Разработка урока по алгебре Разность квадратов двух выражений 
Разработка современного урока математики
Тема урока «Разность квадратов двух выражений»
Тип урока                                 Урок изучения нового материала
Формируемые результаты    Предметные: формировать умение применять       
                                                   формулу разности квадратов двух выражений
                                                   Личностные: формировать ответственное  
                                                   отношение к обучению, готовность к
                                                   саморазвитию и самообразованию на основе
                                                   мотивации к обучению и познанию
                                                  Метапредметные: формировать умение  
                                                   сравнивать анализировать, моделировать выбор       
                                                   способов деятельности
Планируемые результаты     Учащиеся научатся применять формулу разности
                                                     квадратов двух выражений
Основные понятия                  Формула разности квадратов двух выражений
1. Самоопределение к деятельности
- Здравствуйте, ребята! Какие способы разложения многочленов на множители мы рассмотрели на предыдущих уроках? (Вынесение общего множителя за скобки, метод группировки).
  Сегодня мы с вами рассмотрим еще один способ разбора многочленов на множители. Но сначала я посоревнуюсь с вами в вычислениях. Назовите два последовательных натуральных числа (149 и 150). Найдем разность квадратов этих чисел : 1502 – 1492 . (Дети возводят эти числа в квадрат затем вычитают. Учитель, воспользовавшись формулой разности квадратов, первым находит результат. Так повторяется несколько раз в итоге дети замечают «подвох» и заявляют, что учитель знает что-то такое, чего не знают они)
- Да, я что-то знаю. Вы также вместе узнаете это что-то сегодня на уроке и сможете быстро выполнять такие вычисления.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения деятельности
Фронтальная работа с классом. Выполнить № 530, 531
№530. Представьте данное выражение в виде квадрата одночлена:
1) х6 ;       3) 4х2 ;          5)а8 b10 ;               7) 1,21m10 n20 ;
2) у4 ;       4) 1/9х4 ;       6)0,36х2 у12 ;        8) 25/16 а14 b16 .
№531. Можно ли представить в виде разности квадратов двух одночленов в выражение:
1) а2 – 16b2 ;      3)100b4 – 25с6 ;     5)-а12 -49с8 ;
2) 25с2 +9b2 ;     4) -64+а10 ;            6) -0,1а4 + 0,04b4 ?
В случае утвердительного ответа запишите эту разность квадратов.
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности 
- Как вы думаете , какая цель стоит сегодня перед нами? (Найти новый способ разложения многочлен на множители).
- Сформулируйте тему урока  (Возможные варианты:  «Новый способ разложения многочлена на множители», «Представление разности квадратов двух выражений в виде произведения множителей»).
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Вспомним, как мы умножали два многочлена, один из которых представляет разность двух выражений, а другой их сумму 
(а –b) (a + b)= a2  –b2 .
Это тождество мы называли формулой сокращенного умножения: 
Произведение разности двух выражений их суммы равно разности квадратов этих выражений.
Эту формулу перепишем так: a2 –b2  = (а –b) (a + b)
Это тождество называется формулой сокращенного умножения.
Разность квадратов двух выражений. 
Сформулируйте правило.
Разность квадратов двух выражений равна произведению разности этих выражений и их суммы.
 
5. Первичное закрепление во внешней речи
 №533, 535, 536 (1,3,5,7,9).
№533. Каким из данных произведений многочленов тождественно равен многочлен а2 – 144:
1) (а-12)2 ;                    3) (12-а) (12+а);
2) (а-12) (а+12);           4) (12-а) (-12-а)?
№535. Можно ли, применяя формулу разности квадратов, разложить на множители выражение:
1) а2 – 9;      4) 25+ х2 ;            7) 81+ 100p2 ;         10) –m2 n2 – 25?
2) b2 +1;      5) 1 – у2 ;              8) 81- 100р2 ;
3) 4 – с2 ;      6) 16а2 – b2 ;         9) m2 n2 – 25;
№536. Разложите на множители:
1) b2 – d2 ;       5) 4- 25а2 ;         9) b2 c2 – 1.
3) –х2 + 1;      7) 900- 81k2 ;
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
№ 536.  (2,4,6,8,10,12) 
Эталон:
2) х2 -1= (х-1) (х+1)                 
4) 36- с2 = (6-с) (6+с)               
6) 49а2 – 100= (7а-10) (7а+10)         
8) 16х2 – 121у2 = (4х-11у) (4х+11у)
10) 1/4х2 – 1/9у2 = (1/2х- 1/3у) (1/2х + 1/3у)
12) 144х2 у2 – 400= (12ху-20) (12ху + 20)
7. Включение в систему знаний и повторение
№538 (1,2), №544.
№538. Решите уравнение:
1) х2 -49=0                           2) х2 +36=0
   (х-7) (х+7)=0                       х =-36
    х-7=0  или  х+7=0            нет корней
    х=7              х=-7
        Ответ. -7; 7.                 Ответ. Нет корней
№544. Чему равна площадь закрашенной фигуры, изображенной на рисунке. Вычислите значение полученного выражение при а=7,4 см, b= 2,6 см.
337185107954b
b
12763150804                                                             Решение: 
                                                             S= а2 – b2 = 7,4  – 2,6  = (7,4 +2,6) (7,4- 2,6)=
70866032388b
b
32765632388а                                                             = 10*4,8= 48 (см2 )
                                                             Ответ. 48 см2 .
             а
8. Рефлексия урока
Продолжите высказывания об уроке: 
Я узнал (а) … (как раскладывать разность квадратов двух выражений на множители)
Я научился (ась)… (раскладывать разность квадратов двух выражений на множители)
Я понял (а), что могу… (раскладывать многочлены на множители вынесением общего множителя за скобки, методом группировки, с помощью формулы сокращенного умножения - разность квадратов).
9. Домашнее задание: п. 15(ответить на вопросы, выучить правило), №537, 539, 545.