РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЙНОГО УГОЛКА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЙНОГО УГОЛКА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» одним из принципов государственной политики провозглашается: защита и развитие системой образования этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства. История неумолима, и на современном этапе развития общества мы пришли к выводу, что без воспитания любви к Родине, без знаний истории культуры своего народа нет цивилизованного будущего.
Необходимость развития интересов обучающихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания обучающихся о родном крае, тем более действенными покажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, патриотизма, уважения к традициям своего народа. Также возможна преемственность поколений, общение между людьми посредством музейных материалов.
Именно, в школе создаются оптимальные условия для сохранения национальной самобытности, изучения родного языка, традиций, культуры. Школа занимается воспитанием общечеловеческих и нравственных ценностей, поддерживая творческую активность обучающихся, учителей, родителей, вовлекая их в активную деятельность. И музейная педагогика – одно из ключевых направлений деятельности в образовательном пространстве нашей школы.
Школьный музейный уголок был создан в 2004 году. Созданная экспозиция быта жителей села Большой Макателем является одной из форм дополнительного образования, развивающей творчество, познавательную активность школьников. В основе работы музейного уголка лежит принцип – музей для детей и руками детей.
Цели школьного музейного уголка:
Школьный музейный уголок организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации учащихся.
Он призван способствовать:
- формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств;
- расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей; - овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности;
- служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения;
- бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов
- приобщению школьников к историческому и духовному наследию родного края, через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении и благоустройстве исторических и культурных памятников.
Поставленные цели предполагают решение следующих задач:
Воспитание общечеловеческих, нравственных духовных ценностей; пропаганда позитивных ценностей. Сотворчество в образовательной деятельности.
Развитие познавательных интересов учащихся, потребности в познании культурно-исторических традиций родной страны и родного города. Усиление роли гражданско-патриотического воспитания молодежи в современном обществе.
Обогащение опыта социально значимой деятельности через привлечение детей к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных и духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями москвичей.
Формирование чувства интернациональной общности. Осуществление преемственности между поколениями. Социализация личности ребенка.
Организация коллективной творческой деятельности, общения детей и взрослых, развивающих научно-исследовательскую деятельность в области истории, обществознания, краеведения, мировой художественной культуры, литературного творчества, изобразительного искусства, музыки и в других направлениях творческого поиска.
Способствование развитию навыков поисковой, научно-исследовательской деятельности, овладение учащимися практическими навыками туристско-краеведческой работы, сбора и обработки информации, декоративно-оформительских работ и др.
Сбор и обеспечение сохранности музейных предметов как источников социальной памяти народа. Осуществление проектной деятельности.
Пропаганда знаний, полученных в результате поисково-исследовательской работы об истории района и школы среди учащихся, учителей, родителей, жителей района;
Использование культурных ценностей для развития обучающихся
Содействие в организации проведения учебно-воспитательного процесса
Охрана и пропаганды памятников истории, культуры и природы родного края
Активизация массовой работы с обучающимися населением, тесная связь с ветеранами и общественными объединениями.
Развитие системы дополнительного образования обучающихся, социального воспитания, детского самоуправления.
Развитие поисково – исследовательской деятельности учащихся в рамках краеведческой работы школьного музея направленной на обогащение интеллектуального, и духовного потенциала школьника, вовлечение его в разнообразные формы неурочной работы в школе.
В настоящее время работа музея включает: просветительскую, научно-исследовательскую, поисковую, оформительскую деятельность.
Просветительская деятельность это экскурсионно-лекторская работа; музейные уроки, проведение интегрированных уроков совместно с педагогами ИЗО, МХК, музыки, литературы, географии, биологии; подготовка и проведение фольклорных праздников; проведение конкурсов и викторин.
Научно-исследовательская деятельность – исследование музейных предметов, времени и места их использования,
Поисковая деятельность – пополнение фонда, оформление сменных экспозиций и выставок.
Оформительская деятельность – оформление театрализованных фольклорных праздников. Школьный музейный уголок позволяет совершить ребятам воображаемое путешествие во времени. Воображаемыми «остановками» в пути являются, например, такие как: «Языческие символы», «Мордовская изба», «Предметы быта», «Народные промыслы», «Мордовская национальная одежда», «Мордовская вышивка», «Фольклор» и другие. Все эти «путешествия» ребята совершают с помощью школьного музея, музейных экспонатов, где экскурсоводами являются сами обучающиеся.
Школьный музейный уголок является хранителем бесценного фонда историко-культурного наследия малой Родины. Приобщаясь к истокам прошлого своего края, у детей школы повышается эрудиция, культурный уровень, воспитывается уважение к культуре мордвы, так и русских; данная деятельность способствует развитию сопричастности учащейся молодежи к своему народу, осознается поликультурность России, приобретаются дополнительные знания по предметам гуманитарного цикла, национально–регионального компонента.
Музейный уголок – это особая коммуникативная система, где происходит общение между людьми на темы, содержание которых представлено экспонируемыми культурными объектами. В музейном уголке проводятся классные часы, уроки Мужества, экскурсии, где учителя знакомят с историей, жизнью и бытом, искусством мордовского и русского народа. Дети имеют прекрасную возможность прикоснуться к истории, изучить особенности деревенского уклада.