Лабораторная работа Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №39
Урок – исследование «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
Клочкова Н.Ф. – учитель физики
Г.Воронеж – 2015г.
Оборудование: письменные и чертежные принадлежности, динамометры, штативы с муфтой и лапкой, два тела разного объема, стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде, проектор, ноутбук, карандаш
Цели урока:
Обучающие цели:
Усвоить следующие элементы неполного опыта учащихся в рамках отдельного урока:
Научить учащихся обнаруживать на опыте выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело и определять выталкивающую силу.
Научить учащихся установить качественную зависимость выталкивающей силы от объема погруженной части тела и плотности жидкости или газа;
Продолжать работать над формированием навыков научного познания мира.
Развивающие цели урока:
развитие у учащихся интереса к познанию законов природы и их применению;
формирование научного мировоззрения на основе сравнения, анализа, обобщения, умения делать выводы.
комплексное решение проблем на основе знаний математики, физики и информатики;
развитие аналитико-синтетического и образного мышления учащихся, развитие экспериментальныех умений, навыков логического мышления. побуждение учащихся к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, выделять главное, умения обосновывать свои высказывания.
развитие умения проводить рефлексию своей деятельности
5. формирование и развитие ключевых компетенций: информационной, организационной, самоорганизационной, коммуникационной.
3. Воспитательные цели урока:
1. развитие эстетического восприятия материала, используя в презентации оригинальный дизайн и эффекты анимации;
развитие коммуникативных умений докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать любые источники информации.
воспитание у учащихся доброжелательного отношения друг к другу, взаимопомощи, самооценки.
1.Орг. Момент
2. Актуализация знаний. (фронтально)
2.1.Как можно на опыте определить, с какой силой тело, погруженное целиком в жидкость, выталкивается из жидкости?
2.2.Чему равна эта сила?
2.3.Как называют силу, которая выталкивает тела, погруженные в жидкость или газы?
2.4.Как подсчитать архимедову силу?
2.5.От каких величин зависит архимедова сила? От каких величин она не зависит?
2.6. упр.24(3)-проверка
2.7. упр.24(4)проверка
Опыт Помещаем заранее приготовленный карандаш в воду. Что мы видим? Он всплывает! Намеренно подводим учащихся к выдвижению гипотезы о влиянии воды на погруженное в нее тело.
Совместно с учащимися формулируем учебную задачу: выяснить, как влияет жидкость на тело, погруженное в неё.
Озвучиваем тему занятия, помогаем учащимся сформулировать и зафиксировать личностные цели изучения данной темы: какую цель вы ставите перед собой на этот урок? Чему каждый из вас хочет научиться сегодня? Что этот вопрос значит именно для вас?
Общие цели записываем на доске, ребята дополняют своими целями.
Тема занятий Личная цель Планируемый результат Достигнута цель или нет
Научиться …Узнать…Применить…
Работа по заполнению листка активности ведется на протяжении изучения всей темы. Это поможет ребенку развить свои рефлексивные умения, поскольку он будет продумывать к каждому занятию не только цели и планируемый результат, а также виды деятельности, которые являются наиболее эффективными именно для него.
Напоминаем учащимся, что основными этапами научного познания мира являются следующие:
Наблюдение, эксперимент
Выдвижение гипотезы
Проверка гипотезы экспериментом
Выбор наиболее вероятной гипотезы и её обоснование
Теоретические расчеты
Выполнение лабораторной работы
Этап изучения нового (повторяются все этапы научного познания)
Предлагаем провести эксперименты по обнаружению выталкивающей силы:
Охарактеризуйте поведение карандаша внутри жидкости: опишите, что произойдет с карандашом, если его погрузить в мензурку и быстро отпустить?
Вывод: если карандаш начал двигаться, значит, на него подействовала сила. Карандаш движется вверх, значит, эта сила направлена вверх.
Пронаблюдайте, как измениться растяжение пружины, если прикрепленный к ней груз опустить в жидкость. Опишите, что вы видели?
Вывод: тело становиться легче в воде! А если опустить груз в соленую воду? Проверяем…Насколько же легче становится груз в воде?
1.пункты 2,3,6
2.пункт 5
3. заполнить таблицу
жидкость Вес тела
в воздухе P, Н Вес тела
в жидкости P1, Н
Выталкивающая сила F, Н
F=P-P1
Pv1 Pv2 P1v1 P1v2 Fv1 Fv2
Вода Насыщенный раствор соли в воде На основе выполненных опытов сделайте выводы.
От каких величин зависит значение выталкивающей силы?
Вопросы
Как называется сила, действующая на тело, погруженное в жидкость?
От чего зависит выталкивающая сила?
От чего не зависит выталкивающая сила?
Тело погрузили в жидкость. Как изменяется его вес? На какую величину?
Напишите формулу выталкивающей силы.
4. Для организации независимой самостоятельной практики учащихся, организуем групповую дискуссию по предложенным вопросам:
Собака-водолаз легко вытаскивает тонущего из воды, но на берегу не может сдвинуть его с места. Значит ли это, что на суше на человека действует меньшая сила тяжести, чем в воде?
Где легче научиться плавать - в реке, или в море? Почему?
Если в стакан с газированной водой опустить виноградинку, то она сначала утонет, а потом будет всплывать. Означает ли это, что выталкивающая сила, действующая на виноградинку, изменилась, или изменилась сила притяжения?
5. Самоконтроль и самооценка
В чем я разобрался? Доволен ли я? Что мне понравилось сегодня на уроке? Прописать в тетради.
6. Подведение коллективных итогов. Рефлексия
7. Домашнее задание
п. пар.49(обяз.), задание14(для хорошистов и отличников), пар.8
Исторический факт: открытие Архимеда
Сила, которая выталкивает тело из жидкости или газа, называется выталкивающей, или архимедовой силой. Значение этой силы древнегреческий ученый Архимед установил примерно за 250 лет до н.э.
По преданию, сиракузский царь Гиерон поручил ювелиру изготовить золотую корону. Когда корона была изготовлена, у царя возникло подозрение, что часть золота заменили равной по массе частью серебра. Как Архимеду удалось разоблачить ювелира:
Взял корону Гиерон,оглядел со всех сторон…Чистым золотом сверкает…Но ведь всякое бывает, и добавить сереброможно к золоту хитро,а того и хуже – медь(если совесть не иметь)…Не желал терпеть уронНаш известный Гиерон.И позвал он Архимеда…Началась у них беседа.
Вот корона, Архимед.Золотая или нет?Чистым золотом сверкает,Но ведь, знаешь, все бывает, и добавить сереброможно к золоту хитро,а того и хуже – медьесли совесть не иметь…Честно ль сделана работа? Золота? Иль позолота?Нужно все определить,Но корону – не пилить!И задумался ученый:Что известно? Вес короны.Ну, а как найти объем?Думал ночью, думал днем,И, однажды, в ванне моясь,Погрузил себя по пояс:На пол вылилась вода…Догадался он тогда,Как найти объем короны!И помчался к Гиерону-Не обут, и не одет, Знаменитый Архимед.
Эврика, раскрыл секрет!Наш воскликнул Архимед…Как вышел из этой ситуации ученый?
Можно предложить учащимся найти описание решения этой проблемы дома.