Презентация Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников


Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников Учитель начальных классов МБОУ «Первомайская школа» Китаева О.В. Портрет выпускниканачальной школы коммуникативность навыки самоорганизации и здорового образа жизни исследовательский интерес саморегуляция ответственность уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ≡ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера умеющий учиться, способный к самоорганизации Планируемые результаты:три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕ:ориентацияценностно-смысловая;в социальных ролях и меж-личностных отношениях МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение:личностное, профес-сиональное, жизненное Смыслообразование:связь между целью (ре-зультатом) деятельности и ее мотивом Нравственно-этическаяориентация Регулятивные:организация деятельности Коммуникативные:речевые навыки инавыки сотрудничества Познавательные:общеучебные, в т.ч – знако-во-символические, логичес-кие, постановка и решениепроблемы Основы системынаучных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению,преобразованиюи применениюнового знания РЯ Лит ИЯ Мат Е/н Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Применительно к учебной деятельности Личностные результаты готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированности мотивации к учению и познанию; ценносто-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированности основ российской, гражданской идентичности. К ним относятся Прогно-зирование контроль Само-регуляция коррекция Регулятивные действия оценка Плани-рование планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Познавательные универсальные действия Общеучебные Логические Постановка и решение проблемы Знаково-символические действия Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;структурирование знаний;осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;подведение под понятие, выведение следствий;установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;доказательство;выдвижение гипотез и их обоснование. Знаково-символические действия: моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы;самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. К ним относятся Коммуникативные действия Планированиеучебногосотрудничествас учителемисверстниками –определение цели, функций участников, способов взаимодействия Постановкавопросов -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Разрешениеконфликтоввыявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; Управлениеповедением партнера –контроль, коррекция, оценка его действий Умениевыражать своимысли –владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Универсальные учебные действия,при формировании которых возникают трудности Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Маленький процент учащихся проявляют инициативу исамостоятельность в обучении. Не все устанавливают причинно-следственные связи, не всегда могут выдвинуть гипотезу и ее обосновать. Не все умеют осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существеннойинформации из различных информационных источников. Не всегда дают оценку учебных достижений объективно, а на базовом уровне формирования УУД-неадекватно воспринимают оценку учителя. Учащимся сложно самостоятельно планироватьсобственную деятельность всоответствии с поставленнойзадачей и условиями еереализации и искать средстваее осуществления. Частичное не умение договариваться ораспределении функций и ролейв различных видах совместнойдеятельности, а именно при работе в парах , в группах, часто присутствует недоброжелательность. Не все умеют сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем. Слабое умение задавать вопросы дляполучения от партнёра покоммуникации необходимыхсведений. В одной притче говорится