Статья Проблема образования и воспитания в современной школе


«ПРОБЛЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»
ПОДГОТОВИЛА:
УЧИТЕЛЬ географии Фомина Ю.И.
В последние десятилетия учеными актуализируется проблема духовного воспитания подрастающего поколения, и качество российского образования может быть признано одним из самых высоких в мире, если иметь ввиду информированность наших выпускников, однако вопросы духовного воспитания решаются плохо. У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности – воспитание духа.
Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению.
Исчезли слова: Добро - как источник радости, мира и согласия в душе.
Покаяние – отречение от зла. Милосердие как милость в сердце. Благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близкими. Люди стали более  нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу. … Евангелие от Луки
     Духовное воспитание проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей. Решение проблемы духовного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро.  В настоящее время смяты  духовные ориентиры   и подрастающее  поколение  можно обвинять в  бездуховности,  безверии,  агрессивности.  
Поэтому  актуальность проблемы нравственного воспитания  связана,  по  крайней  мере,  с  четырьмя  положениями:
        Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, духовно - нравственных людей, обладающих не только знаниями, но  и  прекрасными чертами личности.
      Во-вторых, в современном мире маленький человек живет  и  развивается,
окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на  него как  позитивного,   так   и   негативного   характера,   которые    ежедневно обрушиваются на неокрепший  интеллект  и  чувства  ребенка,  на  еще  только формирующуюся сферу духовной нравственности.
      В-третьих, само по себе образование   не   гарантирует  высокого  уровня
духовно -  нравственного   воспитания.  
Ибо  воспитанность  -  это  качество  личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим  людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
      В-четвертых, вооружение духовно - нравственными знаниями важно и потому, что они не  только  информируют  ребенка  о   нормах и правилах   поведения,   утверждаемых   в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения этих   норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
      Основной функцией воспитания является  формирование  интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся  к  активно  - деятельностному взаимодействию с окружающим миром.
*Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Безусловно, ценности личности формируются, в первую очередь, в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования, где оно обеспечивается всем укладом школьной жизни.
В соответствии с возрастными особенностям детей, начиная с младшего школьного возраста, нужно осуществлять идеи развития духовно – нравственной личности:
И перед общеобразовательной школой стоят следующие задачи:
- помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;
- научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;
- создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;
- поощрять самовыражение и уверенность в себе;
- введение в содержание образования изучение истории религии народов мира;
- сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности, основу которого составляют Слово и Действие.
Проблемы духовно-нравственных ценностей в истории общества не новы, однако каждая эпоха и быстро меняющийся социальный мир выдвигают в них всё новые и более сложные грани.
Бесспорно, что ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно - нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Поэтому закладывать  духовные, важные ценности нужно уже с детства. (Перечислить)
Патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
 социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство,
 Семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
Здоровье  — забота о своем здоровье, формироание привычки к здоровому образу жизни.
труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
Наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
Природа — родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
 Человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
        Проблема образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Молодежь лишается возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знает, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
И вот представлены  источники духовного воспитания, которые оказывают влияние на духовное воспитание учащихся:
Страна, семья, природа, общество, малая родина, наука, искусство, многонациональный народ.
Направления духовного воспитания можно  разделить на три вида:
«Я и мое здоровье» - это воспитание ценностного отношения к своему здоровью через формирование представлений о  ЗОЖ, воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие физических качеств и умений, формирование основ безопасности собственной жизни, обеспечение благоприятного психологического климата.
«Я и мои ценности» - Воспитание любви и уважение к семье, как основной ценности; приобщение детей к элементарным общепринятым нормам  и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; приобщение к общечеловеческим ценностям; воспитание ценностного отношения ктруду, «Я и моя Родина» - Воспитание патриотических чувств, осознанное принятие ребенком традиций и культуры родного  города района, страны, наполнение конкретным содержанием понятий: «малая родина», «родная земля», «Отечество», «родной язык», «моя семья»
«Я и мое здоровье» - Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни - формирует здоровый образ жизни, становление личностных качеств, обеспечивающих подрастающему поколению психическую устойчивость необходимую для эффективной учебной  деятельности, здорового образа жизни.  Эффективным будет проведение таких мероприятий:
Беседы о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни,    участие  в спортивных соревнованиях, использование здоровьесберегающих технологий, прогулки на свежем воздухе, проведение подвижных игр, внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению , физкультминутки, гимнастика для глаз, дни здоровья, режим дня, информационный уголок здоровья.
«Я и мои ценности. Семья.» - Все эти действия со стороны государства, церкви, образовательных структур, конечно же, имеют свое огромное  значение, но самым важным, на мой взгляд, во всей этой сложной структуре в воспитании Личности является её основа - семья. Часто педагоги горько шутят: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со взрослыми».  Поэтому считаю эффективным проведение таких мероприятий:
Познавательные беседы о семье, «День Матери», праздники с участием родителей , Информационный стенд для родителей,  творческие проекты «Моя семья», «Праздники в моей семье», «Моя школа».
«Я и мои ценности. Труд»-  Беседы о профессиях родителей, уголок дежурств, трудовые поручения, взаимопомощь, знакомство с профессиями, чтение художественной литературы, работа с пословицами и поговорками, школьные субботники, сюжетно-ролевые игры по мотивам профессий, хозяйственно-бытовой труд.
«Я и моя Родина» -
Можно отметить роль церкви в воспитании подрастающего поколения. Потому что церковь направляет человечество и молодежь на путь истины, добра и правды.  И проведение таких мероприятий
Конкурсы стихов и рисунков на патриотические темы, посещение библиотеки, совместные праздники с родителями «День Победы», «День защитника Отечества», праздники посвященные русским обычаям и традициям: «Масленица», «Рождество»,  «Новый год», «Пасха», Экскурсии по памятным местам города, посещение краеведческого музея, беседы, чтение книг о подвигах, доблести и славе русского народа, проекты «Моя Родина Россия», встречи с ветеранами.
«Родина. Природа» - Участие в конкурсе поделок и букетов из природного материала, экскурсии в природу, изготовление кормушек и подкормка птиц, участие детей и родителей в акции по защите и охране окружающей среды-посадка деревьев, просмотр видеофильмов о природе, рассматривание картин и иллюстраций, участие в конкурсах стихов и рисунков о природе.
Условия духовно-нравственного развития учащихся:
1.  Осознанное стремление   каждого педагога к собственному  духовному росту и оказание помощи своим воспитанникам в духовном взрослении.
     Создание в коллективе атмосферы товарищества, доброжелательности, уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося, признание за ним права на собственную точку зрения, развитие диалоговых форм общения.
2.  Взаимодействие с религиозными и общественными организациями, гражданско-патриотическими, культурными, экологическими, детско-юношескими и молодежными движениями, организациями, разделяющими в своей деятельности базовые  национальные российские ценности и готовыми содействовать достижению национального педагогического идеала.
3.  Повышение педагогической культуры родителей через проведение родительских конференций, собраний-диспутов, встреч за круглым столом.
Таким образом, решение проблем формирования духовно-нравственной культуры у детей и подростков  видится в следующем:                                                                                                      
1.        Целенаправленное взаимодействие с религиозными и общественными организациями.
2.        Решение кадрового вопроса. Введение ставок школьных психологов при школе.
3. Развитие системы дополнительного образования именно на базе школы.                                
4. Исключение сугубо знаниевого подхода к образовательному процессу. Образование – это, прежде всего, воспитание.                                                                                                   5. Усиление государственной политики в области экологического контроля.                                  
Таким образом, говоря о данной проблеме, ее причинах и путях решения можно сказать, что неразрешимых проблем не бывает. Да, проблема духовно – нравственного воспитания есть, но есть и пути ее решения. И при целенаправленной и скоординированной воспитательно -педагогической работе семьи, политической системы, церкви, образовательной системы и отдельно взятой личности над собой данная проблема заметно уменьшится.
Духовно – нравственный портрет ребенка.
Добрый, не причиняющий зла живому, Честный и справедливый, Любящий и заботливый, Трудолюбивый и настойчивый, Творящий и оберегающий красоту мира, Стремящийся к знаниям и критично мыслящий, Смелый и решительный, Свободолюбивый и ответственный, Самостоятельный и законопослушный, Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой, Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам, Патриотичный (готовый поступиться своими интересами), Толерантный (уважающий других, не похожих на него).                                                  Духовно-нравственное состояние россиян, рост негативных явлений таковы, что будущее нашей страны становится непредсказуемым. Это заставляет общество и даже людей, далеких от веры, задуматься о насущной необходимости восстановления духовно-нравственного потенциала людей. Явный приоритет приобрели материальные ценности по сравнению с духовными. Это ведет к формированию ложных целей жизни, изменению ценностных ориентаций, и, как следствие, к искаженному пониманию категорий добра и зла.