Консультация Формирование толерантности в старшем дошкольном возрасте и поликультура, как одна из основ ее воспитания
Формирование толерантности в старшем дошкольном возрасте и поликультура, как одна из основ ее воспитания
Массовая миграция населения в Россию, в том числе и в нашу республику стимулирует напряженность в межнациональных отношениях, на почве чего возникают этнические конфликты, которые усложняют адаптацию человека.
Воспитание на основе общепринятых истинных ценностей - не только и не столько педагогическая проблема, это проблема развития всего общества.
В дошкольном возрасте закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представления о значимости человеческого достоинства, понимание ценностей своих личных и окружающих, воспитывается уважение к ним, толерантность, чувство солидарности, стремление к сотрудничеству и умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций.
Одна из задач педагога в контексте данной проблемы: помочь воспитать интерес и уважение детей к иной культуре и ее носителям, взаимопонимание, терпимость, открытость и дружелюбие.
Толерантность происходит от латинского слова «tolerantia» – терпение и означает - терпимость к иному роду взглядов, нравам, привычкам.
В педагогическом аспекте толерантность рассматривается, как сформированное или формируемое моральное качество, моральная добродетель, условие успешной социализации, проявляющееся в социальных отношениях, главным признаком которого является уважение права другого на отличие.
Проблемой воспитания толерантности является то, как увидит, как воспримет ребенок целостную картину мира, так и будут формироваться потенциалы к толерантности у детей. Это зависит от целого ряда объективных, и субъективных факторов.
В процессе воспитания толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста, как целостного образования имеется своя структура, соподчиненности компонентов.
Когнитивный компонент, или информационно-познавательный этап.
Аффективный компонент, т. е. эмоциональная оценка объекта, выявление чувств симпатии или антипатии к нему.
Конативный компонент или мотивационно-поведенческий, т. е. последовательное поведение по отношению к объекту.
Условия формирования толерантности
1.Создание толерантного пространства в дошкольном учреждении.
2.Подготовка педагога соответствующая целям и задачам толерантного воспитания.
3.Необходимость применять педагогических технологий направленных на развитие толерантности (диалог, дискуссия, сотрудничество).
4.Взаимодействие воспитателей и родителей.
5.Разработка и внедрение специальных программ по формированию толерантности.
Методы формирования толерантности
Методы, обеспечивающие формирование нравственного сознания (беседа, художественная литература).
Методы создания у детей практического опыта социального поведения(метод научения положительным формам поведения, наблюдение с обсуждением, личный пример).
Методы, формирующие нравственные чувства, эмоции и отношения у детей (поощрение, оценка поступков).
Поликультурное воспитание играет большую роль в формировании толерантности, т.к. как происходит усвоение знаний об иных культурах, осознание различий и сходств, общего и особенного между культурами, традициями, образом жизни, формирование позитивного, уважительного отношения к многообразию культур и их представителям.
Средства
для формирования толерантности в поликультурном воспитании
Общение с представителями разных национальностей;
Устное народное творчество;
Художественная литература;
Игра, игрушка и национальная кукла;
Декоративно - прикладное искусство, живопись и музыка;
Этнические мини музеи.
В результате использования средств формирования и воспитания основ толерантности, у детей не только формируется интерес к народному искусству, воспитывается положительное отношение к культурному окружению, уважения и взаимопонимания к другим народам, кроме всего этого дети получают моральное и эстетическое удовлетворение, углубляют познания об окружающем мире, включаются в практическую деятельность, развиваются физически. Все это способствует личности в целом.
Формирование основ толерантной культуры у старших дошкольников базируется на обучении их навыкам бесконфликтного взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.
Многообразие культур, с которым ребёнок сталкивается в своей деятельности, позволяет ему представить мир более объемно и ярко.
Дети играют и общаются, поют и танцуют, а значит, уже в самом раннем возрасте вплетают в свою жизнь ростки иной культуры, что обязательно скажется на их социальном становлении.