Рекомендации учителю технологии по организации работы при выполнении проектов
Рекомендации учителю технологии по организации работы при выполнении проектов
Метод проектов основан на принципах АКТИВНОГО обучения. Это означает, что, по мере возможности, ученик должен сам разыскать то, что ему нужно знать, его не нужно “кормить с ложечки”. Выяснение всего самостоятельно укрепляет в учениках веру в то, что они активные участники процесса, они несут ответственность за свою собственную работу и свое собственное обучение, они могут изменить мир к лучшему. Необходимость в объяснении учителя сохраняется!
Из всего, сказанного выше, есть исключения! Когда Вы учите школьников, как правильно пользоваться каким-нибудь оборудованием, Вы показываете и рассказываете. Нельзя давать им экспериментировать пока они не усвоят основы работы с инструментами и оборудованием. Принципы безопасной работы и правила соблюдения техники безопасности нужно объяснить учащимся. Иногда нужно объяснить что-то целому классу или небольшой группе, чтобы передать учащимся знания. Например, вы можете рассказать им о различных сортах древесины, металла, тканей и их свойствах. Ученики могут задать вопросы- никто лучше Вас на них не ответит.
Необходимо находить нужную информацию в книгах Часто сведения, которые нужны ученику, можно найти в книгах, В этом случае лучше не отвечать на вопрос, а предложить ученику самому найти ответ в книге. Ему можно помочь порекомендовать подходящую книгу. Попросите ученика самого во всем разобраться, а потом уже поговорить с Вами, чтобы убедиться, что он нашел интересующий его материал, прежде, чем он будет продвигаться дальше. Это придаст ученику уверенности в собственных силах, у него появится новое ощущение “Я сам могу все выяснить! Мне не нужно ждать, когда мне расскажут”. В каждой мастерской должно быть специальное место, отведенное для ресурсов книг, журналов, газетных статей (тщательно разложенных по папкам, которые четко надписаны). настенных таблиц и т.п. Нужно развить в учениках привычку пытаться искать ответы на вопросы в этом ресурсном уголке.
Задавать вопросы другому ученику Ученики часто способны дать ответ на вопросы другого ученика. Если у Вас идет групповая работа, Вы можете постоянно поощрять их стремление сначала задавать вопросы друг другу, а потом уже спрашивать Вас. Здесь снова заключается все тот же смысл “Вы способны разобраться во всем сами”. Приятно наблюдать класс, где все что то делают или обсуждают, а учитель сидит готовый придти на помощь, но только если нужно. Это не означает, что учитель не учит! Он или она создали ту обстановку, в которой может развиваться активное обучение.
Задавать вопросы специалисту Технология это такая обширная область, что один учитель никак не может ответить на все возможные вопросы. Часто стимулирующим моментом является визит в класс специалиста. Например, ученики проектируют и изготавливают игрушку, которая способствует развитию координации между рукой и глазом у маленьких детей. Почему бы не пригласить воспитателя из детского сада, который мог бы поговорить со школьниками? Или профессионального мастера-игрушечника? Или смотрителя музея, в котором есть коллекция игрушек? Если ученики заняты изготовлением одежды, можно пригласить профессионального портного, может быть, кого-то из родителей. Если специалист может придти несколько раз и просто время от времени присутствовать в классе, чтобы отвечать на вопросы, это еще лучше. Когда учащиеся выполняют «открытые» проекты, неоценима помощь специалиста-консультанта, с которым ученик может сверить свою краткую формулировку задачи, получить помощь в направлении исследований и по поводу перечня критериев. Которым должно удовлетворять изделие (спецификации), в выборе лучшей идеи, которую ученик будет развивать, и в том, как изготовить изделие, и в конечной оценке в конце проекта.
Непосредственное наблюдение Ученики часто могут многому научиться, наблюдая за тем, как другие люди пользуются изделиями, В проекте, связанном с изготовлением развивающей игрушки ученики могут сходить в детский сад и посмотреть, как играют маленькие дети. Тогда им станет ясно. насколько сложной может быть такая игрушка, какой размер лучше всего и т.д. Потом в классе они могут поделиться своими наблюдениями и обсудить выводы, к которым они пришли.
Ходить в магазин или на рынок Очень многому можно научиться, просто разглядывая подобные изделия на рынке. Такое посещение может быть хорошим домашним заданием, особенно на выходные дни, когда у учащихся больше свободного времени.
Посещать музеи
· Это может быть по-настоящему информативно. Проблема, как всегда, в том, что времени не хватает!
Создать собственную коллекцию В школе можно создать свой собственный мини-музей Попросите родителей не выбрасывать то, что может пригодиться для обучения. Таким образом можно собрать коллекции сломанных или устаревших фотоаппаратов, радиоприемников, чайников бутылочек из-под духов, одежды, очков, чемоданов, кухонного оборудования, инструментов и т.п. Их можно использовать для обсуждения чего угодно, от эргономики до материалов, от методов производства до маркетинга. Еще полезно иметь коллекцию рисунков разных изделий и хранить их в папках в ресурсном уголке.
Показывать видео-фильмы Часто это мотивирует больше, чем лекция. Почему бы не снять на видеокамеру, как ученики защищают свои проекты, и потом использовать это в следующих классах как способ знакомства с новыми идеями и концепциями?
Пригласить старшеклассников сделать сообщение Это также может быть одним из способов знакомства с новыми идеями, Кроме того, это хорошее упражнение для старшеклассников: оно укрепляет их уверенность в себе, их коммуникативные навыки, а школьники помладше становятся более зрелыми в оценках идей.
Вывешивать на стенах работы учеников. Очень важно, чтобы стены мастерской были украшены работами учеников! Однако было бы ошибкой выставлять только готовые изделия. Гораздо лучше выставлять просто проектные листы из проектных папок или рабочих тетрадей. Предположим, Вы хотите научить весь класс, как описывать перечень критериев, которому должно удовлетворять изделие . Можно приколоть к стене примеры разных подходов к разработке критериев и предложить ученикам на них посмотреть. Потом -обсудить и проанализировать.
Поговорить с мамой, папой, бабушкой и т.д. Обучение происходит не только в школе. Пусть Ваши ученики обсуждают свои идеи дома. Это помогает не только принимать хорошие проектные решения, но и вовлекает семью в работу детей. Таким образом можно повысить мотивацию учеников. Кроме того. при этом увеличивается роль технологии в школьной программе и укрепляются связи между школой и семьей.
Опросы и анкеты Иногда школьникам нужно проделать маркетинговое исследование, Они могут составить анкету, опросить людей, для которых предназначено это изделие, и получить ценную информацию о том, что людям нужно и что они предпочитают.
Экспериментировать Может быть, самым ценным способом узнать истину для школьников является эксперимент. Например в кулинарии ученики могут приготовить несколько альтернативных вариантов блюд и потом пригласить дегустаторов. чтобы осуществить связь с потребителем. Связь между размышлением и изготовлением, между возникновением идеи и её апробацией на материалах должна возникать вновь и вновь. Ошибочно заставлять школьника проделывать весь процесс размышления только на бумаге, а потом прямо переходить на рабочее место и заниматься изготовлением, которое в этом случае превращается в отдельную стадию работы. Чем больше ученики могут экспериментировать, работать с моделями и макетами, чем больше они пробуют что-то сделать, используя настоящие материалы, тем успешнее будет реализация проекта.
Дизайн-анализ (Анализ изделий) Ученики всегда получают очень много, исследуя готовые изделия и пытаясь понять те решения, которые принимал проектировщик. Здесь лучше использовать предметы массового потребления, разработанные для массового рынка, а не единичные изделия мастера, в которых может быть больше художественного самовыражения. Анализ изделий наиболее эффективен, когда ученики обсуждают изделия в группах. Таким образом они могут усвоить большое количество информации. Предположим, они анализируют деревянный стул или футболку. Учитель может снабдить их информацией о материалах (в данном случае о дереве или хлопке) и их свойствах, о способах производства, чтобы помочь ученикам исследовать изделие. Но информация будет усвоена ими в контексте активного обучения, а не в результате лекции учителя, Самостоятельный поиск информации и использование ее в конкретной деятельности мотивируют школьников к овладению технологией.
Метод проектов- подход, в котором ведущую роль играют ресурсы. Идея, которая лежит в основе всего, заключается в необходимости иметь как можно больше ресурсов книг, специалистов, изделий, учителей, благодаря которым ученики и будут учиться при помощи активных методов.