Разработка интегрированного урока Человек и профессия по географии 9 класс

Звучит песня « Золотое моё Ставрополье» Заставка карты Ставропольского края, затем темы и цели урока.
Тема: «ЧЕЛОВЕК И ПРОФЕССИЯ».

ЦЕЛИ.1.Познакомиться с типами профессий.
2.Определить какой тип профессии соответствует индивидуальному выбору.
3.Выявить какие профессии необходимы для развития экономики
нашего региона на примере некоторых городов Ставропольского
края.

Задачи.1.Дать достоверную информацию об отраслях промышленности и
Сельского хозяйства некоторых городов и Георгиевского района.
2.Формировать у подростков самосознание в выборе дальнейшего
Жизненного пути.
Тип урока: комбинированный.

Интеграция: география, психология, технология.

Техническое обеспечение занятия: мультимедиапроектор, бланки ответов теста,
цветные карточки, экономическая карта Ставропольского края, ватман, маркер, калькулятор.

Ход урока.

1.Организационный момент.
Психолог.
Игра разминка «Построиться по росту!»
- по длине волос;
- по высоте каблука.
Цель: преодоление барьера в общении между участниками и их раскрепощение.

2.Введение в тему.
Психолог.
Выбор пути вечная – вечная человеческая проблема, однако в своём профессиональном аспекте она осознана сравнительно недавно. Еще 150 лет назад профессиональный выбор почти однозначно определялся для человека его социальным происхождением, классовой принадлежностью.
Дворянский отпрыск, даже обладающий незаурядными музыкальными способностями, и помыслить не мог о карьере музыканта, т.к. статус музы-
Канта был приравнен к статусу прислуги. За редким исключением человек наследовал социальный статус и ремесло своих предков, не смея даже вообразить иной выбор.
Современная профессиональная ориентация включает четыре её основных аспекта.
Профессиональная информация снабжает человека сведениями о хозяйственных структурах и предприятиях, реальном или ожидаемом спросе на конкретные профессии к личности и организму человека, о соответствующих учебных заведениях.
В процессе профессиональной консультации изучаются и сопоставляются возможности и желания человека с требованиями профессии к его здоровью, знаниям, личностным качествам с целью выработки рекомендации о наиболее предпочтительных путях трудового самоопределения.
Выделяется также профессиональный отбор, в ходе которого оформляется заключение о пригодности к определённому виду деятельности, и профессиональная адаптация – приспособление человека к содержанию и условиям конкретного вида трудовой деятельности.
Первое профориентационное учреждение – служба по «приисканию» работы - появилась в России в 1897 г.. Исследования в профориетационной практике были направлены на то, чтобы усовершенствовать психодиагностические процедуры и с их помощью ориентировать на самый подходящий для него вид деятельности.

3. Для того чтобы освоить определённую профессию, а затем успешно трудиться, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к личности работающего. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования. Попробуем сформировать их для каждого типа профессии.
- Вы уже знаете, что существует 5 типов профессий.
1. Человек – природа.
2. Человек – техника.
3. Человек – человек.
4. Человек – знаковая система.
5. Человек – художественный образ.
- Представителей профессии типа «Человек – природа» объединяет любовь к природе. Но любовь не созерцательная, а деятельная связанная с познанием её законов и применением их. Поэтому, выбираю профессию данного типа, очень важно разобраться, как именно вы относитесь к природе: как к мастерской, где вы будете работать, или как к месту отдыха.
- Особенностью технических профессий является высокая исполнительская дисциплина, аккуратность. Техника как предмет труда представляет широкие возможности для новаторства, выдумки и творчества, поэтому люди выбирающие профессию такого типа должны обладать практическим мышлением.
- Главное содержание труда в профессиях типа «Человек – человек», сводится к взаимодействию между людьми. Поэтому существенное значение имеет умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях. Вот краткий перечень личных качеств, которые очень важны при работе по профессиям этого типа: устойчивое настроение, потребность в общении, способность мысленно ставить на место другого человека.
- Следующий тип профессий «Человек – знаковая система», специалисты, которые работают со знаками, важно уметь с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химическим, механических свойств предмета, обозначенными теми или иными знаками. Другими словами, нужно обладать развитым абстрактным развитым мышлением.
- Важные требования, которые предъявляют профессии типа «Человек – художественный образ», связаны с изобразительной, музыкальной, литературно – художественной деятельностью человека, - наличие способности к искусствам, творческое мышление.

Теперь вы знаете какие требования предъявляют профессии разных типов к человеку, а теперь давайте выясним какой тип профессии подходит лично вам.
ТЕСТ «Выявление склонности»
(раздаются листы ответов)
Инструкция:
А сейчас, предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Однако, если бы вам пришлось выбрать только из двух возможностей, чтобы вы предпочли?
Выбор сделайте из двух утверждений и в той клетке, которая соответствует этому утверждению поставьте «+».

1а Ухаживать за животными
1б Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а Помогать больным, лечить их
2б составлять программы, таблицы

3а Следить за качеством книг
3 б Следить за состоянием развития растений

4а Обрабатывать материалы
4 б Доводить товар до потребителя

5а Обсуждать научно – популярную литературу
5 б Обсуждать художественные книги

6а Выращивать животных
6 б тренировать людей

7а Копировать рисунки, настраивать музыкальные инструменты
7 б Управлять каким либо транспортным средством

8а Отыскивать и разъяснять нужные им сведения
8 б Художественно оформлять выставки, витрины

9а ремонтировать жилища, одежду и другое
9 б искать и исправлять ошибки в тексте

10а Лечить животных
10 б Выполнять вычисления, расчёты

11а Выводить новые сорта растений
11 б Конструировать новые виды промышленных изделий

12а Разбирать ссоры, споры
12 б Разбираться в чертежах и схемах

13а Изучать работу кружков художественной самодеятельности
13 б Изучать жизнь микробов

14а Обслуживать медицинские приборы
14 б Оказывать людям медицинскую помощь

15а Составлять отчёты о наблюдаемом
15 б Художественно описывать события

16а Делать лабораторные анализы
16 б Принимать больных, лечить их

17а Красить и расписывать стены в помещении
17 б осуществлять монтаж зданий

18а Организовывать походы и экскурсии
18 б Играть на сцене

19а Изготовлять по чертежам детали, строить здания
19 б Заниматься черчением, копировать карты, чертежи

20а Вести борьбу с болезнями растений
20 б Работать на компьютере, телетайпе.


А теперь ребята подсчитайте все плюсы по каждому из столбцов.
(На экране мультимедиа высвечивается таблица типов профессий).
Человек -природа
Человек - техника
Человек - человек
Человек-знаковая система
Человек–художест-
венный образ

Микробио-лог
Агроном
Ветеринар
Зооинженер
Егерь
Флорист
Геолог
Почвовед

Техник – механик
Электросле-сарь
Токарь
Инженер – электрик
Инженер–конструктор
Водитель
Водолаз
Радиотехник
Швея
Раскройщик
Электросле- сарь
Парикмахер
Продавец
Врач
Учитель
Социолог
Тренер
Воспитатель
Следователь
Адвокат
Инспектор милиции
Психолог
Менеджер
Программист
Математик
Финансист
Корректор
Бухгалтер
Нотариус
Фотограф
Телеграфист
Языковед
Редактор
Чертёжник-картограф

Художник-декоратор
Художественный –
реставратор
Артист
Актёр
Музыковед
Театровед
Дизайнер
Композитор
Маляр
Гравёр
Настройщик музыкальных инструментов

Посмотрите на экран – это таблица типов профессий и сами профессии, принадлежащие тому или другому типу.
Теперь вы знаете, о том, какие особенности соответствуют различным типам профессий, и знаете о профессиях, которые относятся к этим типам.

Физминутка. - Упражнение для снижения утомления глаз и облегчения работы на близком расстоянии.
Выполняется стоя. Смотреть перед собой 2-3 секунды, потом поместить указательный палец правой и левой руки в стороны от лица на расстоянии 25-30 сантиметров от глаз, и поочередно переводить взгляд от одного к другому кончику указательных пальцев не двигая головой, а только глазами. Повторить 10-12 раз.
Той же цели служит и такое упражнение. Вытянуть руку вперёд, смотреть на конец указательного пальца вытянутой руки, расположенной
По средней линии лица, медленно приближая палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6-8 раз.


УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ
Промышленность, сельское хозяйство и рекреационное хозяйство являются важными отраслями экономики края. Какие же профессии необходимы и могут быть востребованы в нашем регионе? На этот вопрос мы можем ответить, узнав, чем занято население нашего края, какие учебные заведения готовят специалистов для работы на наших предприятиях промышленности и в различных отраслях сельского хозяйства.
. У вас ребята было индивидуальное задание, подготовить сообщения о некоторых городах Ставрополья: г. Ставрополь, г. Невинномысск, г. Пятигорск, г. Георгиевск и Георгиевский район.

(На экране демонстрация слайдов г. Ставрополя.)
Ученик 1 - й
СТАВРОПОЛЬ. Город в Российской Федерации. Ставрополь – административный, экономический, культурный центр края. Расположен в центральной части Предкавказья на Ставропольской возвышенности в верховьях реки Ташла в 1621 км к югу от Москвы. Крупный узел железнодорожных линий и автомобильных дорог. В городе создано разветвлённое автобусное и троллейбусное сообщение. Отсюда курсируют комфортабельные автобусы между городами России . Воздушные линии связывают Ставрополь с различными крупнейшими городами России и СНГ.
Население 341,1 тыс. человек (2001 г.). Город с 1785 г.

Основные отрасли промышленности: машиностроение и металлообработка (заводы автомобильных кранов, автоприцепов, ПО «Кинотехника»); химическая (ПО «Анилин», заводы химических реактивов и люминофоров); пищевая (мясокомбинат, кондитерский комбинат и др.); лёгкая промышленность. Производство мебели, стройматериалов.
Учитель географии
В настоящее время в городе имеется электротехникум связи, строительный и технологический техникумы, музыкальная, медицинская, техническая, культпросвет и педагогическое училища и 4 ВУЗа: Педагогический и Политехнический университеты. Сельскохозяйственная, Медицинская Академии. Работает целая плеяда НИИ, в том числе Всероссийский Институт Овцеводства и Козоводства, Всероссийский Институт Люминофоров и особо чистых веществ, Институт Мелиорации, институт Вакцин и Сывороток, Противочумный и др.

(На экране демонстрация слайдов г. Невинномысска.)
Ученик 2 - й
Невинномысск. Город в Российской Федерации, большой обустроенный благоустроенный индустриальный центр Ставропольского края. Расположен в Предкавказье ставропольской Возвышенности, по берегам реки Кубань при впадении в неё р. Большой Зеленчук в 62 км к югу от Ставрополя. В Невинномысске начинается Невинномысский канал, падающий воду из реки Кубань в реку Егорлык. Имеется большая автострада. Железнодорожный узел.

Население 132, 3 тыс. жителей (2001 г.). Основан в 1825 г. город с 1939 г., до этого станица Невинномысская.

Основные промышленные предприятия: ОАО «Невинномысская ГРЭС», «АРНЕСТ» (дизодаранты, лак, красители для волос, автоочистители для двигателей), крупнейший на юге страны азотно-туковый комбинат «Невинномысский азот» (минеральные удобрения, аммиак синтетический, уксусная кислота), «Невинномысский Внештрейдинвест» (карбамид (мочевина), нитроамофоз), НПО «Квант» (электросчётчики). Предприятия электротехнической промышленности. Кательно – механический завод. Фабрики: камвольно-прядильная, первичной обработки шерсти. Предприятия пищевой промышленности – маслоэкстракционы, молокозавод, мелькомбинат, птицекомбинат. Здесь много заводов и фабрик перерабатывающих предприятий, продукцию которых знают во всём мире.

Учитель географии
В городе действует филиал Ставропольского Государственного Университета, Невинномысский институт управления бизнеса и права, Невинномысский институт экономики, управления и права, Невинномысский региональный государственный институт непрерывного профессионального образования и др.. Город по праву считается культурным центром, дворцы культуры, спортивные сооружения отвечают самым современным требованиям.

(На экране демонстрация слайдов г. Пятигорска)
Ученик 3 - й
ПЯТИГОРСК, город в Российской Федерации, Ставропольский край, расположен в Предкавказье, на Ставропольской возвышенности, на высоте около 500 м, на левом берегу р. Подкумок (приток Кумы) и склонах горы Машук и ее отрога горы Горячая, в 196 км к юго-востоку от Ставрополя. Автодорожный узел. Железнодорожная станция. Население 131,3 тыс. человек (2001). Основан в 1780. Город с 1830.
Экономика
Пятигорск бальнеологический и грязевой курорт всероссийского значения в группе курортов Кавказских Минеральных Вод, старейший курорт на Северном Кавказе. Климат курорта умеренно континентальный. Лето теплое, сухое, зима мягкая. В районе курорта располагается свыше 40 целебных источников. Целебные свойства Пятигорья впервые были описаны в 1717 Г. Шобером, лейб-медиком Петра I.
Основные отрасли промышленности: машиностроение и металлообработка (ПО «Пятигорсксельмаш» по выпуску машин и оборудования для птицеводства; заводы автоспецоборудования, электромеханический и др.), приборостроение (ОАО «Импульс», приборы для атомной энергетики), химический завод. Предприятия пищевкусовой промышленности: мясной, винный комбинаты, молоко- и пивоваренный заводы, кондитерская фабрика. Легкая промышленность: швейная, обувная, ковроткацкая фабрика.
Физминутка .Снятие общего утомления, повышение умственной работоспособности.
Выполняется стоя. Ноги врозь немного шире плеч. Наклон назад руки за спину. Повторить 5 – 6 раз. Темп средний. Руки за голову, ноги на ширине плеч. Поворот в правую сторону, ладони вовнутрь. На счёт 2 в и.п. На счёт 3 поворот в левую сторону. На счёт 4 в и.п. руки опустили и встряхнули.
Учитель географии.
Образовательные и культурные учреждения: фармацевтическая академия, лингвистический университет; институты: управления, бизнеса и права; экономики и управления, технологический институт, филиал Ставропольского государственного технического университета; филиал Ставропольского университета, Пятигорский институт курортной рекреации и гостеприимства, Пятигорский НИИ курортологии и физиотерапии. В городе очень много различных достопримечательностей.

(На экране демонстрация слайдов г. Георгиевска и Георгиевского района.)

Ученик 4– й
Георгиевск и Георгиевский район. Георгиевск и георгиевский район располагается на юге Ставропольского края. Образован в 1924 году из волостей и сёл Георгиевского, Пятигорского, Моздокского, Александровского и Свято – Крестовского уездов. С севера на юг район протянулся почти на 70 км., а с востока на запад – на 40 километров. Здесь много рек: Кума, Подкумок, Золка, Сухой и Мокрый Карамык. На юге возвышается гора Лысая - один из представителей гор – локкалитов Кавказских Минеральных Вод.

Площадь нашего района 1919км.кв.. Он занимает 19 место в крае по площади.
На 2000 год на территории Георгиевского района проживает 151.2 тыс. чел., из них 66.8 тыс. чел. в г. Георгиевске, в районе – 84.4 тыс. чел..
Город Георгиевск – административный центр района. Он расположен на высоте 300 метров над уровнем моря. Отсюда до Ставрополя - 210 километров.

В Георгиевском районе имеются большие запасы строительных материалов: сурика, охры, кирпичных глин, известняка и кварцевых песков. На Лысогорском горно-соляном источнике имеются запасы глауберовой соли.

Георгиевский район – крупный транспортный узел. Здесь проходят железная дорога, автострады, хорошо развита сеть автомобильных дорог.

Георгиевск - крупный промышленный центр Ставрополья. В нём действуют арматурный,
инструментальный, авторемонтный, биохимический, маслоэкстракционный, плодоовощеконсервный заводы, мясокомбинат, комбинат строительных изделий и другие промышленные предприятия.

Главной отраслью экономики района является сельское хозяйство. В общекраевом разделении труда в сельском хозяйстве Георгиевский район выступает как зерно - скотоводческий с развитым птицеводством, плодоводством и овощеводством. Основная зерновая культура района - озимая пшеница. Набирает силу фермерство.


Учитель географии
На территории города расположены 3 техникума (один из них техникум механизации и сельского хозяйства), 3 ПТУ, 6 филиалов высших учебных заведений: Новочеркасского технического университета, Московского института социально – культурного менеджмента и сервиса, Таганрогского радиотехнического университета, Ставропольского государственного университета, Ростовской государственной академии, Ставропольского технического университета.

Мы услышали, какие отрасли промышленности и сельского хозяйства развиты на территории Ставрополья, узнали, что в городах проживает большое количество населения.
Большая часть, которого трудоспособна. Вы также являетесь будущими трудовыми ресурсами нашей Малой Родины и перед вами через два года встанет вопрос, куда пойти учиться?
Сегодняшний урок и был посвящен определению типа профессии, который должен соответствовать индивидуальному выбору каждого учащегося. А для этого мы продолжим работу с карточками и с таблицей. И выполненная работа определит, к какому типу профессии вы отдаёте своё предпочтение сейчас.
У вас на столах лежат цветные карточки, каждый цвет которых соответствует типу профессии в таблице. Мы будем называть тип, а вы поднимаете ту карточку профессию какого типа вы выбрали.

(На экране мультимедиа показывается таблица типов профессий.)
Учитель психолог называет по очереди типы, а учитель географии на графике отмечает точки соответствующие процентам и затем соединяет эти точки.
Далее вычерчивается график, по которому можно определить каким типам профессий отдано предпочтение.

Учитель психологии.
Результататы графика таковы.,но в вашем распоряжении ещё много времени..

Учитель географии
На последующих уроках при изучении межотраслевых комплексов России и Ставропольского края мы ещё не однократно будем возвращаться к сегодняшней теме и у вас ещё конечно будет возникать много вопросов по выбору профессии.
Например: можем ли мы получить ту или иную профессию у нас в крае или за его пределами? Каким интересам вам необходимо отдать предпочтение, какому предмету вы должны уделить внимание? и тд.
Поэтому домашним вашим заданием будет составить вопросник по интересующим вас проблемам данной темы урока.
15