Конспект урока по литературному чтению. Обобщение по теме Чудесный мир классики (4 класс)
Урок литературного чтения
Тема: «Чудесный мир классики»
4 класс
Цели: обобщить полученные знвния по разделу; развивать творческие способности; воспитывать чувство коллективизма, ответственности, гордости и восхищения отечественной литературой.
Планируемые результаты:
предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и реккомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию;
Метопредметные:
регулятивные: формироание учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы
познавательные: анализ прочитанного текста, выделение основной мысли
коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения;
личностные: проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в ее использовании, знание правила выбора книги.
Оборудование: учебник « Литературное чтение» 4класс Л.Ф. Климановой, выставка книг по теме урока, портреты писателей , карточки с заданиями, словарь, компьютер, презентация, мультимедийный проектор, экран.
Организационный момент
Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,
Возможно, есть классы и лучше, и краше,
Но пусть в нашем классе будет светло
Пусть будет уютно и очень легко.
Вступительное слово учителя
-У нас сегодня обобщающий урок по разделу: «Чудесный мир классики». И нам с вами предстоит создать проекты по изученному разделу. Но перед тем, как начать нашу работу и отправиться в увлекательный мир классики, я хочу поставить перед вами вопрос, на который вы ответите в конце урока. Действительно ли мир классики чудесный? Почему?
- Ребята, кто из вас ответит, что такое «Классика»? Более точное определение этому слову мы найдем в словаре.
-В большом Энциклопедическом словаре слово обозначает образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.
Действительно все прочитанные произведения являются общепризнанными и имеют непреходящую ценность для национальной культуры, а авторы, с которыми мы познакомились являются выдающимися.
Кто же эти авторы? ( дети называют ФИО и распределяют на ватманах фото)
Работа над проектом.
-Каждый автор имеет свою биографию. А что такое «биография»? Дайте определение этому слову. Сейчас вашему вниманию будут представлены отрывки текста, а вы определите, о ком идет речь.
*Именно в детские годы возник у него замысел сказки: лет с 11 или 12, а может даже «на руках няни». «Конёк – горбунок» был сказкой, не только рассказанной, прежде всего для детей, но и задуманной ещё ребёнком, записанной юношей. Сказка ребёнка для ребят: таких сказок в жизни очень мало. ( П П ЕРШОВ)
*Он сам не помнил, когда начал сочинять, как не помнил, когда научился грамоте. И сочинял он, конечно по-французски, как отец. Одним из близких ему людей была его няня Арина Родионовна, которая долгими зимними вечерами рассказывала ему сказки, которые легли в основу его собственных. (А С ПУШКИН)
*Семья писателя была талантливой русской семьёй. Павел Егорович, отец, играл на скрипке, пел, рисовал. Два брата – Александр и Михаил – стали впоследствии писателями; брат Николай был превосходным художником, Иван – выдающимся педагогом; сестра Мария Павловна, самый близкий его друг, – художница. (А. П. ЧЕХОВ)
*Когда собирались соседи, устраивались танцы, и раза два в год был домашний спектакль; бабушка была ласкова и добра и любила, чтобы дети играли и веселились, и нам было у неё очень весело.
Так прожили мы два года. В1827 году она поехала с Мишелем в Москву, для его воспитания. (М. Ю. ЛЕРМОНТОВ)
*Мне и не было 2 лет, когда умерла моя мама, а затем и отец. Меня воспитывали мои тети. Я учился на филологическом факультете, а потом пошел в юридический, но так и не получил диплома» (Л. Н. ТОЛСТОЙ).
4. Игра «Составь слово»
-А сейчас я хочу предложить вам сыграть в одну игру, называется она «Составь слово»
Басня.
- Дети, кто из вас может объяснить, что такое, басня?
( БАСНЯ – краткий, чаще всего стихотворный, нравоучительный рассказ).
Рассказ.
- Дети, кто из вас может объяснить, что такое, рассказ?
(РАССКАЗ – малая форма эпической прозы, Значит, рассказ – это произведение, в котором сообщаются подлинные, действительно бывшие события.)
Сказка.
- Дети, кто из вас может объяснить, что такое, сказка?
СКАЗКА – один из видов фольклорной прозы. (Три повтора, волшебные предметы, рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном заканчивается хорошо В сказке всегда идет борьба добра и зла, честное и доброе всегда побеждает. Она всегда несет в себе элемент нравоучения.)
- Как одним словом назвать Басню, рассказ, сказку? Ж А Н Р Ы
А вот теперь прослушайте произведение и определите жанр.
- Как вы думаете, как Л. Н. Толстой назвал своё произведение
Сказка, рассказ, или басня??
Почему? (Очень короткий, поучительный)
- Можно ли из услышанного за 1 минуту чему- нибудь научиться?
5. Работа в группах
Следующая работа предполагает сотрудничество, значит нам нужно
- На столе у вас лежат карточки, а на них записаны произведения, которые изучали в этом разделе и их авторы. Вам нужно с левой стороны выложить произведения, с правой авторов, а затем проверим.
«И молния грозно тебя обвивала…» (А.С.Пушкин «Туча»)
«Вскормлен грудью облаков…» (М.Ю.Лермонтов «Дары Терека»)
«Глядишь в забытые ворота…» (А.С.Пушкин «Няне»)
«И редкий солнца луч, и первые морозы…» (А.С.Пушкин «Унылая пора»)
7. Чтение стихотворений
Теперь от каждой группы приглашаю по одному ученику. Вам нужно будет выразительно прочитать любое стихотворение, которое вам понравилось.
8. Работа в парах
Игра: «Узнай произведение по слову».
- У меня в мешочке – карточки. На них записаны слова. Ребёнок, прочитав слово, должен назвать произведение и его автора. А класс ответить ещё и на вопросы учителя.
* ЗЕРКАЛЬЦЕ
- Найдите в тексте с. 72 как А.С.Пушкин описывает зеркальце.
* КАМЕНЬ с.119.
- Найдите в тексте и прочитайте, что решил сделать мужик, чтобы убрать камень?
* ДАРЬЯЛ с.96
- Найдите и прочитайте четыре строки, в которых автор описывает, ТЕРЕК.
* ПЕРО с.42
- Найдите отрывок, в котором рассказывается как в дозор собирался Иван.
* СААЗ – Что такое СААЗ? /турецкая балалайка./* МОЛНИЯ (А. С. Пушкин)
- Что значит выражение «Алчную землю поила дождём?»
* АМЕРИКА
- Зачем мальчики решить уехать в Америку?
8. Работа с иллюстрациями
-И для того, чтобы наш проект приобрел эстетический вид, нам надо распределить иллюстрации.
– К какому произведению эта иллюстрация? Кто автор? Кто изображен на этой иллюстрации?
10. Подведение итогов
- В конце урока мне очень бы хотелось, чтобы вы доказали, что вы все прекрасно усвоили Мир чудесной классики и распределили ФИО авторов на созданный вами проект.
Ершов…Петр Николаевич, 1815 – 1869
Пушкин… Александр Сергеевич, 1799 – 1837
Лермонтов… Михаил Юрьевич, 1814 – 1841
Толстой… Лев Николаевич, 1828 – 1910
Чехов… Антон Павлович, 1860 – 1904
И вот пришла пора ответить на вопрос, который я вам задавала в начале урока. Действительно ли мир классики чудесен? Чем? (разнообразием жанров произведений, много нового узнали о творчестве великих классиков, содержанием произведений, красочным, богатым языком написания произведений).
10.Рефлексия
Замечательно! Ведь вы сейчас тоже превратитесь в писателей и напишите синквейн
первая строка – название темы (одно существительное);
- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
- третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя глаголами;
- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
Классика
Чудесная запоминающая
Учит, воспитывает, развивает
Вижу прекрасный мир
Незабываемо
А закончить наш урок я хочу замечательными словами Радина Виктора Викторовича
Дети и книга
Встреча с книгой, что с другом,
Для всех словно праздник,
А для детской души
Это нить Ариадны,
Что ведет их от сказок,
Былин и преданий
В мир жизни реальной,
Мир науки и знаний.
Книги учат детей
Всем премудростям жизни
– Как быть Человеком,
И быть нужным Отчизне,
И как правду от лжи
Все должны отличать,
Как бороться с врагом
И как зло побеждать.
Книги им помогают
Красоту постигать,
Как прекрасное видеть,
Как его передать,
И как в малом увидеть
Большое значенье,
И как в жизни найти
Золотое сеченье.
Мудрость книжных страниц
– Это жизни уроки
О дне предстоящем
И о наших истоках.
Они побуждают
Мечтать о высоком,
О будущем думать
– О потомках далеких.
В книгах знания, свет,
В книгах память веков,
В книгах мудрость людей
– Наших дедов, отцов.
Нам без книг, как без хлеба,
Даже дня не прожить.
Так давайте же будем
Их беречь и любить.