Доклад «Преподавание уроков технологии в контексте национальной идеи « М??гілік Ел».
Акмолинская область
Буландынский район
Доклад на тему:
«Преподавание уроков технологии в контексте национальной идеи
« Мәңгілік Ел»
(августовская конференция учителей)
Учитель технологии Лойко Ирина Анатольевна
КГУ «Журавлевская средняя школа»
2016-2017 учебный год
«Расцвет искусства есть знак расцвета народа»
Николай Константинович Рерих
Сегодня Казахстан — состоявшееся молодое государство, страна с большим геополитическим значением, чьи достижения, также, как и инициативы признаются мировым сообществом.
Понятие «Культура» - свойственно всему миру. Оно объединяет под своим началом все лучшие достижения человечества. Глядя, на планету Земля с Космоса не видно территориальных границ… это перспектива будущей общечеловеческой культуры, которая в основе своей не разделима.
Известный русский историк, писатель Лев Николаевич Гумилев сказал слова, которые как нельзя лучше подходят к тематике данной конференции: «Нашему обществу, как и человечеству вообще, вовсе не противопоказано многообразие. Так, каждый народ, большой или малый, раскрывает свой талант, а человечество через это проявляет себя как единое целое». В Этих словах как нельзя лучше выражена тема моего доклада ««Преподавание уроков технологии в контексте национальной идеи «Мәңгілік Ел»»
Каждая страна имеет неповторимую историю своей культуры. Исторически сложилось так, что Казахстан стал полиэтнической, поликонфессиональной республикой, где обрели свою вторую Родину многие народы, и каждый внес и продолжает вносить свой неповторимый вклад в формирование обще-казахстанской культуры, способствуя сложению её богатства, разнообразия и многогранности.
Предметы искусства, созданные народными мастерами всего мира, являют собой единое культурное пространство, в котором выражена потребность каждого человека творить. В прошлом творчество естественно и свободно входило в обиход каждой семьи, украшая, охраняя и пробуждая в людях чувства гармонии и красоты, способствуя эстетическому и духовному воспитанию.
Народно-прикладное искусство, без преувеличения можно считать одной из значимых составляющих национальной культуры. Оно как нельзя лучше отражает богатство и многогранность творческого потенциала своего создателя и не раздельно связано с музыкой, песнями, устно-поэтическим творчеством...
Богатейшее наследие, оставленное нашим народом, стало достоянием музеев, частных коллекций и семейных реликвий. Сегодня интерес к собственной культуре с каждым годом становится все более актуальным. Еще несколько десятилетий назад предметы прикладного искусства считались пережитком прошлого. Но благодаря людям, которые понимали ценность и значение плодов коллективного гения народа, мы сегодня имеем возможность через музейные экспонаты приоткрыть завесу в собственное прошлое.
В нашей Журавлевкой средней школе музей был основан в декабре 2003 году. Первый руководитель музея была Цыплухина Зинаида Николаевна, учитель географии.
Школьный музей способствует развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов по истории природы и общества, творческих работ старожителей села, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Школьный музей призван способствовать расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей детей, овладению практическим навыками, поисковой, исследовательской работы, служить целям совершенствования учебно-воспитательного процесса. Основная функция школьного музея – образовательно-воспитательная.
Преподавание традиций казахского народного декоративно-прикладного искусства на уроках технологии, вместе с изучением истории, дает тот синтез знаний, который образует фундамент этно-менталитета и национальной самоидентичности.
Человечество идет в будущее, меняется образ жизни, мышление, потребности, жизнь устанавливает новые приоритеты, но чем больше мы отдаляемся от наших истоков, тем ценнее и востребованнее они становятся для нас. Люди не безразличны к своему культурному наследию. Издаются монографии, снимаются фильмы, защищаются диссертации. Организуются независимые ремесленные центры, ведущие активную деятельность по развитию и возрождению наиболее востребованных видов казахского народного прикладного искусства. Проводятся международные конференции, семинары. Министерством культуры разрабатываются различного рода программы, направленные на возрождение самобытной казахской культуры, выделяются гранты на изучение и исследование в этой области, поддерживаются также организации, занимающиеся развитием ремесленничества.
Совсем недавно казахстанский режиссер Жанна Исабаева по заказу телеканала «Хабар», сняла многосерийный документальный фильм о прикладном искусстве казахского народа. Каждая серия раскрывает один из традиционных видов ремесла – валяние войлока, ткачество, вышивка, обработка дерева, кожи, металла, изготовление остова юрты. Фильм знакомит зрителя с народными ремеслами через обычаи и обряды, воссоздавая традиционный уклад жизни народа.
В средних школах вводят предмет «искусство», в котором значительное место отведено изучению традиций народно-прикладного искусства. Для учителей младших классов и ИЗО проводятся курсы повышения квалификации, где они практически могут овладеть некоторыми доступными видами творчества для применения их в учебном процессе на уроках труда и рисования. Введение в образовательный процесс таких дисциплин как «история народного искусства» или «искусство орнамента», наряду с «мировой историей искусств», отводит им справедливое место в нише современного образования.
Все мы стали свидетелями еще одного исторического события. Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев в своем нынешнем Послании народу Казахстана выдвинул национальную идею построения «Мәңгілік Ел» («Вечная страна») - нашего общеказахстанского дома. Идею, выдвинутую еще в Стратегии развития Казахстана до 2050 года, в этом Послании Глава государства обозначил, как государственную задачу, как программу.Надо понять то, что вопрос построения вечной страны, вечного государства - это вечный вопрос, вопрос, который мы должны завещать своим потомкам. Здесь невольно вспоминается то, что еще недавно многие из нас спорили о том, что, дескать, у нас нет своей национальной идеи и национальной идеологии. Теперь мы должны понять одну истину: эта идея Елбасы становится главной темой нашей национальной идеологии.
Сохранение нашей Независимости, о которой веками мечтали наши предки, укрепление ее - разве не это национальная идея? Это - главная идеология ! Ведь именно об этом постоянно говорит Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев!
Учителя технологии так же должны вносить большой вклад в реализацию программы «Мәнгілік Ел», озвученной Президентом, знакомить подрастающее поколение с Декоративно-прикладным искусством не только казахского народа, но и народов проживающих на территории Казахстана. Воспитывать чувство патриотизма за свой народ.
В течении всего учебного года мною проводились мероприятия по реализации задач, поставленных в Послании Главы государства. А именно: внеклассные мероприятия на тему: «Декоративно-прикладное искусство народов Казахстана». Открытые уроки: «Юрта-своеобразный музей казахского народа». Проходили выставки творческих работ учащихся на «Неделю языков народов Казахстана», «День Независимости», «День Президента», «Наурыз», «Неделя искусств народов Казахстана», «Неделя самопознания», «Скажем коррупции-нет».
Считается что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их созидателя. Через творчество развивается чувство любви к своей Родине, уважения к ее истории и культуре, бережного отношения к природе родного края, гордости за достижения современного Казахстана.
Люди, у которых слабо развиты навыки репродуктивной деятельности, могут являться потенциальными разрушителями культурных традиций общества. При отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей учащихся происходит их угасание. Чтобы не пополнялась категория разрушителей, необходимо всех детей, независимо от способностей, приобщать к творческой деятельности. Всё это можно достичь на уроках технологии и во внеклассной работе.
В этих целях мы учителя технологии Журавлевской СШ планируем в новом учебном году проводить творческие выставки к знаменательным датам и принимать участие в районных творческих выставках и конкурсах.
При проведении внеклассных мероприятий считаем продуктивным применять новые технологии преподавания и активные формы обучения.
Таким образом, все мероприятия организованные для реализации программы «Мәңгілік Ел» будут направлены на формирование человека образованного, обладающего развитыми лидерскими качествами, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, активно участвующего в достижении главной цели Стратегии «Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее».
Педагогические усилия должны быть направлены на то, чтобы вырастить человека творческого и талантливого, любящего родных и близких, свой народ, свою Родину, настоящего гражданина своей страны. Для достижения эффективности необходимо не только дать знания и умения, способствующие формированию соответствующих идеалов, принципов и мировоззрения, но и развивать необходимые личностные качества, духовный и творческий мир детей и учащейся молодежи, чтобы они стали достойными гражданами своей страны.
Наша Независимость и желание стать вечной страной — в наших руках. То, что прошло проверку временем, и столько сознаний из жизни в жизнь кристаллизовали в нем все самое лучшее, чем наделил их Создатель. Об это нам постоянно напоминает Елбасы. Поэтому давайте сделаем все возможное, чтобы сохранить единство народа и трудиться во имя будущего этого народа. В этом - наша задача!
Список использованной литературы:
1. Юренева Т.Ю. «Музееведение» Учебник для высшей школы. Москва Академический проект 2003
2. «Музейные термины» //Терминологические проблемы музееведения: Сб. науч. Тр. ЦМР. М.,1986
3. Муканов М. С. Казахские домашние художественные ремесла Изд. Алма-Ата: «Казахстан», 1979
4.Масанов Э.А. Из истории ремесла казахов //СЭ. 1958г. № 5. С. 31-49
5. «Культура казахского ремесла» Алма – Ата изд. «Онер» 1982
6. Рерих Н.К. «Сердце Азии», «Азия» Москва 1974
7. Гумилёв Л.Н. «Хундар» Алматы «Казахстан» 1998