Конспект урока по математике на тему Число и цифра 7 (1 класс)
Конспект урока для 1 класса по математике.
Тема: «Число и цифра 7».
Учитель начальных классов: Капшукова Елена Михайловна.
Тема: «Число и цифра 7».
Цели:
1.Познакомить с образованием числа 7, учить обозначать количество, число предметов цифрой 7.
2.Закреплять знания чисел натурального ряда, навыки счёта в пределах 6, умение употреблять числительные с существительными, употреблять цифру в соответствии с числом предметов. Работать над осмыслением действий сложения и вычитания.
3.Развивать устойчивое внимание, память, речь, мышление, фонематический слух. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Прививать интерес к предмету.
План урока.
Орг. момент.
Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
Устный счёт.
- Сегодня к нам на урок пришла Белоснежка. Она потеряла своих друзей гномов и без вашей помощи не может их найти. Поможем Белоснежке найти её гномов?
1.Работа с числовым рядом.
- Давайте маленько пошумим, может нас кто из гномов и услышит. Сейчас я буду отстукивать на бубне, а вы считайте сколько раз я стукнула в бубен и покажите эту цифру. (2, 4,1).
Молодцы! Вот и нашёлся первый гном.
- Дальше нам предстоит сложный путь. Дорога заколдована, Что бы идти дальше нам надо её расколдовать.
Сосчитайте количество точек и покажите цифрой. (1 ученик у доски).
993140165735-1212851657352050415165735322199016573543840401657355457825165735
570801581280
4 1 2 5 3 6
- Посмотрите внимательно на цифры, что вы заметили? (они стоят не по порядку)
- Помогите восстановить числовой ряд. (1 ученик у доски, остальные у себя на партах).
-Назовите последующее число числу 2. (3)
- Назовите предыдущее число числу 6. (5)
- Какое число стоит между числами 5 и 3? (4)
- Назовите соседей числа 2. (1,3)
Какое число самое наименьшее в этом числовом ряду? (1) Наибольшее? (6)
-Молодцы вы справились с заданием и Белоснежка увидела своего второго друга.
- А у этого гнома следующее задание, чтобы им пройти дальше вы должны решить задачу. Слушайте внимательно.
«6 весёлых медвежат
За малиной в лес спешат,
Но один малыш устал,
От товарищей отстал, А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди? (5)
-Как узнали? (6- 1=5)
-Мы встретились ещё с одним гномом.
Физминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише- тише – тише,
Деревцо всё выше – выше.
II. Работа над новым материалом.
1.- Ребята, посмотрите, дальше всю дорогу занесло, нам необходимо очистить дорогу от снежинок, чтобы идти дальше.
- Положите у себя на парте 6 снежинок, а рядом ещё 1. Сколько снежинок стало, давайте сосчитаем хором.
- Правильно 7. Сегодня мы познакомимся с числом и цифрой 7.
- Посмотрите, какую цифру нам принёс гном.
«Вот семёрка – кочерга.
У неё одна нога.» (показ цифры 7)
«Семь точно острая коса.
Коси, коса, пока остра» (рисунки)
- Найдите в кассе цифр, цифру 7. (у доски)
- Посмотрите по сторонам, гномики раскидали все семёрки по классу, нам необходимо их собрать. Найдите каждый себе по цифре 7. ( на партах выкладывают числовой ряд 1….7)
- За каким числом идёт число 7?
-На сколько единиц число 7 больше 6? (на 1)
-Молодцы, посмотрите, мы встретили ещё гнома. Этот гном хочет узнать, знаете ли вы, где можно встретить цифру 7. (номер дома, квартиры, автобуса)
- А ещё цифра 7 встречается в сказках, вспомните эти сказки и назовите. («Волк и семеро козлят», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Белоснежка и семь гномов»)
- Отгадав загадку, мы узнаем, где ещё встречается цифра 7.
Братцев этих ровно 7.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят друг за другом.
Попрощается последний –
Появляется передний. (дни недели)
- Кто назовёт мне дни недели?
- Молодцы, посмотрите, кого мы встретили? (Ещё одного гнома)
- Он принёс вам волшебный мешочек. В этом мешочке лежат цифры, вам надо на ощупь найти цифру 7.
2.- Сейчас мы вместе с гномами узнаем, как можно получить число 7.
- Положите у себя на партах 6 зелёных кружочков и справа ещё один жёлтый. Сколько кружков стало? Давайте сосчитаем хором. (7) Какой пример можно составить? (6+1=7)
- Положите 4 палочки и добавьте ещё 3. Сколько палочек стало. Подумайте и скажите какой пример можно записать. (4+3=7)
-Отложите на счётах 5 косточек и ещё 2. Сколько вы отложили? Составьте пример. (5+2=7)
-Прочитайте хором примеры. Что у нас получились.
-Молодцы!
Физминутка.
Раз - подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – за парты тихо сесть.
III.Работа в тетрадях.
- Посмотрите, следующий гномик принёс нам показ, как писать цифру 7.
Объяснение учителем:
Начинаем писать левее и чуть ниже верхней границы клетки, ведём плавную линию в правый верхний угол клетки, далее ведём наклонную линию до центра нижней границы клетки, остановка. Посередине наклонной палочки пишем горизонтальную палочку. (образец)
-У вас на партах лежат показы , как писать цифру 7, обведите их пальцем, как будите писать.
-Напишите цифру 7 в воздухе, повторяя за мной.
- А сейчас пропишем цифру 7 в тетрадях, но чтобы нам написать красиво разомнём наши пальчики.
Упражнения с массажными мячами.
-Откройте тетради, сядьте правильно, посмотрите на плакат, покажите как взяли ручки. А теперь пропишите по карандашу цифру 7. (проверяю)
-Попробуйте самостоятельно прописать эту цифру.
- Молодцы!
IV. Решение примеров.
-Ребята, покажем Белоснежке и гномам, как мы умеем решать примеры?
Решают на доске 1 ученик, остальные в тетрадях.
5+1=6 (на счётах )4-2=2 (на палочках )3+2=5 (на пальцах)
- Молодцы, гномы и Белоснежка остались вами довольны. Он вас благодарит, что вы всех нашли и принёс вам ещё одно задание.
V. Геометрический материал.
-Посчитайте и покажите, сколько палочек надо, чтобы выложить данные фигуры.
51746152514600035648902514600021678902400300033337512763528829080010
2164715260985183515127000
00
-Выложите у себя эти фигуры.
- Назовите, как называются две последние фигуры? Найдите у себя на партах треугольник. Обведите по шаблону у себя в тетрадях и заштрихуйте сверху вниз.
IV. Итог.
-Молодцы, ребята, вы со всеми заданиями справились. Белоснежка нашла всех своих гномов. Давайте посчитаем их. Из какой они сказки? С какой цифрой мы сегодня с вами познакомились? Давайте ещё раз вспомним, как можно получить число 7? (читаем на доске 6+1=7, 5+2=7, 4+3=7)
- В знак благодарности гномы дарят вам подарок, свою фотографию с Белоснежкой, мы оставим её в классе на память, и каждому рисунок с цифрой 7. Дома вы раскрасите цифру 7 и гнома, и оставите себе на память, чтобы хорошо запомнить цифру 7.
Литература:
1.Адарбекова А.А. Государственная программа подготовительного и 1- 4 классов коррекционных общеобразовательных учреждений / А.А.Айдарбекова, В.М.Белов, В.В.Воронкова и др.; под ред. В.В.Воронковой.- М.: Просвещение, 2010 – 190с.
Баряева Л.Б. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»/Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Байков Д.И. и др.; под ред. И.М. Бгажноковой - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.-181 с.
3. Волина, В.В. Учимся играя / В.В.Волина. – М.: Новая школа, 1994. – 448с. - ISBN 5-7301-0062-0.
4. Волина, В.В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителя и родителей / В.В.Волина. – М.: Знание, 1993. – 336с. -002404-3
5. Гаврилушкина О.П. Игра – эффективное средство коррекции и развития умственно отсталых школьников // Коррекционная педагогика: Теория и практика. - 2008. - №2. - С. 27 – 32.
6. Газман О.С., Харитонова В.Е. В школу с игрой. – М.: Педагогика. 2000.
7. Гальперина П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М., 1985.
8. Гнедова Н.М. Дидактическая игра в развитии произвольной образной памяти старших дошкольников // Моделирование и обучение: Сб. науч. тр. - Мурманск: МГПИ, 2005.
9. Математика для 1 класса вспомогательной школы: учебник/Т.В. Алышева - М.: Просвещение, 20012. -319 с.