тона. Обращение с просьбой. Употребление вежливых слов в общении людьми. Правила приветствия и прощания, умение сформулировать суть просьбы. Реализация вежливой просьбы в различных ситуациях (магазин, кафе). Чтение книги С.А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Добрые слова»).
Учимсяговорить(5 часов). Разговор. Как нужно вести себя во время
разговора. Разговор с незнакомымна улице. Формулы обращения к незнакомому
человеку. Обращениек взрослому. Начало разговора, умение говорить и слушать
других. Участники и ситуации общения. Проигрывание речевых ситуаций.
Учимся писать письма (2часа). Поздравительные письма. Традиционные формы построения письма, аккуратность и разборчивость написания. Этикетные формулы обращения в письменной речи. Правила и вежливые формы переписки. Значение переписки в жизни людей. Чужое письмо. Занятие- практикум «Я вам пишу…».
Гость – хозяину радость (2часа). Правила приема гостей. Приглашение в гости и благодарность за приѐм.
Искусство слушать (2 часа). Этикет говорящего и слушающего. Представление о правилах хорошего слушания, восприятие собеседника, проявление доброжелательности к людям. Умение внимательно выслушивать взрослых.
Мимика и жесты в устной речи (2часа). Понятия «мимика», «жесты», их роль в общении. Отражение в мимике, жестах человека его характера и отношения к людям. Ролевая игра «Угадай по мимике мое настроение».
Об уступчивости (2часа). Поведение в коллективе, в семье, в кругу друзей. Умение встать на место другого человека. Речевые формулы, помогающие избежать конфликтов между друзьями. Контактные этикетные формулы: совет, извинение, согласие, одобрение.
Не ссориться и не обижать друг друга (1 час). Взаимодействие школьников в ситуации урока. Вежливое и доброжелательное отношение к сверстникам. Типичные этикетные ошибки (грубость, ябедничество и др.).
Пожелания (3часа). Составление поздравлений. Пожелание друзьям. Слова благодарности. Соотношение представления о праздничных днях и словах. Индивидуальные и коллективные поздравления. Контактные речевые формулы: уважение, благодарность.
У меня зазвонил телефон (1 час). Практикум по телефонному этикету. Речевое поведение: беседа по телефону, реплики начала разговора. Жанр телефонных разговоров. Официальный разговор. Номера телефонов экстренной помощи: ситуации обращения; данные, которые необходимо сообщить.
Итоговое занятие (1 час). Устный журнал «О невежах и вежливости».
Календарно-тематическое планирование
Учебный план 3 класс
№
п\п Название темыКолличествоДата проведения
часовДата по плану Дата по факту
1 Правила поведения во время знакомства. Представление людей друг1 по плану по факту
другу. 2 Формы проявления интереса к человеку, предупредительность и 1 вежливость. Обращение по фамилии, имени, отчеству, уменьшительному и полному имени. Игровой тренинг «Здравствуй, это я» 3 Этикет школьной жизни1 4 Правила этикетного поведения на уроке. Вежливый диалог учителя и 1 ученика5 Значение речи в жизни человека. 1 6 Речь письменная и устная. Грамотность, как свойство устной речи. 1 7 Общение людей. Связь поведения и речи. Слова-чувства. 1 8 Правила хорошего тона1 9 Обращение с просьбой. 1 10 Употребление вежливых слов в общении людьми. 1 11 Правила приветствия и прощания, умение сформулировать суть 1 просьбы12 Реализация вежливой просьбы в различных ситуациях (магазин, кафе). 1 13 Разговор. Как нужно вести себя во время разговора. 1 14 Разговор с незнакомым на улице 1 15 Формулы обращения к незнакомому человеку. 1
16 Обращение к взрослому. Начало разговора, умение говорить и слушать других 1
17 Участники и ситуации общения. Проигрывание речевых ситуаций. 1
18 Поздравительные письма. Традиционные формы построения письма, аккуратность и разборчивость написания. 1
19 Этикетные формулы обращения в письменной речи. 1
20 Правила приема гостей. 1
21 Приглашение в гости и благодарность за приѐм. 1
22 Этикет говорящего и слушающего1
23 Представление о правилах хорошего слушания, восприятие собеседника, проявление доброжелательности к людям. Умение внимательно выслушивать взрослых1
24 Понятия «мимика», «жесты», их роль в общении. Отражение в мимике, жестах человека его характера и отношения к людям 1
25 Ролевая игра «Угадай по мимике мое настроение». 1
26 Поведение в коллективе, в семье, в кругу друзей. Умение встать на место другого человека 1
27 Речевые формулы, помогающие избежать конфликтов между друзьями. 1
28 Вежливое и доброжелательное отношение к сверстникам. 1
29 Слова благодарности. Соотношение представления о праздничных днях и словах 1
30 Составление поздравлений. 1
31 Пожелание друзьям1
32 Индивидуальные и коллективные поздравления. Контактные речевые формулы: уважение, благодарность 1
33 Практикум по телефонному этикету. Речевое поведение: беседа по телефону, реплики начала разговора. Жанр телефонных разговоров. Официальный разговор1
34 Номера телефонов экстренной помощи: ситуации обращения; данные, которые необходимо сообщить. 1
Итого 34 часа
Литература для учителя.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва: «Школьная Пресса», 2002г.
3. Максимова Т. Н. Классные часы. 2 класс.- Москва: «Вако»,2008г.
Богуславская Н.Е., Купина Н.А.. Веселый этикет. Развитие коммуникативных способностей ребенка. – Флинта: Наука, 2007г.
Литература для учащихся.
1.Данкова Р.Е. Вежливые дети. Стихи и рассказы о правильном и неправильном поведении.- Оникс 21 век, 2008г.
2. Черенкова Е. Уроки этикета и вежливости для детей. Учимся играючи.-Рипол Классик Дом XXI век, 2008г.
3.Панкеев И.А. Энциклопедия этикета для детей. Изд. 2-е, испр., доп.-М:Олма-Пресс, 2002.
4. Хрусталева Е. Школа хороших манер для маленьких принцесс.-АСТ, 2008г.
Система оценки планируемых результатов. 1.Входная диагностика .1.Когда ты сможешь высказать свою точку зрения, слушая собеседника? а. остановлю его болтовню и выскажу свою точку зрения, б. дослушаю собеседника до конца и тогда выскажу свою точку зрения,
в. свою точку зрения выскажу сразу, слушать собеседника не стану.
2.Назови из перечисленных ниже то приветствие, которое неприлично говорить учителю при встрече с классом.
а. «Здравствуйте, дети!» б. «Доброе утро, дети!» в. «Хай, дети!»
3.Как ты будешь вести себя при осмотре экспозиции в музее? а. буду передвигаться бесшумно, никому не мешая, б. буду громко комментировать увиденное, в. буду трогать руками экспонаты.
4.Ты опоздал в театр. Идѐт спектакль. Нужно ли сразу проходить на своѐ место? а. Нужно пройти на своѐ место, б. нужно сдать билет в кассу,
в. следует сесть на свободное место.
5.В каком транспорте следует здороваться с незнакомыми пассажирами?
а. в купе пассажирского поезда,
б. в вагоне метро,
в. в салоне автобуса
6.Почему, набрав номер по сотовому телефону, желательно спросить человека: «Вы можете говорить?» ?
а. чтобы быть уверенным, что человек хочет говорить с тобой, б. чтобы узнать настроение человека,
в. чтобы перезвонить попозже, если человек занят работой или за рулѐм машины.
7.Ты пришѐл в гости и тебя оставили одного в гостиной. Что ты будешь делать? а. стоять на одном месте, б. заглядывать в ящики шкафов,
в. прохаживать по комнате, разглядывая мебель.
8.Ты с другом идѐшь по улице встречаешь своего знакомого. Как должен поступить твой друг?
а. поздороваться и отойти в сторону, б. принять участие в разговоре,
в. пока ты будешь говорить со знакомым, уйти.
9.К тебе пришли гости и принесли подарок. Что ты будешь делать? а. молча отнесу его в комнату, б. разверну и поблагодарю,
в. разверну, придирчиво рассматривая и комментируя цвет, форму, размер.
10.«Слово- серебро, молчание — золото». Как ты это понимаешь? а. за плохое слово могут наказать, лучше промолчать, б. лучше не говорить попусту, чтобы потом не было стыдно, в. слушать труднее, чем говорить.
Критерии оценивания.
За каждый правильный ответ ученик получает1 балл.
Ключ. 1.б, 2.в, 3.а, 4.в, 5.а, 6.в, 7.а, 8.а, 9.б, 10.в.
10 - 8б. Высокий уровень развития коммуникативного поведения. 5 - 7 б. Средний уровень развития коммуникативного поведения. 0 - 4 б. Низкий уровень развития коммуникативного поведения.
2.Выполнение проектов по темам: «Мой день рождения», «Моя открытка», «Записная книжка».
Критерии оценивания.
Высокий уровень развития УУД - выполнил все три проекта
2286007747000
ученик использовал дополнительную литературу (справочники, включая электронные и цифровые) при выполнении проектов смог представить свой проект в устной защите
2286003175000
проявил творчество при оформлении и в рамках защиты проекта Средний уровень развития УУД - выполнил 2 - 3 проекта
2286007810500
ученик использовал дополнительную литературу (справочники, исключая
электронные и цифровые) при выполнении проектов
2286007810500
смог представить свой проект в устной защите, но не смог ответить на вопросы
проявил творчество при оформлении и в рамках защиты проекта Низкий уровень развития УУД - выполнил 1-2 проекта
2286007810500
ученик не использовал дополнительную литературу (справочники, включая электронные и цифровые) при выполнении проектов
2286007810500
не смог представить свой проект в устной защите проявил творчество только при оформлении
228600-175895003. Итоговый тест.
1.Кто должен здороваться первым: стоящий юноша или проходящий старик? а. стоящий юноша, б. проходящий старик, в. не имеет значения.
2.Если ты не согласен с собеседником, как ты поступишь?
а. остановлю его на полуслове и выскажу свою точку зрения, б. дослушаю собеседника до конца и тогда выскажу свою точку зрения,
в. свою точку зрения выскажу сразу, слушать собеседника не стану.
3.Кто раньше тебя должен войти в школьное здание, если у входа собралась большая группа детей?
а. младшие школьники и девочки,
б. старшеклассники, в. отличники школы.
4.Тебе представили Сидорова Петю. Петя сказал: «Очень приятно, Сидоров Петя!» Твои действия?
а. с легким поклоном головы протянуть руку, б. похлопать его по спине, в. ответить: «Рад познакомиться!»
5.Зачем в школе существуют правила?
а. чтобы все ученики слушались учителей, б. чтобы сохранить жизнь и здоровье учеников,
в. чтобы родители не беспокоились о своих детях.
6.Попробуй с товарищем выяснить, кто будет первым читать стихотворение., а кто оценивать. Затем поменяйтесь ролями. Отметь, как вы себя вели при этом?
а. сразу же договорились про очередность, приведя убедительные доводы, б. вообще не смогли договорить и разругались, в. договорились, но немного поспорили.
7.У себя в книжном шкафу ты случайно обнаружил книгу, которую друг дал тебе почитать, а ты забыл еѐ вернуть. Твои действия?
а. не возвращать книгу, если друг о ней не напомнил, б. вернуть книгу, извинившись, в. незаметно подложить книгу в ранец друга.
8.Куда ты положишь ложку, если уже поел?
а. положу на скатерть, б. буду держать в руке,
в. положу в пустую миску.
9.Определи ряд, в котором все словосочетания обозначают мимику. а. подмигнуть глазом, покривить душой, пожать руку, б. махать рукой, показать язык, надуть губы, в. сморщить лоб, широко улыбнуться, раскрыть рот.
10.Где ты можешь найти достоверную информацию, неизвестную тебе? а. в словарях, справочниках, энциклопедиях и сети Интернет, б. я сам всѐ знаю, в. в библиотеке.
11.Ты очень торопишься, но тебя на улице останавливает незнакомый прохожий и спрашивает, как пройти на незнакомую тебе улицу. Твои действия?
а. молча укажу в любую сторону, б. отвечу «Извините, к сожалению, я ничем не могу помочь», в. пожав плечами, пройду мимо.
12.Попробуете в паре нарисовать рисунок на тему : «Сказочный герой» .Вместе определите кого вы будете рисовать, где и как. Отметь, как вы себя вели в процессе работы?
а. я слушал моего партнѐра и мы сделали всѐ, как он хотел, б. мы посовещались и договорились о самом герое, расположении и технике рисования, в. я сам всѐ рисовал и не слушал своего партнѐра.
13.Ты спешил на урок и в коридоре столкнулся лбом с другим мальчиком. Тебе ужасно больно. Твои действия?
а. обругаю мальчика, б. молча уйду,
в. извинюсь пред мальчиком.
14.Зачем придерживать тяжѐлую дверь, выходя из здания? а. чтобы она не ударила человека, который идѐт следом, б. чтобы она не стучала, в. чтобы дверь не разбилась.
15.Что научит тебя умению говорить и излагать правильно свои мысли? а. телевидение, б. компьютерная игра, в. книга.
Критерии оценивания.
За каждый правильный ответ 1 балл.
Ключ. 1.а, 2.б, 3.а, 4.в, 5.б, 6.а, 7.б, 8.в, 9.в,10.а, 11.б, 12.б, 13.в, 14.а, 15.в.
13-15 б. Высокий уровень развития коммуникативного поведения и УУД. (- знает установленные правила поведения
2286007810500
планирует свои действия, прогнозирует результат,
2286007874000
осуществляет поиск информации в справочниках и цифровых источниках,
2286007937500
строит сообщения в устной и письменной форме,
2286007874000
адекватно использует речевые средства для решения коммуникативных задач, учитывает разные мнения , договаривается, приходит к общему решению в
228600-16319500
совместной деятельности.)
8-12 б. Средний уровень развития коммуникативного поведения и УУД. (- знает установленные правила поведения
2286007937500
планирует свои действия, но не прогнозирует результат,
2286007874000
осуществляет поиск информации лишь в печатных в справочниках,
2286007874000
строит небольшие сообщения в устной форме и письменной,
2286007937500
не всегда адекватно использует речевые средства для решения коммуникативных задач,
пытается учитывать разные мнения и договориться в совместной деятельности) 1-8 б. Низкий уровень развития коммуникативного поведения и УУД.
(- знает не все установленные правила поведения,
2286007810500
недостаточно планирует свои действия для получения результата,
2286008001000
частично осуществляет поиск информации,
2286008001000
строит небольшие сообщения лишь в устной или письменной форме,
2286008001000
неадекватно использует речевые средства для решения коммуникативных задач, не учитывает разные мнения, трудно договаривается с партнёрами)228600-16256000.