Статья«Мягкие» методы управления коллективом спортсменов-ориентировщиков.
Волошин Ю.И.
Педагог дополнительного образования
ГАОУ ДОД «Белгородского областного Центра
детского и юношеского туризма и экскурсий»
«Мягкие» методы управления коллективом спортсменов-ориентировщиков.
Спортивное ориентирование - активно развивающийся в России вид спорта. Его доступность и полезность как в воспитательном, так и оздоровительном аспектах делают актуальным проблему оптимизации работы со спортивными коллективами ориентировщиков.
Коллектив - это средняя социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретных задач, основанная на общности целей, принципов сотрудничества, сочетания индивидуальных и групповых интересов[1]. В нем воспитанники влияют друг на друга взаимной поддержкой, помощью, критикой, примером, обменом опыта, наконец, самой совместной спортивной деятельностью. Благодаря этому в спортивном коллективе воспитательное воздействие осуществляется систематически и постоянно. Под его влиянием у спортсмена развивается и закрепляется интерес к совместной деятельности, потребность в общении, признании и уважении. Коллектив стимулирует проявление активности в преодолении трудностей, поощряет успехи, развивает волевые качества, такие как настойчивость, инициативность[2].
Личность, выступая как связанная воедино совокупность внутренних условий, которые преломляют все внешние воздействия[3] и, являясь социальным свойством, совокупностью социально значимых черт[4], наиболее полное развитие получает в условиях группового взаимодействия. Но не любого, а именно такого, которое характеризуется как мягкое. Являясь созидательным для личности, оно основано на уважении и доверии и включает возможность свободного принятия ею решений по поводу своих целей и способов их реализации.
Неоправданное же применение жестких, авторитарных методов руководства негативно сказывается на развитии личности спортсмена, так как его внимание в такой ситуации концентрируется в большей степени не на сущности распоряжения, а на отношении к его личности. Постоянная ситуация оценки личности является стрессогенной. Это снижает результативность управленческого воздействия, ориентирующего воспитанника в таком случае не на достижение цели, а на избежание неудач. Поэтому жесткие методы эффективны в небольшом диапазоне ситуаций, связанных обычно с экстремальным положением дел и требующих быстрых и конкретных решений, без возможности их обсуждения. Воспитание же - длительный процесс, который не может происходить в режиме ЧС, в связи с чем опытный тренер старается использовать в первую очередь мягкие методы управления.
Задача регулирования поведения личности естественным образом решается в условиях зрелого коллектива. Коллектив становится по-настоящему эффективной системой с развитыми процессами - самоорганизации и саморегуляции на стадии, обозначенной в концепции Л.И. Уманского как группа-автономия. Для этого он должен последовательно пройти стадии, различающиеся между собой степенью психологической интегрированности в деловой и эмоциональной сферах. Первая стадия - номинальная группа - характеризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач. Далее формируется группа-ассоциация, которая характеризуется межличностной интеграцией в сфере эмоциональных отношений. На стадии «группа-кооперация» определяющими являются интегративные тенденции в сфере деловых отношений. Группа-автономия обладает высоким внутренним единством как в сфере деловых, так и эмоциональных отношений[5]. Но группа может и не достичь максимума своего развития, что скажется и на качестве подготовки спортсменов. Поэтому тренеру имеет смысл обратить внимание на достижение группой зрелого состояния.
В классической типологии выделяют демократический, либеральный и авторитарный стили управления. Либеральный стиль в конечном итоге приводит к анархическим процессам в группе. Авторитарный же эффективен только на стадии номинальной группы, где руководитель берет на себя всю ответственность за организацию тренировочно-воспитательного процесса, полностью организуя его. Но в дальнейшем этот стиль провоцирует проблемы, связанные с психологическим сопротивлением, отсутствием ответственности за происходящие у членов коллектива, и, в конечном итоге, угасание интереса воспитанников как к коллективу, так и к занятиям. Ведь активным может быть только такой член коллектива, который реализует в нём ряд своих потребностей, и главное - потребности в самореализации и саморазвитии, основанные на личных интересах, ценностях, целях. Отсюда задача руководителя - создать ситуацию, в которой становится возможной самореализация личности; на смену авторитарному стилю должны прийти процессы самоорганизации и саморегуляции, непременным условием которых является демократический стиль управления.
Таким образом, управление с учетом потребностей, ценностей, целей и особенностей членов коллектива и есть «мягкое» управление. Оно может реализовываться посредством стимулирования, убеждения, психологического заражения, подражания. Сильным и одновременно «мягким» регулирующим воздействием на личность обладает культура группы при условии добровольности вхождения в коллектив, что является естественным в ситуации подготовки спортсменов-ориентировщиков. В связи с этим на первом этапе формирования коллектива тренеру целесообразно поставить перед коллективом задачу одержать верх в спортивных единоборствах с другими командами. Эта задача в дальнейшем будет приобретать все более глубокие оттенки, когда воспитанники осознают, что стабильные победы в спорте доступны только дружному и сплоченному коллективу. Но такая модификация отношений в коллективе произойдет не сама по себе, а посредством целенаправленной поэтапной работы тренера, включающей в себя три момента:
1) постановка перед юными спортсменами общественно полезной цели их деятельности, которая обязательно должна содержать осознанную перспективу сплочения коллектива и собственного личностного роста. Для этого тренеру необходимо выявить интересы, стремления подростков, их моральные и культурные представления, имеющийся у них опыт коллективных дел и взаимоотношений. Основной функцией тренера на первом этапе является организаторская;
2) поступательное движение коллектива к цели при условии постановки все более сложных задач. Усложняются способы организации команды юные спортсмены овладевают способами самоуправления командой, творчески и самостоятельно подходят к делу, ответственно к нему относятся. Одновременно тренер стремится научить актив планировать работу, составлять памятки, инструкции. Основная функция тренера - коммуникативная;
3) такое построение совместной деятельности юных спортсменов, при котором результат действий каждого подростка служит необходимым звеном в достижении общего результата. На этом этапе у подростков появляется потребность в самовоспитании. Основные функции тренера - организаторская и коммуникативная.
Важными задачами тренера являются установление в коллективе атмосферы взаимного уважения, доверия, доброжелательности; глубокое знание детьми своих товарищей и себя (на этой основе устанавливается равновесие между статусом личности в коллективе и ее представлениями о себе); обеспечение разнообразной деятельности, позволяющей каждому выбрать то дело, которое будет развивать силы и способности юного спортсмена, удовлетворять интересы, позволит применять свои положительные качества; формирование эталонов поведения, критериев для оценки и самооценки поведения; индивидуальная коррекция воспитательного влияния коллектива с учетом особенностей, возможностей, способностей детей.
Ключевое значение для развития коллектива имеет действенный актив группы, формирование которого возможно при следующих условиях: 1) четкое определение критериев личности спортсмена: гражданственность, коллективизм, самообладание, настойчивость, всестороннее физическое развитие, хорошая успеваемость; 2) идентификация типичных «болезней» спортсмена, не обладающего внутренней духовной красотой: зазнайство, самоуверенность, вера в безнаказанность, индивидуализм, культ силы; 3) решительное пресечение попыток перенести соперничество в спорте на соперничество в группе; 4) поощрение товарищеской взаимопомощи, солидарности в спортивных соревнованиях, тренировках, учебе, быту - необходимо учить радоваться победе товарища как своей собственной, бороться с завистью, в какой бы форме она ни проявлялась; 5) формирование спортивных идеалов, образцов для подражания; 6) привлечение более опытных воспитанников к «наставнической» и организаторской деятельности[6].
Таким образом, «мягкое» управление спортивным коллективом означает его развитие на основе формирования личности воспитанника, где тренер выступает, в первую очередь, в роли партнера и консультанта по достижению целей коллектива, содействия процессам его самоорганизации и самонастройки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Егоршин АЛ. Управление персоналом. - 2-е изд. - Нижний Новгород НИМБ, 1999.-С.325.
2. Деркач А.А., Исаев, А.А. Творчество тренера. - М.: Физкультура и спорт 1982. -С.164-165.
3. См. Рубинштейн СЛ. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Психология личности. Тексты. - М.: Изд- во Моск. ун-та, 1982. – С.29
4. См. Социология: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М: Гардарики, 1998: - 244 с.
5. Психология: учебник для гуманитарных вузов/под общей ред. В.Н. Дружинина. - Спб: Питер, 2003. - С. 337.
6. См.: Кочетов А.И. Формирование первичного коллектива // Физкультура в школе. - 1979 - № 5. - С.36.
15