Формирование у младших школьников логических универсальных учебных действий при обучении решению задач на движение.
Рюмина Татьяна Валерьевна
Формирование у младших школьников логических универсальных учебных действий при обучении решению задач на движение.
Анализ теоретических аспектов данной темы привел нас к решению провести экспериментальную работу по формированию логических действий у младших школьников.
Для реализации работы нами были поставлены следующие задачи:
- Провести анкетирование учителей и родителей о формировании логических универсальных учебных действий при решении задач на движение;
- Провести диагностику универсального учебного действия общего приема решения задач;
Для решения первой задачи нами была проведена беседа с учителем с целью получения первичных представлений о формировании у учащихся логических универсальных учебных действий при решении задач на движение.
В анкетировании принимали 22 учителя начальных классов с педагогическим стажем. В ходе беседы с учителем выяснилось, что учитель считает решение задач важным связующим звеном между теоретическим и практическим обучением школьников. Теоретическими положениями, лежащими в основе выбора действий для решения задач, дети в основном владеют. В настоящий момент учащиеся чаще всего допускают ошибки при выборе формул для решения задач «на движение», поэтому учитель зачастую использует разнообразные приемы моделирования процессов (предметные картинки, составление схем, таблиц, чертеж). Оформление решения задачи в виде выражения в некоторых частных случаях вызывает затруднения у учащихся, однако говорить о том, что это является закономерным, нельзя.
Проведенная работа позволила сформулировать ряд методических рекомендаций учителю:
1) Учащимся необходимо предлагать задачи с использованием в основном конструктивных образов, заставляющих учеников не отвлекаться на несущественные признаки и сразу выделять суть выделенных отношений.
2) Важно, чтобы учащиеся решали не конкретную задачу, а искали общий принцип решения задач данного вида.
3) На уроке необходима специальная деятельность школьников, направленная на выяснение сути встречаемых в условии задачи понятий и отношений. Экспериментальное обучение показало, что без понимания сути последних невозможно успешно решить задачу.
4) При обучении необходимо так организовать учебную деятельность школьников, чтобы они сами “открывали” способы решения задач и принципы их построения. При этом нужно рассматривать с учащимися все предложенные ими идеи и отбрасывать лишь те, которые не имеют “рационального зерна”.
5) Необходимо составлять с учащимися план решения задачи, чтобы дети учились планировать свои действия прежде, чем будут их выполнять. При этом важно, чтобы выполнение составленной системы действий приводило к достижению намеченной цели.
6) Необходимо, чтобы учащиеся не только осознавали способ решения задачи, но и понимали принцип его построения, а также старались осознавать основание своих действий.
7) На уроках математики следует уделять большое внимание решению задач на движение. Прежде всего, чтобы обучение решению задач было успешным, учитель должен сам разобраться с задачей, изучить методику работы.
Также было проведено анкетирование родителей с целью получения представлений об уровне сформированности умений решать задачи на движение. В результате проведения исследования нами определено, что практически все родители считают важным научить ребенка решать задачи. При решении задач дома дети практически всегда справляются с решением задачи самостоятельно, родители лишь иногда оказывают им помощь, задавая наводящие вопросы.
Среди учащихся 4 «А» класса МАОУ СОШ № 59 г. Челябинска была проведена Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой)[1]. А.Р. Лурия [1] и Л.С. Цветкова[1] предложили набор задач с постепенно усложняющейся структурой, который дает возможность диагностировать сформированность обобщенного способа решения задач. При решении задач учащиеся выделяют не только существенные, но и несущественные смысловые единицы текста; умеют соотносить результат решения с исходным условием задачи; при создании схемы решения учитывают все связи между данными условия и требованием.
На основании полученных в экспериментальной работе данных можно сделать заключение: если в процессе обучения решению задач на движение использовать систему упражнений по формированию обобщенного способа решения с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, то это будет способствовать интеллектуальному развитию учащихся и повышению эффективности их математической подготовки.
Список литературы.Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А Володарская и др.; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 151с.