Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания
Т. В. Сироткина
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Каждый ребенок, едва появившись на свет, требует к себе повышенного внимания, удовлетворения его физических потребностей. Но не менее важным является эмоциональный аспект его развития и воспитания. Испокон веков нежная колыбельная песня, веселые потешки, вечерние сказки, да и простое выражение любви и радости по отношению к малышу служат залогом формирования в будущем полноценной личности, способной к восприятию прекрасного и к самостоятельному творчеству. Считается, что все дети талантливы. Надо только увидеть в каждом ребенке определенный потенциал (будь это склонность к музыке, рисованию, танцам и т.п.) и постараться максимально его развить. Для чего? Наша страна, наш народ, как и все другие страны и народы, нуждается в талантливых людях. Так, интеллигентный человек с развитым эстетическим вкусом, работая в любой отрасли, принесет гораздо больше пользы своей стране, осознанно стремясь к красоте и творчески подходя к любому делу. Однако, далеко не каждая семья имеет возможность обучать своего ребенка в детских школах искусств. Но большинство детей тянется к музыке, танцу, прикладному творчеству. И здесь неоценима роль учреждения дополнительного образования как самого доступного и разностороннего фактора приобщения детей к прекрасному.
С давних пор перед педагогами и родителями стояла задача, как воспитать детей, чтобы они были опорой в будущем, несли в себе то положительное, что испытано и опробовано. Также, согласно приоритетам Национальной доктрины образования, «система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России». И сейчас, когда так активно течение всех социальных процессов, особенно выделяется ослабление таких важнейших качеств, как нравственность, духовность и культура. Поэтому педагогическую деятельность целесообразно рассматривать через призму этнопедагогики. [7]
В настоящее время актуальным направлением воспитания в образовательной сфере является формирование у обучающихся этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Этнокультурная компетентность – это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия. Социализация обучающихся 5-7 лет, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в окружающий мир, формированием начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у детей нравственности и духовности посредством этнокультурных традиций воспитания.
Этнопедагогика на данный момент оказалась в критичном положении, так как основа для изучения народных традиций, как главного ее воспитательного средства, в современном обществе по большей части утрачена. Поэтому в этнокультурном воспитании основным технологическим средством педагогического взаимодействия педагога и воспитанников является совместное проживание, прочувствование, театрализация, проигрывание, воспроизведение народных традиций. Использование таковых в воспитании подрастающего поколения является, в первую очередь, устоявшейся и плодотворной традицией. Она важна в современном социуме, когда состояние нестабильности вызывает потребность в проверенных веками народных традициях, которые содержат гуманистические основы воспитания, созидания нравственных отношений между поколениями. [1]
Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания нации, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов. Воздействие этнокультуры на формирование личности рассматривается в связи с ее многофункциональным назначением: духовно-нравственным, праздничным, эстетическим. Для приобщения детей к истокам народной культуры выделены следующие направления работы:
- расширение и углубление знания детей о нашей многонациональной Родине;
- формирование общего представления о культуре мордовского народа, живущих в республике Мордовия и за ее пределами;
- ознакомление с мордовскими обычаями и традициями, с народным творчеством;
- приобщение воспитанников к истокам праздничного и традиционного мордовского фольклора.
Существуют различные пути формирования духовно-нравственных качеств у обучающихся. На любом занятии воспитывающий характер обучения непременно проявляется, будь то хореографическое искусство, декоративно-прикладное творчество, вокальное исполнительство и т.д.
Так, использование этнокультурных традиций воспитание положительно зарекомендовало себя на музыкальных занятиях, где дети слушают народную музыку, поют мордовские песни. Так, используя метод «погружения в мир бытования песни», можно знакомить детей с традициями, обычаями и верованиями мордвы. Практика доказала, что музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре.
Мордовское музыкальное народное творчество олицетворяет собой веками накопленные непреходящие ценности, музыкальный опыт и национально-своеобразный музыкальный язык мордовского народа. Мордовский музыкальный фольклор – органичная часть музыкальной культуры в целом. Он обладает социальной функцией и способствует комплексному воздействию на личность – духовному, нравственному, эстетическому, так как несет в себе общечеловеческие эмоции и нравственные ценности. С другой стороны, данное искусство несет в себе национальное своеобразие, которое проявляется в национальном характере, языке, этническом самосознании, национальном мировоззрении, а также в своеобразном музыкальном языке, освоение которого будет способствовать накоплению у детей национально-своеобразных интонационно-слуховых представлений.
Музыка композиторов Мордовии тесно связана с народным музыкальным творчеством мордвы; она соединяет в себе как творческие принципы мировой классической музыки, так и принципы развития народного мелоса, рождая новую интонационно-образную систему музыкального мышления. Освоение мордовского профессионального музыкального искусства воспитанниками способствует расширению общего и музыкального кругозора, восприятию мордовского национально-своеобразного языка сквозь призму современного музыкального искусства. [4]
Данная деятельность нацелена на то, чтобы познакомить детей с мордовским музыкальным искусством, привить любовь и интерес к нему, сформировать чувство уважения к мордовской музыкальной культуре и к культуре народов, населяющих республику.
Обучающиеся 1-3 класса музыкальной школы, как правило, находятся в том возрасте, когда возможно естественное, полноценное и глубокое освоение народной музыкальной культуры, чему способствуют следующие предпосылки:
- в этот возрастной период фольклор близок детскому мироощущению и мировоззрению из-за способности детей целостно воспринимать мир и видеть окружающие предметы живыми и одушевленными;
- в этом возрасте у детей хорошо развито эмоционально-образное мышление, сенсорные способности;
- дети 5-7 лет обладают определенными умениями и навыками восприятия и интонирования народных песен, игры на народных инструментах, исполнения национальных танцевальных движений.
С другой стороны, учет специфики фольклора позволяет сделать занятия вокалом более интересными, так как:
- музыкальному фольклору свойственен эмоционально насыщенный, оптимистический настрой музыкального языка, что находит непосредственный отклик в душе ребенка;
- календарно-обрядовые истоки музыкального фольклора позволяют насытить образовательный процесс игровым материалом;
- образность, сказочность сюжетов многих народных песен позволяет развивать фантазию детей;
- нравственный контекст музыкальных произведений способствует формированию духовно-нравственных качеств ребенка.
Особое значение имеет правильно отобранный программный музыкальный материал. Народные песни способствуют возникновению интереса к родной культуре, возрождению этнического самосознания. Они близки и понятны детям, чему способствует простота содержания и формы, естественность и яркость чувств, заложенных в произведениях народно-песенного творчества. Произведения музыкального фольклора, особенно архаичные жанры, складывались без помощи музыкального инструмента, поэтому очень удобны для исполнения детьми. Объем таких песен – в пределах терции, кварты, квинты, которые заполняются двумя – тремя звуками, что соответствует небольшому объему детского голоса. Мелодия имеет попевочное строение, позволяющее быстро запоминать мелодию. Ритм народных песен, отобранных для исполнения детьми, простой, акцентный, в основном, используются восьмые и четвертные длительности. Повторность фраз также способствует запоминанию. Наличие запева у песни позволяет детям отдохнуть в то время, когда поет запевала, что способствует гигиене и охране детского голоса.
Стоит отметить, что детям наиболее доступны для исполнения календарно-обрядовые песни – заклички, колядки, а также игровые, шуточные, хороводные песни. Произведения детского музыкального фольклора – прибаутки, потешки, пестушки, больше похожи не на песни, а на творческие задания – упражнения, направленные на развитие дикции, ритмического чувства, закрепление интонационно-попевочного словаря. Главная их цель – в ходе забавной игры подготовить ребенка к познанию окружающего мира. Такие произведения детского музыкального фольклора являются умственной и физической тренировкой, началом нравственного и духовного воспитания. Нередко произведения детского фольклора представляют собой шуточные подражания серьезным делам взрослых, в ходе освоения которых дети проходят как бы психологическую подготовку к производственно-хозяйственной деятельности. [5,6]
Особое значение имеют колыбельные песни, исполнение которых детьми позволит освоить ими такой вокальный навык как кантиленное пение, а также даст возможность реализовать свои добрые чувства в художественном образе.
Также, разнообразие произведений мордовских композиторов, основанных на народных напевах и мелизмах, призваны обучить детей различным характерным для мордовской музыки ритмическим рисункам.
Например, пьеса для фортепиано «Осенью» И.Соколовой передает детям печаль, подведет к раздумью. В пьесе «У Суры» Н.Бояркина дети услышат спокойную, величавую мелодию, которая рисует родные просторы. После нескольких прослушиваний и определения характера музыки стоит продемонстрировать детям на рисунке природу Мордовии, ее необъятные леса, поля, реки.
Перед прослушиванием пьесы «Сельский сторож» Н.Бояркина можно рассказать об ударном мордовском музыкальном инструменте «чавоме» который раньше использовался для исполнения сторожевых сигналов и сопровождения плясок. [2]
Обсуждая с детьми приметы весны, стоит познакомить их с эрзянской народной песней «Тундонь чись» («Весенний день»). [3] Можно отметить черты сходства с подобными весенними русскими народными песнями и предложить детям выполнить хороводные движения. Важно, чтобы они чувствовали пульсацию музыки и ритмично двигались.
Помимо занятий творческого объединения «Вокальный», организация развлечений и праздников с этнокультурной и государственной тематикой дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.
Изучение мордовской культуры не только способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки межличностного общения.
Таким образом, включение ценностей и традиций народной культуры мордовского края в процесс воспитания детей даёт возможность решать многие воспитательные цели и задачи:
- развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребёнка;
- воспитание личности ребёнка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;
- использование в работе разнообразных доступных и интересных детям форм и методов работы.
Педагогические условия, основанные на внедрении прогрессивных принципов этнопедагогики, ценны тем, что они существенно способствуют духовно-нравственному воспитанию учащихся. Это достигается только за счет системного, планомерного и целенаправленного включения в структуру занятий и мероприятий Центра элементов народной культуры, правильного выбора методов и средств их организации.
Этнокультурологический подход к воспитанию, ставший приоритетным в современных условиях, актуализируют проблемы изучения народной педагогики. Использование же национально-культурных ценностей в воспитании детей является наиболее эффективным условием духовно-нравственного благополучия любой нации. Воспитание учащихся нуждается в постоянном совершенствовании и обогащении его методов многовековым народным опытом. Нельзя забывать, что истоком педагогики является народное начало. Творческое применение и развитие исторически сложившихся народных воспитательных традиций должно стать одним из основных направлений духовно-нравственного развития детей.
Литература.
Афанасьева А.Г. Модель этнокультуры в музыкальном образовании современного школьника. Музыка в школе, 2007, №1.
Бояркин Н.И. Мордовское народное музыкальное искусство. Саранск, 1983.
Детские пьесы композиторов Мордовии / Сост. Л. Кубытева. М., 1987.
Кирюков Л.П. Мокша-мордовские песни. М., 1935.
Мордовские народные песни / Сост. Г.И. Сураев-Королев. М., 1957.
Устно-поэтическое творчество мордовского народа / Сост. Э.Н.Таракина. Т.8. Саранск, 1978.
Эфендиев Ф.С. «Этнокультура и национальное самосознание»- Нальчик: «Эль – Фа», 1994.
15