Доклад на общешкольном родительском собрании Семья и школа

ШКОЛА И СЕМЬЯ: ОТ СОСУЩЕСТВОВАНИЯ К ПАРТНЁРСТВУ

В своем выступлении мне хотелось бы проанализировать одну из сторон работы учителя, а именно взаимодействие классного руководителя и родителей его учеников. Ваш ребенок учится в школе. Каждый день он изучает новое, развивает свои способности, и помогают ему в этом педагоги. Самый главный и близкий человек для ученика в школе - классный руководитель. Именно от того, как сложатся отношения между классным руководителем, ребенком и родителем ребенка зависит картина его успеха Другими словами, для всех субъектов учебно - воспитательного процесса - учащихся, педагогов и родителей - важно конструктивное взаимодействие друг с другом. Конструктивное - когда требования учителей и родителей согласованы, а спорные вопросы решаются бесконфликтно, в рамках партнерского общения.
Общение родителей и педагогов часто весьма ограничено по времени, происходит нерегулярно, инициатива часто исходит от педагогов, причины встреч носят не всегда позитивный характер. И мы часто, из-за взаимных претензий, забываем, что вместе - учителя и родители - делаем в равной степени одно общее дело. Мы в определенном смысле коллеги. Что же нам, взрослым людям, по сути делающим одно дело, мешает найти общие точки соприкосновения?
Чтобы найти ответ на этот непростой вопрос, классные руководители провели небольшое пилотное исследование, цель которого заключалась в выяснении мнения друг друга по ключевым вопросам воспитания, возникающим при взаимодействии.
В исследовании приняли участие 150 родителей разного возраста и родительского стажа и 14 классных руководителей, имеющих разный стаж работы с классным коллективом. Участники заполнили анкету, состоящую из 2 частей: 1 часть - вопросы об «идеальном классном руководителе», 2- о качествах «идеального родителя». Респонденты заполняли обе части анкеты анонимно.
Гипотеза: родители и классные руководители придерживаются полярных точек зрения по многим важным вопросам- в этом причина конфликтов, недовольства друг другом.
Цель: выявление единодушия и расхождений в ожиданиях родителей и классных руководителей для оптимизации взаимодействия.
Результаты исследования вы видите на слайде.
Первая часть об «идеальном» классном руководителе:
78,4% родителей и 75% классных руководителей, считают, что должность классного руководителя предполагает наличие требовательности к ребенку. Но, вместе с тем считают, что предъявление требований должно сочетаться с гибкостью – необходимо исходить из возможностей ребенка, чтобы воздействие не нанесло вред. Лишь 13,1% родителей и 16,6% педагогов считают, что требовательность - жестко настаивать на выполнении школьных предписаний.
Что касается ответственности за жизнь и здоровье учеников, то 70,2% родителей и 100% педагогов возлагают ее бремя на «плечи» классного руководителя лишь во время занятий в школе и внеклассных мероприятий. Таким образом, большинство родителей понимают границы обязанностей педагога
63,1% родителей и 66,7% педагогов считают, уровень достижений ученика определяется индивидуальными способностями ребенка, его стараниями, а не только жесткими нормами учебной программы.
По мнению большинства 58,4% родителей классный руководитель в контакте с учеником должен быть выше ребенка, тогда он сможет чему-то научить. А вот мнения классных руководителей по этому вопросу разделились ровно поровну. Часть классных руководителей согласна с родителями, другая половина, говорит о том, что в контакте с учеником классный руководитель должен быть дружелюбным и соблюдать позицию на равных. Хотелось бы верить, что подобной точки зрения придерживаются классные руководители старшей школы, поскольку она верна, при взаимодействии с подростками.
Вторая часть об «идеальных родителях»
1.Расширение кругозора ребенка должно осуществляться как в семье, так и в школе (по 90% )
2.Контроль за выполнение домашнего задания ( 90% учит. – на плечи родителей, 45% родителей возлагают эту обязанность на совесть самого ребёнка) Уважаемые родители, не забывайте, выполнение домашнего задания очень важно для ребенка. Дома дети закрепляют новую информацию. Именно дома у ребенка происходит или не происходит закрепление учебных навыков, способов учебной деятельности. Одинаковых детей не бывает. Самое главное, чтобы ребенок знал, что папе и маме интересны его учебные задания. Вы уделяете ему время, значит, он сам важен для вас.
3.Уважение к мнению педагога должно проявляться в доверии – какую оценку поставил, ту и заслужил ( 100% учит)Готовы прийти и выяснить критерии оценивания ( 26% родителей)
4.Авторитет учителя должна поддерживать семья (90% учителей)
Должен поддерживать сам учитель (50 % родителей)
5.Ответственность за то, какой личностью станет ребенок в большей степени лежит на родителях ( 90 % с обеих сторон и 10% на взаимодействии сторон)
6.При возникновении конфликтной ситуации родитель в первую очередь идет к классному руководителю (100% учит)
идет к директору, пусть разберётся (60% родит)

Таким образом, по результатам исследования мы можем сделать следующий вывод, что по большинству ключевых вопросов взаимодействия выявлено единодушие обеих сторон.
Исключением стали вопросы об идеальном родителе. Со стороны педагогов отмечено более лояльное и объективное оценивание обязанностей родителей, тогда, как родители довольно строго оценивают обязанности учителей. Возвращаемся к гипотезе исследования: «полярные (противоположные) точки зрения на ключевые вопросы, являются причиной неэффективного взаимодействия родителей с классными руководителей» не подтвердилась. Следовательно, обе стороны имеют схожие точки зрения по ключевым вопросам воспитания и это должно стать связующим моментом в общении учителя с родителями, осталось только внимательно выслушать друг друга. Школа всегда открыта для сотрудничества с родителями. Учителя и психологи школы могут помочь родителям научиться эффективно взаимодействовать с детьми

В заключение своего выступления, мне бы хотелось, уважаемые родители, наглядно продемонстрировать вам, какую работу ведет школа и, в том числе классные руководители, в рамках адаптации наших «компьютерных» детей к существованию в социуме. Поверьте, классные руководители прилагают много усилий для того, чтобы объединить детей, научить их общаться друг с другом, наполнить их взаимодействие творчеством и созидательной деятельностью.
За последние три года в школе были разработаны, запущены, реализованы более 25 проектов социальной направленности. Вот только некоторые из них.
Проект « Благо Дарю»
Реализован совместно со ШУС в 2012-2013 учебном году. Охватил всех участников образовательного процесса. В ходе проекта ребята оказывали посильную помощь пожилым людям, воспитанникам детского дома «Теремок» и нуждающимися в помощи ребятам школы.

Проект « Ре –форма»
Реализован в 2012-2013 учебном году. Охватил всех участников образовательного процесса. В проекте приняло участие 314 учащихся,что составило 73% от всего ученического состава школы, 41% родительского состава школы поддержали проект. Результатом работы над проектом стало введение обязательного элемента школьной формы.
Проект « День дублера»
Краткосрочный, ставший традиционным проект. Срок реализаци сентябрь –октябрь каждого учебного года. Проект реализует ШУС .
Направлен на развитие инициативы, ответственности у старшеклассников. В ходе реализации проекта старшеклассники показали, что умеют работать в команде, обладают чувством ответственности за порученное дело.

Экологический проект « Измени город к лучшему»
Долгосрочный проект, внедрен в апреле 2014 года. Охватывает всех участников образовательного процесса. В прошлом учебном году в проетке приняли участие 316 учащихся школы, что составлило 78% ученического состава школы и более 30% родителей поддержали проект. Направлен на привлечение внимания молодого поколения к экологическим проблемам, способствует благоустройству территории школы и микрорайона.

Исследовательский социально-ориентированный проект «Память сердца» Долгосрочный проект, внедрен в апреле 2014 года. В ходе реализации проекта у детей сформируются представления о Героях войны, о воинской службе. В рамках проекта планируется пополнять школьную музейную комнату и виртуальный музей.

Ежегодно реализуется большой общешкольный социальный проект спротивно-профилактической направленности «Школа территория здоровья» Основная идея проекта заключалась в объединении усилий педагогов, психологов, родителей и работников правоохранительных органов и здравоохранения в организации работы по профилактике социально-негативных явлений среди детей и подростков.
В течение трех лет школа работала над большим общешкольным проектом «Интерактивное образовательное пространство» В рамках этого проекта уже реализованы подпроекты «Интерактивная лестница», «Школьное время», экологический атр-проект «Ярнбомбинг, или Глобальное утепление»

Мы, учителя и дети, будем только благодарны вам, родители , если хотя бы в этих проектах будите нас поддерживать и наравне с нами участвовать. Помните, что только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы!
Спасибо за внимание!






































Уважаемые участники опроса «Родители и классные руководители»!
Ваши ответы помогут в исследовании взаимоотношений родителей и педагогов школы.
№1По Вашему мнению, идеальный классный руководитель должен быть требовательным т.е.:
а) исходить из реальной ситуации и возможностей ребенка, то есть проявлять гибкость
б)жестко настаивать на выполнении школьных предписаний
в) ваш вариант ответа
№2Ответственность за жизнь и здоровье ребенка лежит на плечах классного руководителя
А) Лишь во время занятий в школе 9Ишкольных мероприятий)
Б) пока учитель является классным руководителем, он, наравне с родителями отвечает за ребенка
В) ваш вариант ответа.
№3Уровень достижений ученика определяется:
А) индивидуальными способностями школьника, его старанием
Б) единственно верный ориентир- нормативы учебной программы
В ) ваш вариант ответа.
№4Отношение к ошибкам учащегося со стороны классного руководителя, на Ваш взгляд, должно быть
А) снисходительным- подрастет- поймет
Б) надо подчеркивать ошибки, указывать на них часто, чтобы в следующий раз не ошибался
В) ваш вариант ответа.
№5Похвала со стороны классного руководителя..
А) чаще и активнее хвалить, даже за маленькие успехи
Б) повод для похвалы должен быть значительным
В) ваш вариант ответа.
№6 В контакте с учеником классный руководитель должен быть
А) дружелюбным- соблюдать позицию на равных
Б) должен быть выше ребенка- тогда он сможет чему- то научить
В) ваш вариант ответа.
№7 Ответственность за сплочение класса, чтобы в коллективе не было изгоев, лежит на
А) плечах классного руководителя, так как у него опыт работы с детьми и профессиональная подготовка
Б) на всем классе и особенно на слабых, так как это их проблема
В) ваш вариант ответа.
№8 Классный руководитель должен стремиться
А) узнать своеобразие личности каждого из своих учеников, быть инициатором в отношениях,
Б) к тому, чтобы ученики проявляли инициативу и активность в общении с классным руководителем и друг с другом
В) ваш вариант ответа.
№9Между родителями и классным руководителем должны быть отношения, построенные на
А) обоюдном и глубоком уважении
Б) обе стороны вынужденно идут на контакт, поэтому уважение- личное дело каждого и может проявляться только во внешнем поведении
В) ваш вариант ответа.
№10 При общении родителей и классного руководителя.
А) должна соблюдаться позиция на равных
Б) классный руководитель-специалист в работе с детьми, а родитель- специалист в своей области, поэтому в вопросах воспитания первое и главное слово за классным руководителем
В)ваш вариант ответа.
№11Перед администрацией школы, классный руководитель должен быть
А) на стороне тех, кто прав в данной ситуации
Б) всегда на стороне ребенка и его родителей
В) ваш вариант ответа.
№12 При обсуждении спорных вопросов родитель и классный руководитель должны быть
Ф) в равной степени выслушать доводы друг друга
Б) первое слово за тем, кто лучше знает суть дела и более опытен,
В) ваш вариант ответа.
№13Каким образом, классный руководитель должен получать сведения об изменениях состояния здоровья ребенка и обстоятельств его семейной жизни
А) родители сообщают эти сведения по своей инициативе
Б) классный руководитель должен суметь все узнать о ребенке сам
В) ваш вариант ответа.
№14Что, по Вашему мнению, необходимо добавить к качествам идеального классного руководителя
.
2 Каким, на Ваш взгляд должен быть идеальный родитель?
2.1Расширеник кругозора ребенка должно осуществляться.
А) в большей степени в семье
Б) главным образом в школе
В) ваш вариант ответа.
2.2 Контроль за выполнением домашнего задания возложен на
А) на плечи родителей
Б) на совесть ребенка
В) ваш вариант ответа.
2.3Уважение к мнению педагога об успехах ученика со стороны родителей должно проявляться
А) в доверии - поставили такую оценку, значит, заслужил
Б) придти к педагогу и выяснить - за что поставлена оценка (критерии)
В) ваш вариант ответа.
2.4Авторитет классного руководителя и школы должны поддерживать
А) в первую очередь- семья ученика
Б) классный руководитель должен сам создавать и поддерживать свой авторитет
В) ваш вариант ответа.
2.5 Ответственность за то, какой личностью станет ребенок в большей степени лежит на
А) родителях
Б) на педагогах
В) ваш вариант ответа.
2.6.При возникновении конфликтной ситуации в классе родитель в первую очередь идет.
А) к классному руководителю- выяснить суть дела
Б)к директору- пусть разберется
В) ваш вариант ответа.
2.7.Что, по Вашему мнению, необходимо добавить к качествам идеального родителя:

3.1 Возникает ли на Ваш взгляд, некоторое напряжение во взаимоотношениях классного руководителя и родителей (подчеркните):
А)да б) не знаю в) нет г) иногда
3.1 Каковы причины этого напряжения, на Ваш взгляд?
..
3.2 Что Вы будете делать, чтобы сделать отношения классный руководитель- родитель конструктивными (возможны несколько выборов):
А)совершенствовать себя , вырабатывая терпимость к разным людям
Б) меньше бывать в школе- пусть все идет само собой
В) корректно выясню мнение классного руководителя по важным вопросам, касающимся нашего взаимодействия, чтобы достичь понимания друг друга.
Г) ваш вариант ответа.
Благодарим Вас за участие в исследовании!



















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15