Урок по географии на тему:Народы России. Языковая классификация народов. Языковые семьи группы. Этнический и религиозный состав России
Тема урока: Народы России. Языковая классификация народов. Языковые семьи группы. Этнический и религиозный состав России
Цели:
1. Познакомить с особенностями национального и религиозного состава населения России, с размещением народов по территории страны.
2.Воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны и населяющих её народов.
3.Отработать умения обобщать и систематизировать знания.
УУД: Личностные - готовность к самообразованию и самовоспитанию, воспитание толерантной личности, чуткой и ответственной, открытой к восприятию других культур, способной ценить, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.
Коммуникативные - умение работать в парах, группах.
Познавательные умение работать с учебником, картами атласа, анализировать статистический материал, работать с дополнительными источниками информации. Регулятивные - осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных задач.
Оборудование:
Стенные карты: «Политико-административная карта России», «Народы России», словари, атласы России, презентация, лист учета (для учащихся).
1.Организационный момент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
1-2 минуты;
Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что вы видите? Зима, холод, мороз, как-то зябко. А посмотрите вдалеке дома, окна светятся. В доме, наверное, уютно, тепло. И вот я хочу, чтобы сегодня у нас на уроке было тепло, уютно и комфортно всем.
Девиз
Проверка домашнего задания: Какую тему мы изучаем в последние несколько уроков?
У вас на столах имеются тесты. Попробуйте в течение 1 минуты ответить на вопросы теста. Тест очень легкий, он настроит вас на работу на уроке.
Слайд. №1.Тестирование
Численность населения России (млн.) а) 280 б) 354 в) 142
2.Место России по числу жителей а) 3 б) 9 в) 7
3. Естественный прирост а) умершие б) родившиеся в) разность
4.Воспроизводство а) убыль б) возобновление в) рост
5. Демографический кризис: а) резкое уменьшение населения, б) резкое увеличение населения, в) рождаемость.
II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
1. 1-2 минуты;
2. Возникновение проблемной ситуации.
- Уважаемые ребята! Мы снова сможем погружаться в головокружительное многообразие нашей России. Если бы какой-нибудь добрый волшебник сумел вылепить из России шар и запустил его в космос, Россия стала бы вращаться вокруг Солнца, не испытывая недостатка ни в воздухе и воде, ни в металлах и топливе ни в технологиях и знаниях. Мы с вами знаем, что по красоте и разнообразию ландшафтов, природных ресурсов равных России нет.
- Но как вы думаете, каково самое главное богатство нашего государства?
(это народ, это российский народ, населяющий необъятные просторы нашей Родины).
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
4-5 мин;
- Прочитайте, пожалуйста, слова, записанные на слайде №2:
ЭТНОС ТОЛЕРАНТНОСТЬ АССИМИЛЯЦИЯ
- Кто из вас может объяснить значение этих слов? (Дети высказывают свое мнение)
- Если затрудняетесь объяснить значение этих слов, где можно найти эту информацию?
( У учителя на столе лежат 3 толковых словаря. 3 ученика ищут толкование слов)
- С чем связаны эти понятия?
- Кто из вас догадался, какую тему мы сегодня будем изучать? Где можно найти и узнать тему урока? ( В содержании учебника). Назовите тему урока. (Слайд №3)
- Как вы думаете, каковы цели сегодняшнего урока?
(узнаем: каков этнический и религиозный состав населения России, как он менялся.
Ребята, вы уже изучили большой материал по теме «Население России». Запишите в первую колонку, что самое главное для себя вы запомнили и узнали , а во вторую колонку, запишите вопросы, на которые можете получить ответы на сегодняшнем уроке.(Дети записывают в таблицу данные). А третий столбик вы будете заполнять в течение урока, если вы нашли ответ на вопрос.
Итак, что же вы хотите узнать? (зачитывают). К этой таблице мы вернемся в конце урока и выявим, смогли ли вы ответить на все поставленные вопросы.
Знаю
Хочу узнать
Узнал
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Этап изучения новых знаний и способов действий
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
7-8 мин;
1.Запишите тему урока: «Этнический, национальный состав населения России». (на слайде №3)
2.Мы с вами будем работать по следующему плану: (на слайде №4)
Этнический состав населения России.
Религиозный состав населения.
Особенности национального состава населения Ставропольского края.
3.Работа в парах
Прочитайте 1 пункт параграфа 13. Посовещайтесь со своим соседом по парте и ответьте на вопросы : Какие народы России по численности являются крупнейшими? В каком регионе страны наиболее сложный этнический состав?( Наиболее сложный этнический состав характерен для Северного Кавказа)
-Почему вы так думаете?
-А вы знаете, какие народности проживают на территории нашего поселка Солнечнодольск?. Перечислите их.
- Назовите, какие национальности можно отнести к малым народам.
4. Работа с атласом
Откройте атлас - на странице 8-9 «Народы России». Все народы объединены в языковые группы, а группы - в семьи.
- Прочитайте, какие языковые семьи представлены в России. Давайте подробнее с ними познакомимся. Внимание на слайд №5.
Языковая семья-
Языковая группа-
Народы, относящиеся к этой семье –
Самые многочисленные народы-
Самые малочисленные –
Ареал проживания -
Назовите самую большую языковую семью. (Индоевропейская)
-Какие языковые группы и какие народы входят в состав индоевропейской семьи?
5. Работа в группах
А сейчас, вы по этому же плану (у каждого на парте) с помощью таблицы и карты дайте характеристику другим языковым семьям самостоятельно. 1 группа- алтайская семья, 2 группа - уральско-юкагирская, 3 группа - северокавказская (ответы)
V. Физминутка –Релаксация. ( С.Ротару «Я, ты, он, она вместе целая страна!)
V. Первичное закрепление. Этап закрепления знаний и способов действий
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
4-5 минут;
Мы познакомились с разными народами, сейчас еще раз выделим самые многочисленные семьи, составив кластер «Этнический состав населения России».
Кластер
(Слайд №6)
Посмотрите на флаг России. Бело-сине-красный. Почему Петр 1 выбрал эти цвета, есть разные версии. Я хочу предложить еще одну символическую версию. Красный - имел обрядовое значение у славянских народов, синий - цвет неба, священный для тюркских народов, белый - цвет снега - традиционный для уральских народов, а долголетие флага сродни кавказскому народу.
Славяне, тюрки, представители уральско-юкагирской семьи и семьи северо-кавказской, как мы только что выяснили, составляют большинство, 95% населения России, бело-сине-красный флаг нашей Родины можно назвать своеобразной этнографической картой.
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Этап применения знаний и способов действий
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
4-5 минут;
А каков национальный состав населения нашего Ставропольского края? (на отдельном листе)
Назвать самые многочисленные народы и самые малочисленные
Русские
2 231,8
Армяне
149,2
Украинцы
45,9
Даргинцы
40,2
Греки
34,1
Ногайцы
20,7
Цыгане
19,1
Карачаевцы
15,1
Азербайджанцы
15,1
Туркмены
13,9
Чеченцы
13,2
Татары
13,0
Белорусы
11,3
Грузины
8,8
Немцы
8,0
Осетины
7,8
Турки
7,5
Аварцы
7,2
Корейцы
7,1
Наш Ставропольский край, как и вся наша Россия, многонациональный.
Чтобы жить в многонациональной стране, нужно воспитывать в себе ТОЛЕРАНТНОСТЬ, УВАЖЕНИЕ. "Единственно верный девиз устойчивого сосуществования народов в полиэтническом государстве "В мире, но порознь"" Л.Н.Гумилев. В мире, но сохраняя свою самобытность. Равноправие людей разных национальностей, конфессий, проживающих в нашем государстве, закреплено Конституцией РФ.
Статья 19 Конституции РФ
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Огромное количество народов населяют Россию. Чем же народы друг от друга отличаются? Каждый народ самобытен, имеет свою культуру, традиции, даже характерные черты. Любой народ неповторим, талантлив. Мы все разные, и вместе и с тем у представителей разных национальностей есть много общего.
(Подготовленный ученик читает стихотворение В.Степанова «Живут в России разные народы»)
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
2 ученик: И в мирное время, и в годы Великой Отечественной войны, 70-летие со Дня Победы которой будем отмечать в мае 2015 года, все народы России стараются жить в согласии, дружбе и сплоченности. Одним из решающих факторов всемирно-исторической победы Советского Союза в Великой Отечественной войне над фашистской Германией явилось единство и сплоченность народов нашей многонациональной и многоконфессиональной страны. В суровые годы войны все народы нашей страны сплотились вокруг героического русского народа, вынесшего на своих плечах основную тяжесть войны. Хранить честь нашей многонациональной страны и делать все для обеспечения безопасности долг каждого россиянина, независимо от национальности.
VII.Включение нового знания в систему знаний и повторение.
7-8 минут;
- Как вы думаете, что еще мы не рассмотрели и не узнали по сегодняшней теме? (Религиозный состав)
- Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент «Религиозный состав России» и ответить на вопрос: «Какие мировые религии исповедуются на территории России и Ставропольского края»?
VIII.Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
1.Вернемся к таблице, которую мы заполняли в начале урока. На какие вопросы вам удалось получить ответы?
Что нужно сделать ещё?
Где можно применить новые знания?
2. Игра «Верю, не верю»
1. Россия - многонациональное государство.
2. Национальный состав сформировался под влиянием исторических, экономических и политических факторов.
3. На территории Ставропольского края проживает мало различных национальностей
4. Отношения должны строиться на уважении языка, традиций, культуры, обычаев народов.
5. Народы, проживающие на территории Ставропольского края, исповедуют только одну религию.
Дома: §13, составить сенквейн «Народ»
семья
Индоевропейская семья
Уральская семья
Северо-Кавказская семья
Алтайская семья
15