Урок на тему Сила. Явление тяготения. сила тяжести
ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан
Кафедра физики, математики и информатики
Проектная работа
Технологическая карта урока физики
Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.
Выполнила:
Галиакбарова Нурия Фидаевна
Учитель физики
Проверил: _________(Ф.И.О.)
Уфа- 2016
Пояснительная записка
Предмет: физика
Учебник: Перышкин А.В. Физика-7 – М.: Дрофа, 2014
Автор программы: Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин
Класс: 7
Тема урока: Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.
Тип урока: урок изучения нового материала с применением технологии критического мышления.
Цели:
Образовательные: формирование понятие, что сила-это мера взаимодействия тел, от чего зависит результат действия силы; познакомиться с явлением всемирного тяготения, рассмотреть силу тяжести, организовать деятельность по восприятию первоначального представления о силе, как физической величине, определении силы, понятии силы тяжести, показать различную природу сил, прививать интерес к природным явлениям.
Развивающие: формировать умения анализировать, сравнивать, излагать свои мысли, делать выводы, устанавливать связь между физическими величинами, Развивать умение аргументировано вести диалог с одноклассниками и общаться друг с другом.
Воспитательные: раскрывать взаимосвязь между изученным теоретическим материалом и явлением в жизни, формировать умение взаимодействовать при групповой форме работы; вырабатывать наблюдательность, навыки и культуру проведения физического эксперимента; воспитывать внимательное отношение к окружающему миру.
Задачи:
Личностного развития:
способствовать развитию умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
способствовать развитию креативности мышления, инициативы, находчивости, активности.
Метапредметного развития:
содействовать расширению кругозора, прививать умение совместно работать (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда);
содействовать развитию умения понимать и использовать физические средства наглядности.
Предметного развития:
способствовать развитию кругозора учащихся, памяти, критического мышления и воображения.
формировать умение применять изученные понятия для решения задач практического характера.
Формы работы учащихся: индивидуальная; фронтальная; самостоятельная работа; работа в парах.
Оборудование: мяч
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран
Технологическая карта урока
№
Этап урока
Время
Содержание учебного процесса
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1
Самоопределение к деятельности
Цель:
Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
(3 мин)
Приветствие: Здравствуйте. дорогие ребята. Подарим друг другу улыбки и начнём работать.
Итак, начинаем наш урок,Пусть он всем пойдет вам впрок.Будем слушать, отвечать,Задачки надо порешать.Как, почему и отчего,А вам оценивать его! (слайд 1)
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой и мотивирует учащихся на работу через вопросы, создает проблемную ситуацию
Взаимное приветствие, настраиваются на работу, отвечают на поставленные вопросы
Личностные выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание
Регулятивные осознание учеником того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения
Коммуникативные вступление в диалог, отслеживание действий учителя, умеет слушать и слышать
2
Актуализация опорных знаний
Цель: актуализировать учебные знания и умения, мыслительные операции, необходимые для восприятия нового материала
(10 мин)
Давайте продемонстрируем свой багаж знаний, отвечая на следующие вопросы: (слайд 2)
Прием «Как я это понимаю»
Выражения
Значение выражения
Сила-это..
Сила воли
Сила привычки
Сила чувства
Сила тока
Сильный ветер
Сильный человек
(слайд 3)
Прием «Интеллектуальная разминка»
1.как доказать, что скорость тела меняется тем больше, чем меньше его масса?
2.Как доказать, что любые изменения в природе происходят вследствие взаимодействия между телами?
Таким образом, мы ответили на вопросы. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться?
Организует диалог с учащимися на поиск необходимых знаний для изучения новой темы. Показывает слайд
Рассказывают о значении знакомых выражений и выдвигают гипотезу о том, что такое «сила»
Называют тему урока, формулируют цели урока
Познавательные: развивает операции мышления, ставит задачу (ответить на вопрос) на основе соотнесения того, что известно
Коммуникативные умение выражать свои мысли, строить высказывания
3
Новые знания
Цель:
обеспечить восприятия, осмысление я первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения
мин)
Давайте определим, что такое сила. (слайд 4) Скорость тела меняется при взаимодействии его с другими телами. Часто не указывают, какое тело и как действовало на данное тело. Просто говорят, что на данное тело действует сила или к нему приложена сила. Под действием силы тело меняет свою скорость. Деформацией называется любое изменение формы и размера тела. (слайд 5)
Сила- физическая величина, количественно характеризующая внешнее воздействие на тело, в результате которого оно изменяет свою скорость. (слайд 6)
За единицу силы принимают 1 Ньютон (1Н) Сила, как и скорость, является векторной величиной. Она характеризуется не только числовым значением, но и направлением. Сила обозначается буквой F.
Когда говорят о силе, важно указывать, к какой точке тела приложена действующая на него сила.
На чертеже его изображают в виде отрезка прямой со стрелкой в конце.
Результат действия силы на тело зависит от ее модуля, направления и точки приложения.
Давайте сравним две ситуации: 1, выпустим мяч из рук. 2. Бросим мяч в горизонтальном направлении.
Вопросы: что объединяет эти две ситуации? Где окажется мяч? Почему мяч, брошенный горизонтально, не летит прямолинейно и равномерно? Как падает выпущенный из рук мяч? В чем причина наблюдаемых явлений?
На мяч из рассмотренных ситуаций действует сила- это сила притяжения к Земле. Вследствие притяжения к Земле падают тела, поднятые над Землей, а потом отпущенные. Благодаря притяжению к Земле течет вода в реках.
Вопросы: при чем тут сила притяжения Земли?
Притяжение существует не только между Землей и телами, находящимся на ней. Все тела притягиваются друг к другу. Притягиваются между собой Луна и Земля. (слайд 7)
Притяжение всех тел Вселенной друг к другу называется всемирным тяготением.
Английский ученый Исаак Ньютон первым установил закон всемирного тяготения. Согласно этому закону, силы притяжения между телами тем больше, чем больше массы этих тел. Силы притяжения между телами уменьшаются, если увеличивается расстояние между ними. Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести. Сила тяжести обозначается буквой F с индексом Fтяж. Она всегда направлена вертикально вниз. (слайд 8)
Подводит обучающихся к формулировке определения влажность воздуха
Организует обсуждение и поисковую работу учащихся, подводит к выводу.
Уточняет понимание учащимися данного явления
участвуют в создании определения влажности воздуха, выполняют записи в тетради, озвучивают определение, отвечают на вопросы
Познавательные умение строить логическую цепь размышлений, умение устанавливать причинно-следственные связи, вести поиск, умение выделять необходимую информацию
Коммуникативные: осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми, слушать, слышать, отслеживать действия партнёра, сотрудничать с партнёрами
Регулятивные: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, умение владеть навыками процессуального и прогностического самоконтроля, умение определять последовательность действий, способен к волевому усилию
Личностные: осознаёт личную ответственность за будущий результат, понимание своих сильных и слабых сторон
3
Отработка практического применения полученных знаний
Цель: фиксация полученных знаний при решении экспериментальных задач
(12 мин)
(слайд 9)
Итак, вы узнали, какие силы есть на природе. Придумайте вопросы по теме урока. Номинации победителей:
Лучший вопрос о силе тяжести
Лучший вопрос о силе тяготения.
Давайте выполним следующие упражнения:
Какие тела взаимодействуют при падении камня, движении спутника, автомобиля, парусной лодки? (слайд 10)
Приведите примеры изменения скорости тела вследствие действия на него другого тела. (слайд 11)
Почему сила тяжести на полюсах несколько больше, чем на экваторе и других широтах? (слайд 12)
Почему падают на Землю капли дождя, крупинки града? (слайд 13)
Какая сила вызывает приливы и отливы в морях и океанах Земли? (слайд 14)
(слайд 15)Какая сила вызывает приливы и отливы в морях и океанах Земли?
Выдвигает проблему. Организует беседу . Следит за вовлечённостью учащихся в работу на уроке.
Организует обсуждение и поисковую работу учащихся, формулирует экспериментальные задания, подводит к выводу.
Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют экспериментальные задания, высказывают своё мнение и предположение в группах, формулируют выводы наблюдений, записывают выводы в тетрадь
Познавательные: умение строить логическую цепь размышления, умение формировать анализ и синтез.
Личностные: умение внести необходимые дополнения и коррективы
Коммуникативные: умение интегрироваться в группах, умение вступать в диалог, умение создавать устные высказывания
5
Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.
Цель: зафиксировать новое содержание урока, оценить результаты учебной деятельности
(2 мин)
Подводим итоги урока. Продолжите предложения (слайд 16)
Я узнал
Я научился
Сейчас я умею
Мне было трудно
Организует рефлексию
Отвечают на вопросы, формируют конечный результат, рассказывают что узнали, чему научились, какие трудности испытали,
Личностные: умение оценивать свои достижения, степень самостоятельности, причины неудачи , умение выражать доброжелательную и эмоционально- нравственную отзывчивость
Регулятивные: умение осуществлять итоговый контроль
Познавательные: умение познавать цель и результат
Коммуникативные: умение проявлять активность в деятельности
6
Домашнее задание
Цель: согласовать домашнее задание.
(1 мин)
(слайд 17) Домашнее задание будет следующим:
1) 53,54, изучить
2)Подготовить доклады: «Роль силы тяжести
в жизни человека» (по желанию)
(слайд 18)- спасибо за урок!
Даёт задание, акцентирует внимание на конечных результатах даёт комментарии к домашнему заданию
записывают домашнее задание, получают консультацию
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315