Методические рекомендации организации экскурсии
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессиональ6ного образования
«Дубовский зооветеринарный колледж
имени героя Советского Союза А.А. Шарова»
Методические рекомендации
по организации проведения экскурсии
автор:
Крамаренко Надежда Александровна,
Заслуженный учитель РФ,
преподаватель высшей категории специальных дисциплин
2016 год
Одной из актуальных проблем в учебном процессе является проблема применения инновационных педагогических технологий.
В современных условиях для успешной организации учебного процесса перед педагогом встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала.
Использование экскурсий любого вида, в том числе и виртуальных экскурсий, делает процесс обучения и преподавания более интересным, качественным, результативным.
Учебные экскурсии - это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Предусмотренные учебными программами экскурсии являются обязательными и проводятся в рамках учебного времени, отводимого на изучение того или иного предмета.
Как и другие организационные формы обучения, экскурсии реализуют дидактические принципы (научности, связи обучения с жизнью, наглядности и др.), способствуют рассмотрению изучаемых явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости, формированию познавательных интересов, коллективистических отношений, патриотических, эстетических и других качеств личности, подготовке учащихся к практической деятельности и профессиональной ориентации.
Большое внимание учебным экскурсиям уделяли прогрессивные педагоги прошлого, которые видели в правильно организованной экскурсии один из способов научить детей читать «книгу жизни».
Экскурсии проводятся в связи с изучением на уроках определенных разделов программы: в природу (природоведческие экскурсии), на промышленные предприятия, производственные экскурсии, в музеи, исторические экскурсии.
Обратите внимание!
Преподаватель обязан следить за выполнением правил техники безопасности и дисциплиной. Сопровождающий преподаватель несет полную ответственность за соблюдение правил техники безопасности.
Каждая экскурсия должна начинаться с инструктажа и оформления журнала по правилам техники безопасности.
Любая экскурсия дает человеку новые знания о природе, обществе, исторических событиях, природных явлениях, т. е. она является частью процесса образования.
История возникновения экскурсии.
Экскурсии возникли в конце XVIII – начале XIX века как метод обучения, способствующий развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы обучающихся.
Роль экскурсий была подчеркнута в исторических постановлениях ЦК партии (1931 - 1932). С развитием советской школы экскурсии стали все шире применяться в учебной работе и в настоящее время стали обязательным элементом процесса обучения.
Они внедрялись в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России, выступавшими против схоластики в преподавании.
В течение XIX века экскурсии постепенно становятся органичной частью учебного процесса не только в школе. Многие учёные обращались к экскурсиям как одной из форм учебной работы.
Экскурсия как форма организации деятельности возникла в педагогике в то время, когда велась борьба против схоластики и вербализма в обучении и воспитании. Еще в XVIII веке французский философ Жан-Жак Руссо высказал мысль о том, что экскурсии в природу развивают творческую наблюдательность, пытливость и самостоятельность в исследовании окружающего мира.
«Экскурсия – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях» - Н. В. Пакулова.
В зависимости от места в учебном процессе различают экскурсии: вводные, текущие, итоговые или заключительные, тематические, виртуальные и интерактивные, комплексные, производственные или учебные, профессиографические.
Вводные, или предварительные экскурсии предшествуют изучению материала на уроках и имеют целью проведение наблюдений или сбор материала, необходимого для использования на учебных занятиях.
Текущие, или сопровождающие экскурсии проводятся параллельно с изучением на уроках разделов программы с целью конкретизации отдельных вопросов и более основательного их рассмотрения.
Итоговые, или заключительные экскурсии завершают учебную работу на уроках по отдельной теме или разделу программы.
Бывают экскурсии тематические (географические, исторические).
В ряде случаев практикуется проведение экскурсий одновременно по нескольким учебным дисциплинам. Такие экскурсии получили название комплексных экскурсий. Они предоставляют широкие возможности осуществления межпредметных связей, всестороннего изучения объекта наблюдений в его целостности, экономного использования времени.
Комплексные экскурсии проводятся на природу и производство в целях политехнического обучения и профессиональной ориентации обучающихся.
Особую ценность имеют производственные экскурсии, организуемые одновременно по нескольким учебным предметам.
Производственные или учебные экскурсии - это одна из многочисленных форм профориентационной работы с обучающимися. Они имеют большое образовательное, политехническое и воспитательное значение.
Производственная экскурсия служит формой наглядногоознакомления обучающихся с техникой и технологией, организацией производства, содержанием труда, условиями труда, выпуском продукции.
В основном, производственные экскурсии рассматриваются как средство формирования и развития у обучающихся интереса к различным профессиям.
Основная цель производственной экскурсии - расширение политехнического образования учащихся. Экскурсия на какое-либо предприятие, проводимая в органичной связи с содержанием учебных предметов, помогает обучающимся уяснить, что естественные науки являются фундаментом современной техники, показывает неразрывную связь теории и практики в производственной деятельности людей
Ознакомительная экскурсия. Основными целями являются ознакомление с местом предприятия и отрасли в народном хозяйстве, с условиями и характером возможно будущей работы, с историей и перспективами развития предприятия.
Важным моментом ознакомительной экскурсии является привитие эмоционально-положительного отношения к предприятию, отрасли, ведущим профессиям. Интерес, уважение к истории предприятия, профессионализму работников, значимости и качеству выпускаемой продукции приводят к повышению активности личности в выборе профессии по профилю предприятия.
Тематическая экскурсия является продолжением уроков технологии, физики, химии, биологии и т.д. в качестве наглядной демонстрации изучаемого материала.
Эта экскурсия может быть полезна тем, кто проявляют повышенный и устойчивый интерес к определенной сфере производства и работе специалиста.
Профессиографическая экскурсия имеет цель - раскрыть содержание основных профессий, показать их значимость и взаимосвязь.
В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные экскурсии.
Персональный компьютер и Интернет очень прочно вошли в нашу жизнь, а современная молодежь проявляет к ним значительный интерес.
Задача преподавателя заключается в том, чтобы данными средствами в системе образования было обеспечено большинство обучающихся.
Термин «виртуальный» происходит от английского слова virtual – похожий, неотличимый. Возможность «посетить» виртуальные экскурсии стали появляться в Интернете в 1991 году. В настоящее время количество и глубина изложенного материала, доступного через сеть Интернет, непрерывно растёт.
В сети Интернет чаще всего можно встретить традиционные литературные экскурсии, географические, экологические, ветеринарного цикла (представлена работа клиник, лабораторий).
Несмотря на кажущуюся простоту проведения виртуальных экскурсий, преподаватель может столкнуться с рядом проблем. Первая и главная проблема - это отсутствие подключения к сети Интернет. Следующей проблемой может быть ограниченное количество компьютеров и компьютерных классов в учебном заведении.
Иногда достаточно иметь в кабинете компьютер и мультимедийный проектор, что является менее интересным для обучающихся.
Планирование экскурсии согласовывается с учебным планом, расписанием занятий, что отражается в плане ПЦК и утверждается заместителем директора по учебной работе.
Любой из видов учебных экскурсий не является самоцелью и применяется в связи с темами уроков, практикумов, семинаров. Проведение экскурсий требует тщательной подготовки. Преподаватель определяет задачи и содержание экскурсии, выбирает объект и тщательно с ним знакомится, решает вопрос о руководстве предстоящей экскурсией. Желательно, чтобы сам преподаватель проводил экскурсию. Если же это по каким-либо причинам невозможно, преподаватель должен дать будущему экскурсоводу (специалисту производства) необходимые методические указания: план - рекомендации, предусматривающие, на какие предметы, явления или процессы следует обратить внимание, какова должна быть продолжительность и последовательность экскурсии, какие объяснения следует сделать учащимся при ее проведении.
В плане проведения экскурсии, разрабатываемом преподавателем совместно с учащимися, отмечаются:
Этапы работы;
Перечень наблюдений и материалов, которые должны быть собраны во время экскурсии;
Необходимое оснащение и оборудование (средства для наблюдений и их фиксирования, измерительные приборы и инструменты и т. п.);
Распределение времени по этапам экскурсии;
Форма организации учащихся на экскурсии (фронтальная работа, групповая или индивидуальная).
Перед экскурсией ученики получают и уясняют задания, с ними проводят вступительную беседу – инструктаж. В заданиях указывается: объекты наблюдения, цели экскурсии, форма отчетности о проведенной экскурсии.
Продолжительность экскурсии зависит от характера объекта, целей проведения, и обычно колеблется в пределах от 45 мин не более1- 1,5 ч. Время, затрачиваемое на дорогу в оба конца, как экскурсионное не учитывается.
При проведении экскурсии обеспечивается активная работа всех обучающихся, возможность проведения наблюдений, поддержание дисциплины и порядка, знание и соблюдение правил поведения и правил техники безопасности.
Во время проведения экскурсии (на мой взгляд) совершенствуются различные методы обучения. Такие как, технология кооперативного обучения в малых группах; исследовательский метод обучения; совместная творческая работа; публичное решение вопросов.
Заключительный этап экскурсии состоит в проведении преподавателем итоговой беседы, в ходе которой полученные на экскурсии сведения включаются в общую систему знаний обучающихся. Преподаватель дает указания об обработке собранного материала, о подготовке отчета.
По материалам экскурсии можно рекомендовать организацию презентаций, рисунков, диспута, выставки.
Обязательное обоснование - зачем это нужно, с какой целью мы идем на экскурсию. Заранее необходимо дать хотя бы самые общие сведения о предприятии.
Таким образом, экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Экскурсии расширяют и углубляют знания обучающихся. Всё это позволяет сформировать у них представление о природе как о едином целом, в котором все части теснейшим образом взаимосвязаны.
Список литературы.
Александрова Е. В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса. / Е. В. Александрова. 2010.
2. Информационные ресурсы сети Интернет