Конспект урока по истории на тему Пётр I как общественный деятель и человек (11 класс)
Интегрированный урок литературы и истории в 11 классе.
Тема урока: Пётр I как общественный деятель и человек.
Эпиграф урока :
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
А. С. Пушкин «Стансы» 1826 г.
Задачи:
- образовательные: сформировать в сознании учащихся образ исторической личности Петра I: гениальной, неординарной, неоднозначной; познакомить учеников с биографией писателя, раскрыть причины, побудившие А.Н.Толстого написать роман о Петре Первом;
- развивающие: развивать навыки анализа художественного произведения, соотнесения его содержания с критической литературой, фактами биографии, произведениями искусства; самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать выводы; развивать умения анализировать материалы из различных источников, рассматривая их в конкретном историческом контексте.
- воспитательные: формирование патриотических и нравственных чувств, глубокого уважения к истории России. Воспитание гуманизма, уважения к исторической личности.
Тип урока: интегрированный.
Опережающее задание: Класс разбивается на группы для знакомства с литературой и историей. Готовятся типичные диалоги, отражающие данную проблематику.
Методическое обеспечение урока:
Мультимедийная презентация урока « Пётр I как общественный деятель и человек».
План урока:
1. Вступительное слово учителя. Обоснование темы.
2.Работа в группах.
Ход урока:
Историк: (учитель)
Пётр 1-великий русский царь ,который сломал установленный веками порядок ,разворотил всех людей.
Личность Петра1 и его эпоха во все времена волновали воображение писателей, художников, композиторов. От Ломоносова до наших дней эта тема не сходит со страниц художественных произведений.
ЛИТЕРАТОР:
Тема Петра Первого проходит через всё творчество А.Толстого.
С именем Петра А. Толстой принимал важнейшее для его судьбы нравственное решение порвать с эмиграцией и вернуться на обновлённую Родину: «И совесть меня зовёт не лезть в подвал, а ехать в Россию и хоть гвоздь свой собственный, но вколотить в истрёпанный бурями русский корабль. По примеру Петр»
Обращаясь к Петровской эпохе , писатель стремился глубже познать русский характер и понять закономерности истории . Сегодня мы поговорим о Петре Первом как общественном деятеле и человеке.
ИСТОРИК: (слово историкам).
Овдовевший 42-летний царь женился, взяв в супруги молодую, дышащую здоровьем Наталью Кирилловну Нарышкину. В 21 год она и родила ему сына, которого назвали Петром.
У отца новорожденного - царя Алексея Михайловича - были особые основания радоваться появлению еще одного сына. Первая жена царя Мария Ильинична Милославская родила ему множество детей. Но, удивительное дело, дочери росли крепкими и здоровыми, а сыновья - хилыми и болезненными.Рождение Петра сопровождалось обычным ритуалом: царь послал объявить свою государскую радость патриарху, затем членам Боярской думы и богатым купцам. В соответствии с обычаем отец царицы, ее родственники и близкие к ней люди были повышены в чинах. Гости преподносили новорожденному подарки - хрустальные кружки и кубки, золотые чарки, перстни, кресты. Радость была недолгой.
Петру не исполнилось четырех лет, когда его отец, царь Алексей Михайлович, неожиданно занемог и скончался. Смерть отца вызвала большие перемены не столько в жизни маленького царевича, сколько в положении его матери. На престол вступил в 1676 году Федор. Точнее, его вынесли на руках бояре, объявили царем и тут же ему присягнули.Напряженные отношения между мачехой и многочисленным потомством от первой жены царя Милославской, ранее смягчаемые главой семьи, теперь, никем не сдерживаемые, быстро вылились наружу. От двора были отстранены люди, близкие ко второй супруге Алексея Михайловича - царице Наталье Нарышкиной ( мать Петра), опала коснулась ближайших родственников царицы Натальи - ее старший брат Иван Кириллович тоже был выдворен из Москвы. Ключевые позиции в правительстве заняли Милославские.В конце апреля 1682 года в возрасте 20 лет умер болезненный Федор, не оставив потомства. Его преемником мог стать либо Иван, либо Петр. За спиной обоих несовершеннолетних царевичей стояли группировки, ринувшиеся в борьбу, как только не стало Федора. Кандидатуру Ивана поддерживали все родственники первой жены царя Алексея во главе с боярином Иваном Михайловичем Милославским. Душой этой группировки была царевна Софья - умная, властная и весьма энергичная женщина, втайне сама мечтавшая о короне. На стороне Петра находились Нарышкины, среди которых не было ни одной сколь либо значительной фигуры.
ЛИТЕРАТОР:
Пётр с детства отличался от многих своих сверстников: цитата стр.54.
Что можно сказать о характере Петра? (целеустремлённый, напористый, знает, что главное в жизни.)
ИСТОРИК: (учитель)
Провозглашение Петра 1 Царём.Формально преимущественное право на престол принадлежало Ивану, поскольку он был старшим из наследников. Однако по предложению патриарха, поддержанного некоторыми боярами, царем провозгласили десятилетнего Петра. Согласно обычаю регентшей становилась его мать - царица Наталья. Между Нарышкиными и Милославскими началась борьба за власть.
ЛИТЕРАТОР:
Описанию борьбы Петра за власть посвящено много страниц. Особенно интересен такой эпизод: цитата стр.128. Вопрос: прав ли Пётр?
Становление личности Петра в исторической эпохе - вещь очень сложная. Личность Петра оказалась чрезвычайной и сама стала воздействовать на эпоху. Толстой – художник рисует своего героя в тяжёлые минуты раздумий, самоанализа, раскрывает его сложную внутреннюю жизнь.
ИСТОРИК:
ЗАРОЖДЕНИЕ РОССИЙСКОГО ФЛОТА ПРИ ПЕТРЕ I Интерес к морской науке у Петра зародился в 1687-1688 гг., когда он услышал от князя Я.Ф. Долгорукого о существовании инструмента, измеряющего большие расстояния. Астролябию (речь шла именно о ней) царю привезли вскоре из Франции. В поисках специалиста, умеющего обращаться с этим инструментом, Петр познакомился с голландцем Францем Тиммерманом, который жил в Немецкой слободе в Москве. Как-то раз они оказались в одном из амбаров в Измайлове, и Петр увидел там необычную лодку, форма которой сильно отличалась от русских судов. Выяснилось, что это английский бот, который мог ходить против ветра, Его использовали для перевозки небольших партий товаров. Ботик отремонтировали и пустили в плавание по реке Яузе, а после на просторах Плещеева озера, около Переславля-Залесского, чтобы лучше видеть его мореходные качества. Из-за событий, связанных с отстранением Софьи, Петр смог вернуться к прерванной забаве только зимой 1691 года. С этих пор этому он посвящает все свое свободное время. По его распоряжению близ озера был построен небольшой дворец, рядом на верфях заложили сразу несколько малых судов (три яхты и два небольших фрегата), Петр лично участвует в постройке. С помощью друзей из Немецкой слободы удалось завербовать из Голландии настоящих судостроителей. Петр полностью забросил государственные дела. В августе 1692 года его миниатюрная эскадра совершила первый выход на открытую воду.
Летом 1693 года Петр отправляется в экспедицию на север. После месяца пути он достиг Города, как тогда назывался Архангельск, где, наконец, и увидел многочисленные морские корабли. Архангельский порт в летнюю навигацию принимал более ста западноевропейских судов - из Англии, Голландии, Германии. По возвращении из Архангельска Петр отдает распоряжение об увеличении государева "флота": один корабль был заказан для постройки в Нидерландах, другой заложен на местных верфях. Контроль за выполнением работ был возложен на архангельского воеводу Ф.М. Апраксина. Поездки в Архангельск оказались для молодого Петра (ему тогда было 22 года) одним из переломных моментов его деятельности, достаточно четко определившим направление всех дальнейших усилий — создание сильного флота и превращение страны в морскую державу.
Работы по постройке судов велись на Воронежской верфи. Фактически же всё руководство осуществлялось самим Петром. Он лично занимался строительством кораблей, работал над их оснащением и формированием экипажей. Приезд царя в Воронеж значительно ускорил темп кораблестроительных работ. По приказу Петра к Воронежу для строительства судов было собрано около двадцати семи тысяч крестьян и служилых людей из окрёстных сёл и городов.
Активная деятельность молодого Петра уже к середине марта принесла свои плоды. В город с помощью саней доставлялись части разобранных галер, быстрыми темпами шла их сборка и спуск на воду. Помимо этого, дополнительно были приглашены из Австрии специалисты-инженеры. Второго апреля 1696 года были построены первые корабли — галеры «Святой Матвей» и «Святой Марк». Эта дата считается днём основания русского регулярного военно-морского флота.
Азовский флот был создан всего за несколько месяцев. Его основу составляли двухмачтовые парусные галеры с несколькими пушками и экипажем до 250 человек. Всего в 1696 году Пётр провёл в Воронеже чуть более двух месяцев. Основным итогом его деятельности в тот период стало невероятно быстрое строительство в городе первого в истории государства Российского военно-морского флота, с помощью которого России удалось овладеть турецкой крепостью Азовом и получить долгожданный выход в Азовское море.
ЛИТЕРАТОР:
Хотя уже на горизонте подымались мачты петровской флотилии, которая принесёт впоследствии славу России, страна задыхалась под бременем социально-экономического гнёта: «Много народа бежало в леса воровать. Иные уходили от проклятой жизни в дремучую глушь ,чтобы не тянуть на горбе кучу …помещиков… , кровожаждущих без закона и жалости».
Повествуя о том, как силой кнута закладывались первые верфи , А.Толстой пишет : «Люди гибли сотнями. Во сне не увидать такой неволи, бежавших – ловили,ковали в железо… Отчаянные люди поджигали леса кругом Воронежа…В деревнях калечились , рубили пальцы , чтобы не идти под Воронеж. Упиралась вся Россия». Цитата стр.349.
-Что можно сказать о поведении царя?
ИСТОРИК:
16 (27) мая 1703 русским царём Петром I на отвоёванных у шведов землях, называвшихся HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D1%8F" \o "Ингерманландия"Ингерманландией, была заложена крепость HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C" \o "Петропавловская крепость"Санкт-Питер-Бурх, так же стал называться и город. Название было выбрано Петром I в честь святого апостола Петра. В 1720 году название HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80-%D0%91%D1%83%D1%80%D1%85" \o "Санкт-Питер-Бурх"Санкт-Питер-Бурх меняется на Санкт-Петербург ). Кроме официального названия, в народе появляется также сокращённое, на русский манер — «Питер-град» или просто «Питер».
Поскольку город начал строиться, когда ещё продолжалась Северная война (1700—1721), первой и главной постройкой в нём стала крепость («фортеция»). Она была заложена на Заячьем острове в дельте реки Невы в нескольких километрах от Финского залива. Дату заложения крепости принято считать официальной датой рождения Петербурга.
Строительство основных городских построек шло за пределами крепости по берегам реки, для чего осушались расположенные в дельте Невы болота. Работами по строительству нового города руководили приглашённые Петром в Россию иностранные инженеры. С тем, чтобы ускорить возведение каменных домов, Пётр даже запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга. Каменщики были вынуждены ехать на работы в Петербург. Кроме того, с каждого въезжавшего в город воза брался «каменный налог»: надо было привезти с собой определённое количество камня или же заплатить специальный сбор. Со всех окрестных областей на новые земли прибывали крестьяне для работы на строительстве.
Строительство города с 1704 по 1717 год в основном выполнялось силами «работных людей», мобилизованных в рамках натуральной трудовой повинности. Они валили лес, засыпали болота, строили набережные.
ЛИТЕРАТОР:
Интересно описание А.Толстым строительства Санкт-Петербурга (цитата стр.593).
Какие выводы можно сделать из прослушанного?
(Предполагаемый ответ: Петербург строился в тяжёлых условиях , простой народ голодал ,недосыпал , не было нормальных человеческих условий… )
Однако же город построили. Да ещё какой!
ИСТОРИК:
События Северной войны. Захват Шлиссельбурга. Битва под Нарвой
История Шлиссельбурга началась в далекой древности. В 1323 г. по приказу новгородского князя Юрия здесь была воздвигнута крепость Орешек. Она должна была защищать новгородские земли от шведов. Позже крепость много раз перестраивалась и укреплялась. В свое время деревянные постройки сменились каменными, а берега Невы вокруг крепости начали застраиваться крестьянскими домами.
Крепость неоднократно подвергалась атакам шведских войск, и в 1612 году была захвачена и переименована в Нотебург («Ореховый город»). Но через 90 лет, в ходе Северной войны, крепость была отвоевана Русской армией. Петр I назвал ее Шлиссельбургом (что в переводе означает «Ключ-город»). Благодаря взятию этого шведского бастиона русскому флоту открылся проход в Неву и в Балтийское море. После захвата крепость опять начали отстраивать. В Шлиссельбурге развернулась большая стройка: были построены казармы для солдат, Монетный двор, Государев дом, церковь Иоанна Предтечи. Была также прорыта и уникальная сеть обводных каналов.
Петр I очень любил Шлиссельбург. Каждый год 11-12 октября он приезжал сюда, чтобы отметить победу над шведами.
Битва при Нарве — одно из первых сражений Великой Северной войны между русской армией Петра I и шведской армией Карла XII, состоявшееся 19 (30) ноября 1700 года у города Нарвы и окончившееся тяжёлым поражением русских войск.
ЛИТЕРАТОР:
Пётр-воин. Война для него - это необходимость. Царь всегда рядом со своими воинами.
Захват Шлиссельбурга – цитата на странице 548.
Вы оправдываете поступки русского царя?
Пётр горд за свою страну, верит в неё. После поражения под Нарвой: цитата стр.617.
ИСТОРИК:
Оценивая личность и деятельность Петра, все соглашаются, что это был влиятельный исторический деятель. Никто никогда не считал его человеком, бессознательно употребившим власть или же слепо шедшим по случайному пути. Известный историк С.М.Соловьёв отзывался о Петре в восторженных тонах, приписывая ему все успехи России как во внутренних делах, так и во внешней политике, показал органичность и историческую подготовленность реформ. (дополнительно несколько отзывов).
Характер: У Петра I практическая сметливость и сноровка, весёлость, кажущаяся прямота сочеталась со стихийными порывами в выражении как ласки, так и гнева, а иногда и с необузданной жестокостью.
ЛИТЕРАТОР:
Пётр Первый был справедливым человеком. Наказать вора было для него делом чести. (Цитата стр.594-595).Историк:
Петр Первый был не только великим самодержцем и реформатором, но еще и обычным человеком, любящим и любимым. Имена которые вошли в историю, навеки связанные с именем Петра Великого: Евдокия Лопухина, Анна Монс, Марта Скавронская. Три имени и три судьбы. Каждая - по-своему удивительна. Марта, ставшая в православии Екатериной Алексеевной Михайловой, а после - царицей Екатериной Первой. Анна, была наказана за измену Петру. Но, пожалуй, самой трагической можно назвать судьбу первой жены Петра Великого - царицы Евдокии. Месть ревнивого царя уже нелюбимой им женщине была страшна, как и русская история того времени.
Первый брак Петра I
Чтобы образумить 17-летнего сына, Наталья Кирилловна решила женить его на Евдокии Лопухиной, дочери окольничего.
Пётр не перечил матери, и 27 января 1689 года была сыграна свадьба «младшего» царя. Однако менее чем через месяц Пётр покинул жену и уехал на несколько дней на HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%BE_%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BE" \o "Плещеево озеро"Плещеево озеро. От этого брака Пётр имел двух сыновей: старший, Алексей, был наследником трона до 1718 года, младший, Александр, умер во младенчестве.
Литератор:
Историки говорили об отношении Петра к женщинам, которые оставили неизгладимый след в его жизни.
Каково же отношение царя к другим представительницам женского пола – крестьянкам? (цитата стр.173-174).
Правильно ли поступил Пётр?
Выводы: Сейчас мы должны сделать выводы о личности русского царя:
1. сломал установленный веками порядок,
2. на первый план выходят люди,способные и деятельные,
3. Петру безразлично происхождение людей, ему важны их профессиональные качества,
4. но цена, которую платит народ за преобразования, непомерна и страшна.
АНАЛИЗ урока: Что полезного вынесено из урока?
Дом. задание.
Написать сочинение на одну из тем:
О чём заставляет задуматься роман А.Н.Толстого «Пётр Первый»?
Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Пётр Первый».
Оценки: