Презентация по хакасскому языку на тему К.С. Тодышев — просветитель, общественный деятель, первый даритель хакасского краеведческого музея


Кирилл Семёнович Тодышев родился в 1892 году. Родители, заметив тягу сына к знаниям, отдали его в Аскизское двухклассное сельское училище. В 1908 году Кирилл поступил в Красноярскую учительскую семинарию.В 1912 году выпускника учительской семинарии назначили руководителем школы в Усть-Чуле.А сам, влюбленный в красивый и выразительный родной язык, продолжал сбор фольклора: записывал легенды, предания, сказания, пословицы и поговорки. Накопленный материал лег в основу представления “Хакасская свадьба”. Более 40 человек участвовали в постановке. Они пели тахпахи, танцевали, играли на чатхане, состязались в остроумии. Пословицы и поговорки не сходили с уст артистов... В 1924 году решением Хакасского уездного исполкома была образована комиссия из представителей национальной интеллигенции, свободно владевших диалектами родного языка, для создания хакасской письменности. В ее состав вошел и Кирилл Семёнович.На 1-м уездном съезде Советов (он проходил с 7 по 12 ноября 1924 года) К.С. Тодышев представил хакасский алфавит. Ему поручают подготовить национальный букварь.Потом Тодышев работал над учебником для чтения (второй класс). В 1929 г. было решено создать на общественных началах краеведческий музей в Усть-Абаканском. В музей в качестве одного из первых экспонатов поступила юрта в полном убранстве К.С. Тодышева. Мирьям Черткова, много лет преподававшая в Абаканском пединституте, а затем и в Хакасском Госуниверситете, в своих воспоминаниях отмечает, что “трудился он… в начальной малокомплектной школе совхоза “Решающий” Удерейского района на Ангаре”. Именно туда был сослан репрессированный Кирилл Тодышев. “В этом суровом краю Восточной Сибири, среди разноязыких представителей переселенных народов, К.С. Тодышев отличался внешне и внутренне, — вспоминает Мирьям Семеновна. — Был черноголов, всегда спокоен и подтянут, интеллигентен, любим и уважаем всеми: детворой, родителями, остальными жителями деревни… И Кирилла Семенович одинаково любил всех детей: русских, татар, чувашей, мордву, финнов. И не только любил — помогал им не забыть родной язык и культуру, не стесняться быть представителем “малых” народов в русскоязычной среде… Дети на школьных утренниках выступали с песнями, стихами на родном языке”.