Конспект занятия на тему Выявление лидера в отряде ДОЛ

Выявление лидера
Тему занятия студенты должны определить самостоятельно после участия в играх.
Самый, самый, самый. Участие принимает вся группа. Студенты должны построиться (не более чем за 1 минуту):
по цвету волос (от светлого к темному)
по дате рождения (число и месяц)
по алфавиту первой буквы отчества
по цветам радуги (по наличию цвета в одежде или какому-либо предмету в руках участников)
Пальчики. Участники сидят или стоят в кругу. Ведущий показывает определенное количество пальцев на руке. Сколько пальцев, столько человек должно встать или сделать шаг вперед.
Семейная фотография. Нужно представить, что группа – это одна большая семья, которой нужно сфотографироваться для семейного альбома. Фотограф должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Более никаких установок не дается, студенты сами решают, кому кем быть и где стоять. Члены семьи (написаны на карточках, которые дети держат перед собой на фотографии): дедушка, бабушка, папа, мама, сын, дочь, дядя, тетя, мамин свёкр, мамина свекровь, подруга сына, друг дочери, папин друг с женой, мамина подруга с мужем.

Вопросы для студентов:
Догадались ли вы, на что нацелены данные игры?
Кто такой лидер? Какими качествами он обладает?
Зачем вожатому нужно выяснять, кто лидер в отряде?

Всюду, где собирается вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования коллектива некоторые его участники начинают играть более активную роль, им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются, т.е. они приобретают доминирующее положение. Таким путем происходит разделение участников группы людей на ведущих и ведомых, т.е. на лидеров и последователей.
Лидер – член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать существенное влияние на поведение остальных участников.
Лидер – это тот человек, который ведет за собой, которому доверяют люди. Этот человек берет на себя ответственность за дело и за тех людей, что пойдут за ним. Лидерами на рождаются. Ими становятся. Каждый может оказаться в этой роли.
Лидеру присущи следующие качества:
компетентность – знание того дела, в котором ребенок проявляет себя как лидер;
активность – умение действовать энергично, напористо;
инициативность – творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений;
общительность – открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми;
сообразительность – способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствие, определять главное;
настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;
самообладание – способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях;
работоспособность – выносливость, способность выполнять напряженную работу;
наблюдательность умение видеть важное, замечать детали;
самостоятельность – независимость в суждениях, умение брать ответственность на себя;
организованность – способность планировать свою деятельность, проявлять последовательность.

Однако исследования показывают, что порой лидером становится человек, не обладающий перечисленными качествами. И наоборот, человек может иметь данные качества, но не занимать позицию лидера в коллективе.
Согласно ситуативной теории лидерства, лидером становится тот человек, который при возникновении в группе сложной ситуации проявляет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуации в данной группе. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера.

Для того чтобы хорошо организовать то или иное дело, лидеры пользуется самыми разными способами. Одни любят приказывать, другие уговаривать, третьи увлекают своим примером.
В общем у каждого лидера есть свой «почерк», своя манера, свой стиль организации дела.

Выявленный лидер может стать основным связующим звеном в цепочке взаимоотношений вожатого с отрядом.

Вожатому нужно помнить:
лидер не выдвигается группой, а спонтанно занимает лидерскую позицию с открытого или скрытого согласия группы;
при выдвижении лидера с его личностью идентифицируется специфический, официально незафиксированный набор групповых норм и ценностей;
выдвижение лидера всегда связано со значимо для жизнедеятельности группы ситуацией.

Одним из наиболее распространенных способов выявления лидера в отряде являются игры. Игры для выявления лидера позволяют каждому ребенку проявить индивидуальность, творчество, личные лидерские качества, получить внимание группы. Они подчеркивают значимость и равные возможности каждого ребенка в коллективе. Вожатому служат материалом для диагностики лидерских качеств каждого ребенка. Важно помнить, что такая диагностика требует сочетания различных форм и способов, т.к. только в этом случае можно получить объективные результаты. Каждая методика в отдельности имеет довольно большую степень погрешности.

Анализ ранее проведенных игр:
Самый, самый, самый. Какова цель данной игры? Что делает вожатый во время проведения игры? Каковы варианты проведения данной игры в зависимости от возраста детей?
Пальчики. Как произошло выдвижение лидера в данной игре? Каковы варианты проведения данной игры в зависимости от возраста детей? («Карабас»)
Семейная фотография. Как произошло выдвижение лидера в данной игре? Каковы варианты проведения данной игры в зависимости от возраста детей?


Домашнее задание: Собрать копилку игр на выявление лидера. Подготовиться к проведению одной из найденных игр.




Заголовок 415