РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЙНОГО УГОЛКА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ 
 РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЙНОГО УГОЛКА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
          В соответствии с федеральным законом  «Об образовании в  Российской Федерации» одним из принципов государственной политики провозглашается: защита и развитие системой образования этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства. История неумолима, и на современном этапе развития общества мы пришли к выводу, что без воспитания любви к Родине, без знаний истории культуры своего народа нет цивилизованного будущего.
            Необходимость развития интересов обучающихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания обучающихся о родном крае, тем более действенными покажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, патриотизма, уважения к традициям своего народа. Также возможна преемственность поколений, общение между людьми посредством музейных материалов.
        Именно,  в школе создаются оптимальные условия для сохранения национальной самобытности, изучения родного языка, традиций, культуры. Школа занимается воспитанием общечеловеческих и нравственных ценностей, поддерживая творческую активность обучающихся, учителей, родителей, вовлекая их в активную деятельность. И музейная педагогика – одно из ключевых направлений деятельности в образовательном пространстве нашей школы. 
           Школьный  музейный уголок  был создан в 2004 году. Созданная экспозиция  быта жителей села Большой Макателем  является одной из форм дополнительного образования, развивающей творчество, познавательную активность школьников. В основе работы музейного уголка  лежит принцип – музей для детей и руками детей.
Цели школьного музейного уголка: 
Школьный музейный  уголок  организуется в целях воспитания, обучения,  развития  и социализации учащихся. 
Он призван способствовать:
-      формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств;
-   расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей;                                                                                                                                    - овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности;
-     служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения;            
-     бережного отношения  к традициям, культуре и истории  своего  и  других народов
-  приобщению школьников к историческому и духовному наследию  родного края, через практическое участие  в сборе и хранении документов, изучении и благоустройстве исторических и культурных памятников.                                                  
 Поставленные  цели  предполагают  решение  следующих  задач:
Воспитание общечеловеческих, нравственных духовных ценностей; пропаганда позитивных ценностей. Сотворчество в  образовательной деятельности.
Развитие познавательных интересов учащихся, потребности в познании культурно-исторических традиций родной страны и родного города. Усиление роли гражданско-патриотического воспитания молодежи в современном обществе.
Обогащение опыта социально значимой деятельности через привлечение детей к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных и духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями москвичей.
Формирование чувства интернациональной общности. Осуществление преемственности между поколениями. Социализация личности ребенка.
Организация коллективной творческой деятельности, общения детей и взрослых, развивающих научно-исследовательскую деятельность в области истории, обществознания, краеведения,  мировой художественной культуры, литературного творчества, изобразительного искусства, музыки и в других направлениях творческого поиска.
Способствование  развитию навыков поисковой, научно-исследовательской деятельности, овладение учащимися практическими навыками туристско-краеведческой работы, сбора и обработки информации, декоративно-оформительских работ и др.
Сбор и обеспечение сохранности музейных предметов как источников социальной памяти народа. Осуществление проектной деятельности.
Пропаганда знаний, полученных в результате поисково-исследовательской работы об истории района и школы среди учащихся, учителей, родителей, жителей района;
Использование культурных ценностей  для развития  обучающихся
Содействие в организации  проведения  учебно-воспитательного процесса
Охрана и пропаганды памятников  истории, культуры и природы родного края
Активизация  массовой  работы  с обучающимися населением, тесная связь с ветеранами  и общественными объединениями.
Развитие  системы  дополнительного  образования обучающихся, социального воспитания, детского самоуправления.
Развитие  поисково – исследовательской  деятельности учащихся  в рамках краеведческой работы  школьного музея  направленной на обогащение  интеллектуального,  и духовного  потенциала школьника, вовлечение его  в разнообразные формы  неурочной работы  в  школе.
             В настоящее время работа музея включает: просветительскую, научно-исследовательскую, поисковую, оформительскую деятельность.
          Просветительская деятельность это экскурсионно-лекторская работа; музейные уроки, проведение интегрированных уроков совместно с педагогами ИЗО, МХК, музыки, литературы, географии, биологии; подготовка и проведение фольклорных праздников; проведение конкурсов и викторин. 
         Научно-исследовательская деятельность – исследование музейных предметов, времени и места их использования,
        Поисковая деятельность – пополнение фонда, оформление сменных экспозиций и выставок.
         Оформительская деятельность –  оформление театрализованных фольклорных праздников.            Школьный  музейный уголок  позволяет совершить ребятам воображаемое путешествие во времени. Воображаемыми «остановками» в пути являются, например, такие как: «Языческие символы», «Мордовская изба», «Предметы быта», «Народные промыслы», «Мордовская национальная одежда», «Мордовская  вышивка», «Фольклор» и другие. Все эти «путешествия» ребята совершают с помощью школьного музея, музейных экспонатов, где экскурсоводами являются сами обучающиеся.
          Школьный музейный уголок  является хранителем бесценного фонда историко-культурного наследия малой Родины. Приобщаясь к истокам прошлого своего края, у детей школы повышается эрудиция, культурный уровень, воспитывается уважение к культуре мордвы, так и русских; данная деятельность способствует развитию сопричастности учащейся молодежи к своему народу, осознается поликультурность России, приобретаются дополнительные знания по предметам гуманитарного цикла, национально–регионального компонента.
           Музейный уголок  – это особая коммуникативная система, где происходит общение между людьми на темы, содержание которых представлено экспонируемыми культурными объектами. В музейном уголке  проводятся классные часы, уроки Мужества, экскурсии, где учителя знакомят с историей, жизнью и бытом, искусством мордовского и русского народа. Дети имеют прекрасную возможность прикоснуться к истории, изучить особенности деревенского уклада.