Как подготовить ребенка к школе
Советы – рекомендации
«Как подготовить ребенка к школе?»
Для родителей будущих первоклассников (из опыта работы).
Ваш ребёнок приступает к систематическому школьному обучению. Перед ним открывается замечательный мир знаний. Ему предстоят увлекательные путешествия в страны чисел и слов, в прошлое и будущее. Он узнает, как устроены звери, птицы и растения, научится решать сложные задачи, начнёт понимать книги, написанные на иностранном языке.
На этом пути неизбежно встретятся и трудности. Что-то не будет удаваться, где-то потребуется приложить очень значительные усилия. Но если относиться к этому спокойно, не терять бодрость духа, сохранять настойчивость, то любые трудности удастся преодолеть. А готовить ребёнка к школе надо с двух-трёх лет. Однако многие родители очень часто рассуждают примерно так:
— Нет, я не буду своего ничему учить заранее, пойдёт в школу, там его всему и научат.
Кто-то должен научить вашего ребёнка читать, считать и писать. Почему же не мать? Не отец? Почему мы сознательно отказываемся от этого? Известно, например, что историк Карамзин сам обучал своих сыновей немецкому языку. Занимался со своими детьми и Лев Толстой, не говоря уже о жене его Софье Андреевне. Почему же сейчас бытует твёрдая уверенность, что наших детей должны воспитывать только другие, официальные люди — воспитатели детского сада, учителя? Конечно, современная жизнь трудна, трудно за всем угнаться, в особенности женщинам.
И всё-таки... Нам, родителям, следует открывать как можно больше миров своим детям: мир интересных книг, мир увлекательного чтения, мир прекрасных путешествий вместе с путешественниками всех времён и народов, мир исторических тайн и преданий, мир искусства.
Ведь именно первый класс решает судьбу всего школьного обучения. И он является серьёзным испытанием как для ребёнка, так и для родителей. А самое главное — умения, навыки и запас знаний вашего ребёнка закладываются дома, ещё до школы. Не бойтесь учить детей как можно раньше всему — потом будет легче и вам, и вашему ребёнку. Можно смело сказать: первостепенную роль в готовности ребёнка к обучению играет запас знаний, который он с помощью взрослых и самостоятельно приобрёл за первые шесть-семь лет своей жизни.
Развитие ребёнка представляет собой постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением личности ребёнка. От пяти до семи лет совершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, что создаёт возможности для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования и выполнения программ действий.
Происходят существенные изменения в органах и тканях тела, повышается физическая выносливость ребёнка. Развиваются крупные мышцы, повышается работоспособность.
Дети этого возраста становятся более независимыми, самостоятельными. Расширяются и усложняются их отношения с окружающими.
У ребёнка появляются новые мотивы, связанные с интересом к миру взрослых, возникают самые разные потребности, которые быстро сменяют друг друга. Особенность этих потребностей заключается в том, что они переживаются как неотложное хотение. Утомление, повышающее эмоциональную возбудимость, усиливает импульсивную активность шестилеток, а скудный социально-нравственный опыт не позволяет им быть сдержанными и уступчивыми, разумными и волевыми.
К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определённый кругозор, запас конкретных знаний, овладевают некоторыми способами обследования внешних свойств предметов.
Каждому первокласснику необходимы знания о жизни нашей страны, о родном городе или посёлке, о труде взрослых членов семьи, о природе родного края. В процессе приобретения этих знаний и формируется столь необходимая первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания. Интеллектуальная готовность ребёнка — важная, но не единственная предпосылка успешного обучения в школе.
Интересного вокруг много, но ключи к этому интересному вы должны выковать для своих детей сами, с терпением примеряясь к собственному ребёнку.
Не опережающее изучение программы первого класса, а всестороннее развитие ребёнка должно стать, содержанием умственной подготовки будущих первоклассников. Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня.
Эти советы помогут Вам лучше разобраться в специфике возраста дошкольника, соотнести требования школы с психологическим обликом вашего ребёнка и практически помочь подготовить его к школе.
1. Введение ребенка в школьную жизнь.
Каждый родитель, ведя ребенка первого сентября в школу, мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.
Чтобы мечты родителей стали реальностью, необходимо научить вашего ребенка говорить. Учась говорить, он учится думать. Речь и мышление взаимосвязаны и являются основой познавательного процесса обучения.
Всем родителям необходимо своевременно проверить сына или дочь у логопеда. Вовремя начатые занятия помогут ребёнку исправить дефекты речи. Иначе под влиянием заикания, картавости, шепелявости и других дефектов речи ребёнок становится стеснительным, замкнутым. Кроме того, дефекты речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма по слуху.
Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребенка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.
Дефект одной из цепочек в речевой системе влечет за собой вторичные и третичные нарушения:
• общее недоразвитие речи;
• нарушение процессов чтения и письма;
• нарушение памяти;
• низкую концентрацию внимания;
• нарушения словесно-логического мышления.
Статистика говорит о том, что почти 30% детей, поступающих в школу, имеют стойкую речевую патологию. Оцените сегодняшнее состояние речи своих детей. Выявить и устранить эти дефекты Вам поможет логопед, но все-таки основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи должны взять на себя родители.
Решение логопедических проблем потребует Вашего желания, веры и терпения.
Ваш ребёнок идёт в первый класс, Вы счастливы и горды. И вы, естественно, волнуетесь. Вы думаете о том, как сложится у него в дальнейшем школьная жизнь. И даже если он неплохо готов к школе (читает, считает, хорошо рассказывает, пишет печатными буквами и ходит на лыжах), вас всё равно не покидает какое-то беспокойство. Ещё большее волнение испытывает ребёнок: ведь он находится на перепутье между дошкольной и школьной жизнью:
Вам, наверняка, знакомо состояние ожидания, когда кончается важная часть жизни и предстоит что-то новое, неизвестное. На душе и печаль, и радость, и нетерпение, и тревога. И если вам знакомо такое состояние, то вы легко поймёте своего ребёнка. Дети 6-7 лет реагируют на состояние неопределённости всем своим существом: нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряжённость. И с таким ребёнком, конечно, нелегко. Поэтому так важно понять это состояние детей и помочь им быстрее привыкнуть к новой жизни.
Запись в школу, приобретение школьных принадлежностей придают некоторую определённость контурам школьного будущего, и это несколько успокаивает будущего школьника.
По мнению детей, "настоящий школьник — это счастливый обладатель портфеля и старательный исполнитель школьных правил. Он слушает учителя, поднимает руку и получает отметки". Школу почти каждый первоклассник воспринимает как игру. В таком слишком поверхностном образе детских надежд таится серьёзная опасность — и для ребёнка, и для будущего учителя. Возможно, уже в первые дни ваш ребёнок сочтёт себя обманутым, потому что в школе надо играть совсем в другие игры. Чаще же это расхождение начинает сказываться к концу начального обучения. Будучи азартным игроком, ревностным исполнителем школьных правил, такой ребёнок сыграл роль "настоящего школьника" на славу, но всё это ему надоело. И он быстро из хорошего ученика превратился в троечника и прогульщика.
Поэтому так важно для родителей в этот непростой период помочь ребёнку настроиться именно на реальную школу, где ребёнок должен будет в первую очередь учиться и где для этой учёбы от него потребуется немало усилий, рассказать ему, что он вступает в новые отношения со взрослыми, сверстниками и даже с самим собой. И во многом от того, как вы сумеете настроить своего ребёнка, будет зависеть, как он начнет свою учёбу в школе.
2. Психологическая готовность к школе
Если вы хотите помочь ребёнку овладеть знаниями, учиться в школе радостно, попытайтесь прожить вместе с ребёнком его школьную жизнь.
А начните эту жизнь со следующего:
— расскажите ребёнку, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;
— на доступных примерах покажите своему ребёнку важность уроков, оценок, школьного распорядка;
— воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний;
— воспитывайте произвольность, управляемость поведения;
— никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил;
— внимательно и заинтересованно относитесь кбудущим занятиям в школе.
Определить отношение ребёнка к школе помогут вопросы:
1. Хочешь ли ты идти в школу?
2. Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
3. Как ты думаешь, с кем лучше учиться — в школе с учительницей или дома с мамой?
4. Что делает учитель в школе?
5. Для чего нужны парта и звонок в школе?
О сложившемся правильном отношении к школе свидетельствуют ответы, в которых упоминаются занятия, получение знаний, лучше учиться с учительницей в школе, предпочтение школьного обучения домашнему.
Но если так случилось, что ваш ребёнок проявляет, в основном, интерес к внешней стороне учёбы, то есть к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе, то не огорчайтесь. Этот интерес недолог, через 2-3 месяца он исчезнет, а ему на смену придёт интерес к знаниям, к содержанию занятий.
Однако у вашего ребёнка могут возникнуть и трудности. В новой обстановке он будет чувствовать себя неуютно. Значит, готовность учиться в школе у него ещё не сформировалась, и школьная обстановка пока ему в тягость. Поэтому вы должны быть очень терпеливыми. Необходимо дождаться, пока ребёнок сам, наблюдая за другими детьми, придёт к правильному осознанию своего нового положения (роли школьника) и вытекающих из него требований к поведению.
3. Какими качествами должен обладать ваш ребёнок?
Чтобы понять, насколько готов ваш ребёнок учиться в школе, вы должны знать, какими качествами вообще должен обладать ребёнок, чтобы успешно учиться в 1-ом классе. Эти качества можно представить следующим образом:
— внимание, способность к длительному (15-20 минут) сосредоточению;
— хорошая память;
— сообразительность;
— любознательность;
— развитое воображение;
— начальные навыки чтения, письма, счёта;
— физическая ловкость;
— волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу);
— организованность, аккуратность;
— дружелюбие, умение общаться с другими детьми и со- взрослыми.
Тем не менее, родители должны прилагать максимум усилий для того, чтобы сформировать в детях эти замечательные качества, потому что они станут залогом их успешной учёбы в дальнейшем. Родителям нельзя забывать о том, что в период поступления в школу почти каждый ребёнок доверчив и открыт любому школьному начинанию. И это самая благоприятная возможность для того, чтобы сформировать у ребёнка нужные положительные качества.
4. Пожалуйста, разговаривайте с детьми!
Ваш ребёнок должен знать, что это счастье — даже несколько минут разговора с папой или мамой.
Ваша дочка должна посматривать на часы во время вечерней прогулки: "Нам с мамой ещё надо поговорить!"
А что делать, спросите вы, если в семье это не заведено? Если все уже стали молчунами? Разговаривать!
Умение разговаривать друг с другом — это не просто умение произносить слова. Это умение по-особенному организовать жизнь семьи: доверчиво, открыто, доброжелательно. Ведь в такой семье не только рассказывают, но и слушают.
Разговаривайте с детьми! Это может быть и обычный разговор о том, что интересного было в детском саду. Приучайте ребёнка ежедневно делиться с вами — это поможет вам стать друзьями. Разговаривайте с ним постоянно обо всех событиях, спрашивайте обо всём. Можно организовать речевую разминку "Спроси — отвечу". Вы предлагаете ребёнку задумать какой-нибудь предмет, а вы задаёте вопросы, на которые можно отвечать "Да" или "Нет". Например, задумали предмет "книга".
— Это живое? — спрашиваете вы. — Нет, — отвечает ребёнок. — Это нужно для еды? — Нет. — Это одежда? — Нет. — Для учёбы? — Да. — Учебник? — Почти да. — Книга? — Да.
Для развития речи полезно также совместное рассматривание ярких картинок и детских книжек.
Родителям важно знать:
ясная, четкая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребенком — одно из обязательных условий правильного речевого развития;
выполнение всех условий правильного речевого и общего воспитания является самой хорошей профилактикой речевых расстройств и избавит родителей и ребенка от тревог и переживаний, связанных с недостатками речи детей;
занятия дадут хороший результат тогда, когда они интересны для ребенка. Если в занятия включаются однообразные упражнения, то ребенка следует убедить, что они необходимы;
занятие не должно продолжаться свыше 15 минут, более длительная работа утомляет ребенка. Если на занятии проводятся упражнения, требующие значительного напряжения артикуляционных и дыхательных органов, то повторение их более 4—5 раз подряд может вызвать головную боль. Эти упражнения следует чередовать с другими видами работ;
к последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущие.
Готовя детей в школу, родители учат с ними алфавит, учат читать, считать, некоторые развивают мелкую моторику, а на звуковой анализ слов никакого внимания не обращают. Между тем работать со звуком не менее важно, чем знать азбуку. Например, первоклассник должен ясно слышать, есть ли звук Д в слове «дом». Уметь определять, где он находится — в начале, в середине, в конце слова; какой звук идет раньше — Д или М. Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других — самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом.
Поэтому подготовительная работа должна вестись в комплексе, включая в себя различные направления.