Программа танцевального кружка «Баламуты» на июнь 2014 года (ДОЛ «Солнышко»)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №179
Программа танцевального кружка
«Баламуты»
на июнь 2014 года
(ДОЛ «Солнышко»)
Ф.И.О. педагога дополнительного образования Мигалатий Ольга Павловна
Возраст воспитанников от 7 до 13 лет
Программа составлена на основании «Учите детей танцевать» авторы Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В.; «Учимся танцевать» автор Джим Холл; «Школа танцев для детей» автор Савчук О.
Направленность: Художественно-эстетическая
Екатеринбург - 2014 г.
Пояснительная записка
Работа с детским хореографическим коллективом направлена на повышение культурного уровня учащихся, расширения их кругозора, развития творческого отношения к искусству, к своим занятиям.
Новизна программы состоит в соединении в образовательном процессе ритмики и танца. Они способствуют правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно-творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Широкое вовлечение в образовательный процесс родителей: присутствуют на занятиях, оказывают материальную поддержку, сопровождают детей в концертных и конкурсных поездках, активно участвуют в мероприятиях лагеря. Занятия направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.
Актуальность. Хореографическое искусство учит детей красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость. Занятия детей танцами позволяет решить одну из самых актуальных для сегодняшнего дня задач – создание условий для формирования личности ребёнка, овладению общечеловеческими нормами нравственности, развитию интеллигентности, креативности, адаптивности, чувства собственного достоинства, ответственности в поступках, «самостроительства».
Эффективность образования детей во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения. как и всякое искусство, танец доставляет ни с чем не сравнимое удовольствие. Именно в танце можно познать свой дух, своё тело и выразить все свои чувства. Преодолевая трудности, тренируя тело, человек познаёт красоту танцевального творчества.
Педагогическая целесообразность. Современный мир стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело”находятся в гармонии, необходимы меры целостно развития, укрепления и сохранения здоровья учащихся. Определяющим фактором в системе сохранения и развития здоровья подрастающего поколения может стать валеологически обоснованный образовательный процесс в лагере.
В младшем школьном возрасте, ребенок чаще всего имеет ограниченный запас двигательных навыков, с нарушенной осанкой, координацией. Одни скованы, неподвижны, медлительны, другие - разболтаны и суетливы. Часто дети плохо держатся: гнутся, поднимают плечи, неправильно ставят ноги при ходьбе (носки внутрь) и т.п.
Необходимо создать условия для коррекции этих недостатков и обогащения запасов двигательных навыков детей, давая им специальные тренировочные упражнения.
Цель: создание условий для приобщения к общей эстетической и танцевальной культуре, через занятия танцевальном кружке «Баламуты».
Задачи:
1.Обучающие: дать необходимый минимум знаний в области танца, ознакомление с историей возникновения и развития танца, обучить детей исполнительскому мастерству.
2. Развивающие: развить у детей трудоспособность, коммуникабельность, дисциплинированность, чувство ритма, координацию движений, внимание, память.
3. Мотивационные: привить культурные навыки внешнего поведения, культуру исполнителя, формировать сценический имидж.
4.Социально – педагогические: участвовать в социальных акциях и общественно – значимых мероприятиях клуба, района, города, закреплять полученные навыки в концертной деятельности, в фестивалях и конкурсах.
5. Оздоровительные: сохранять и укреплять физическое здоровье детей.
Отличительные особенности данной программы
Между программой подготовки профессионального танцора, реализуемой в специальных учебных заведениях и программой дополнительного образования для детей существует колоссальная разница.
Моя программа «Воспитание танцем в непрофессиональном коллективе» отличается от этих программ, подходом к системе дополнительного образования.
Каждый ребенок имеет индивидуальную форму развития и претендует на право валеологического сопровождения его индивидуального маршрута. Не учащиеся должны адаптироваться к системе образования и воспитания, а программы и методы обучения должны приноравливаться к ребенку и формировать у него осознанную мотивацию к получению знаний и развитию собственного здоровья.
При разработке своей программы я учитывала способности учащихся, их индивидуальные и возрастные особенности. Моя программа предусматривает работу с любыми детьми, с разными физическими данными, отсутствует отбор детей по их одарённости. Идёт направленность на эстетическое воспитание, а не на профессионализм.
Личностно – ориентированный подход к ребёнку в образовательном процессе является основным звеном в работе танцевального кружка. У детей есть право выбора оценить по-своему всё, что происходит вокруг него. Ребёнок «не винтик», который должен научиться всему, что ему предлагают, а личность, способная под руководством педагога к саморазвитию и самореализации.
Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно – воспитательного процесса, в основе которого:
любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
сотрудничество, мастерство общения;
отсутствие принуждения;
терпимость к детским недостаткам;
вера в ребёнка;
демократизация отношений;
стиль отношений.
Она рассчитана на детей от 7 до 13 лет. Включает в себя ритмику и комплексное обучение хореографии: сочетание классического и народного танца. Принимаются девочки и мальчики.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью до 1,5 - 2 часов. Происходит изучение движений, комбинаций, осуществляются постановочные работы.
Основные части занятий Продолжительность
по времени
Приглашение воспитанников в зал, расстановка
по местам, поклон, цели и задачи занятия 5 минут
Разминка. Подготовка тела к занятию. Создание творческой атмосферы. 40 минут
Перерыв в середине занятия 15 минут
Основная часть занятия – изучение и отработка танцевальных движений, постановка танцев 45 минут
Ожидаемые результаты
Воспитанники, освоившие программу, будут знать: азы культуры исполнения танцев, танцевальный этикет, технику исполнения танцевальных элементов, комплексы гимнастических упражнений.
Будут уметь: держаться на сцене и чувствовать партнёра, определять характер и темп музыки, музыкальный размер, осваивать сценическое пространство, исполнять танцевальные композиции.
А также будет развит эстетический вкус и общая культура воспитанников, сформировано уважительное отношение друг к другу.
Основной принцип построения учебного процесса – принцип связи теории с практикой и принцип наглядности. Теория воплощается на практике на занятиях. Это поможет повысить у воспитанников уровень воспитания и духовную культуру.
Принцип наглядности помогает точно воспроизвести все движения и рисунки танца.
Программа составлена по принципу «от простого к сложному».
Основными методами работы с детьми являются показ и словесно – образное объяснение. Чтобы создать предварительное представление о следующем движении, которое будет изучено, его следует показать и назвать.
Принцип результативности – проверка достижения целей и задач, поставленных в программе.
Особое внимание обращено на формирование правильной осанки обучающихся. Занятия насыщены разнообразными упражнениями на равновесие, акробатическими элементами, что способствует более эффективному совершенствованию двигательных способностей детей.
Санитарно – гигиенические требования:
Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо также наличие:- Раздевалки и шкафов для хранения личных вещей.- Аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
Дети одевают специальную форму на занятия: удобные трико и футболки для мальчиков, колготки, спортивные купальники и юбочки для девочек. На ногах балетки или чешки.
Волосы подстрижены у мальчиков, аккуратно прибраны у девочек (разрешены резинки на волосы).
На занятия нельзя носить какие-либо украшения, металлические заколки (всё это может привести к травме).
На занятия не допускаются с жевательной резинкой, едой, мобильные телефоны отключаются и сдаются педагогу до конца занятия.
Разрешается приносить с собой воду в бутылочке.
Учебно-тематический план.
№ Название темы Теория (часы) Практика (часы)
1 Танцевально-ритмическая гимнастика По плану занятий
2 Игроритмика:
2.1 игровой массаж,
2.2 креативная гимнастика,
2.3 игрогимнастика По плану занятий
3 Основы хореографической пластики и партнёрской гимнастики 1 1
4 Основы классического танца и народного танца 1 1
5 Танцевальные образы 1
6 Постановочная работа 1
7 Здравствуй, сцена! 1
8 Жизнь танца в музыке 9 Полюбуйтесь на нас. 1
Всего 2 6
3. Содержание
1. Тема: «Танцевально- ритмическая гимнастика».
Специальные композиции и комплексы упражнений «Часики», «Карусельные лошадки», «Воробьиная дискотека», «Упражнения с платочками» и т.д.
2. Тема: «Игроритмика».
Хлопки и удары ногой на каждый счёт и через счёт, только на первый счёт. Выполнение простейших движений руками в различном темпе под музыку.
Хореографические упражнения.
Танцевальные позиции ног: первая, вторая, третья. Танцевальные позиции рук: подготовительная, первая, вторая, третья. Выставление ноги в сторону на носок, стоя лицом к опоре. Повороты направо \ налево, переступая на носках, держась за опору. Полуприседы, стоя боком к опоре. Комбинации хореографических упражнений.
Танцевальные шаги.
Мягкий, высокий, высокий шаг на носках. Приставной, скрестный в сторону, переменный и русский хороводные шаги. Прыжки с ноги на ногу, другую ногу сгибая назад, то же – с поворотом на 360*. Поворот на 360* на шагах. Комбинации из изученных танцевальных шагов.
2.1. Тема: «Игровой массаж».
Поглаживание отдельных частей тела в определённом порядке в образно-игровой форме.
2.2 Тема: «Креативная гимнастика».
Музыкально – творческие игры «Ай да я!», творческая импровизация. Специальные задания «Художественная галерея», «Выставка картин».
2.3. Тема: «Игрогимнастика».
Строевые упражнения.
Построение в шеренгу и колонну. Повороты переступанием по команде. Перестроение в круг. Бег по кругу и по ориентирам ( «змейкой» ). Перестроение из одной шеренги в несколько по образному расчёту и указанию педагога. Передвижение в обход шагом и бегом.
Общеразвивающие упражнения.
Упражнения без предмета. Упражнения с предметами (платочками, шарфиками, косынками, ленточками, мячиками, погремушками). Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. Акробатические упражнения.
Тема: «Основы хореографической пластики и партнёрской гимнастики»
Специальные упражнения для развития мышечной силы и гибкости в образных и игровых двигательных действиях и заданиях. Комплексы упражнений.
4.Тема: «Основы классического и народного танцев»
Элементы классического танца, элементы народного танца, элементы историко-бытового и бального танца, детский танец.
5.Тема: «Танцевальные образы».
Образно-ритмические, танцевально-игровые, сюжетно-ролевые комбинации и этюды. Исполнение движения выразительно, образно в сочетании с темпом, характером, и стилем музыкального произведения. Внимание и фантазия в танцевальных комбинациях.
6.Тема: «Постановочная работа».
Музыкально – ритмическая зарядка (русская народная песня« Про тучку»), спортивный танец «Птица счастья», народный танец(стилизация)«Смуглянка», эстрадный танец «Катюша»
7.Тема: «Здравствуй, сцена!»
Сценическая площадка, сценическая одежда, оборудование сцены и поведение на сцене. Разучивание танцевального текста. Работа над общей композицией номеров. Обработка манеры исполнения, эмоционального состояния. Репетиция на сцене и освоение костюмов. Концерты и впечатления. Просмотр видеозаписи выступлений и обсуждение.
8.Тема: «Жизнь танца в музыке»
Танцевальный характер музыки. Ритм – источник танца. Музыкальная периодичность фраз, музыкальные размеры. Учимся ритмично хлопать, выстукивать, разучиваем различные комбинации хлопков и выстукиваний.
9.Тема: «Полюбуйтесь на нас!»
Участие в открытии и закрытии лагеря «Солнышко», флеш –мобе «Конкурс физминуток»
Дата Содержание занятия Часы
03.06.14 Танцевально-ритмическая гимнастика.
Игроритмика:
2.1 игровой массаж,
2.2 креативная гимнастика,
2.3 игрогимнастика.
Основы классического и народного танцев Элементы народного и детского танцев.
Повторение музыкально – ритмической зарядки (русская народная песня« Про тучку»)
Выступление на концерте открытие лагеря «Солнышко». 2
10.06.14 Танцевально-ритмическая гимнастика.
Игроритмика:
2.1 игровой массаж,
2.2 креативная гимнастика,
2.3 игрогимнастика.
Основы хореографической пластики и партнёрской гимнастики. Выполнение упражнения для развития мышечной силы и гибкости в образных и игровых двигательных действиях и заданиях.
Разучивание движений спортивного танца «Птица счастья» 2
17.06.14 Танцевально-ритмическая гимнастика.
Игроритмика:
2.1 игровой массаж,
2.2 креативная гимнастика,
2.3 игрогимнастика.
Исполнение движения выразительно, образно в сочетании с темпом, характером, и стилем музыкального произведения. Отработка движений спортивного танца «Птица счастья».
Постановочная работа.
Участие в флеш – мобе «Конкурс физминуток» 2
24.06.14 Танцевально-ритмическая гимнастика.
Игроритмика:
2.1 игровой массаж,
2.2 креативная гимнастика,
2.3 игрогимнастика.
Музыкальная периодичность фраз, музыкальные размеры. Учимся ритмично хлопать, выстукивать, разучиваем различные комбинации хлопков и выстукиваний.
Работа над общей композицией номера. Обработка манеры исполнения, эмоционального состояния. Репетиция на сцене и освоение костюмов. 2
27.06.14 Участие в закрытии лагеря «Солнышко». Концерт. Спортивный танец «Птица счастья» Требования к уровню подготовки обучающихся
по данной программе.
Знать и понимать:
основы хореографического искусства и традиции танцевального кружка «Баламуты»;
терминологию партерного экзерсиса и основ классического экзерсиса;
названия новых танцевальных движений и элементов;
правила исполнения движений в паре;
Уметь:
различать сложные музыкальные ритмы и динамические оттенки в музыке;
использовать основные рисунки и направления в танце;
согласованно исполнять танцевальные движения в паре и в коллективе;
исполнять движения выразительно, образно;
самостоятельно импровизировать под предлагаемую музыку;
самостоятельно исполнять законченные танцевальные композиции и танцы;
создавать характер и образ посредством мимики, пластики, жеста;
воспринимать музыкально – танцевальный материал по словесному описанию;
сопереживать и ценить партнёра по совместному творчеству.
хорошо координировать, гармонично владеть всем телом;
самостоятельно развиваться физически, развивая костно – мышечный аппарат;
анализировать, сравнивать, обобщать увиденные танцевальные произведения, определять стиль и характер музыкального произведения;
самостоятельно мыслить и творить в этюдах и танцевальных комбинациях;
исполнять основной концертный репертуар соло и танцевального кружка, активно участвуя в концертно – творческой деятельности коллектива;
работать в коллективе, критически оценивать своё творчество и творчество своих товарищей, с уважением относиться к результатам их работы.
Перечень учебно-методического обеспечения
Нотно – методическая литература.
Учебники, методические пособия по всем разделам хореографической деятельности.
литература по педагогике и психологии.
Видеотека.
Видеокамера.
Фотоаппарат.
Альбомы для фотографий.
Аудиокассеты, CD, MP3.
Аппаратура для озвучивания занятий: магнитофон, музыкальный центр, моноблок.
Костюмы для концертной деятельности.
Сценическая обувь.
Гимнастические коврики.
Фортепиано, синтезатор.
Реквизит: обручи, мячи, платочки, шарфы, венки, крылышки бабочек, ленты, цветы, шляпы, скакалки, веера, деревянные ложки, бубны, молоточки.
6. Список литературы
Бекина С.И., Ломова Т.П. Музыка и движение. – М., 1984
Буренина А.И. Ритмическая мозаика. – СПб., 2003
Веденихина Т. Танец живота. Уроки мастерства. – СПб., Питер, 2008
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб., Союз, 1997
Джим Холл. Учимся танцевать. Весёлые уроки танцев для дошколят. – М., АСТ*Астрель, 2008
Дзержинская И., Ветлугина Н. Песни, игры, пляски. – М., 1983
Зарецкая Н.В., Роот З.Я. Танцы в детском саду. – М., 2003
Замятина Т.А. Музыкальная ритмика. – М., Глобус, 2005
Зеньковский В.В. Психология детства. – М., академия, 1996
Иванчикова Т.А. Музыкально – ритмические упражнения, этюды и композиции. – Екатеринбург, 2004
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2001
Куприянова Т.М. музыка для малышей. – Ярославль, Академия развития, 2011
Немов Р.С. Психология, - М., Гуманитарный центр ВЛАДОС, 1999
Пуртова Т.В., Беликова А.Н. Учите детей танцевать. – М., 2004
Роот З.Я. Танцы с нотами. М., Айрис*ПРЕСС, 2007
Роот З.Я. Танцы в начальной школе. – М., 2006
Савчук О. Школа танцев для детей. – СПб.. Ленинградское издательство, 2009
Сластенин В,А, Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. общая педагогика. М,, Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2003
Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. СА-фи-дансе. – СПб., Детство – пресс, 2003
Сведения о разработчике программы.
Программу составила
педагог дополнительного образования
Мигалатий Ольга Павловна
Образование среднее специальное. Свердловское областное педагогическое училище № 1 им.М.Горького 1984г., учитель начальных классов и старшая пионервожатая.
Общий стаж работы - 29 лет.
Педагогический стаж - 29 лет.
Первая квалификационная категория (13 разряд)
Место работы - г. Екатеринбург, Железнодорожный район,
МБОУ СОШ № 179
Домашний адрес: г. Екатеринбург, п. Северка, ул. Стрелочников, 11 – 2
Контактные телефоны: 211 – 73 – 88, 89501924203
Электронная почта: olgamigalatii@mail.ru
Аннотация
Программа преподавателя на июнь 2014г. (ДОЛ «Солнышко»)
Танцевальный кружок «Баламуты»
Ф.И.О. педагога дополнительного образования Мигалатий Ольга Павловна
МБОУ СОШ №179
Возраст воспитанников от 7 до 13 лет
Программа составлена на основании «Учите детей танцевать» авторы Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В.; «Учимся танцевать» автор Джим Холл; «Школа танцев для детей» автор Савчук О.
Направленность: Художественно-эстетическая
Программа предполагает 3-х летнее обучение. Она рассчитана на детей от 7 до 13 лет. Включает в себя ритмику и комплексное обучение хореографии: сочетание классического и народного танца.
Цель:создание условий для приобщения к общей эстетической и танцевальной культуре, через занятия танцевальном кружке «Баламуты».
Задачи:
1.Обучающие: дать необходимый минимум знаний в области танца, ознакомление с историей возникновения и развития танца, обучить детей исполнительскому мастерству.
2. Развивающие: развить у детей трудоспособность, коммуникабельность, дисциплинированность, чувство ритма, координацию движений, внимание, память.
3. Мотивационные: привить культурные навыки внешнего поведения, культуру исполнителя, формировать сценический имидж.
4.Социально – педагогические: участвовать в социальных акциях и общественно – значимых мероприятиях клуба, района, города, закреплять полученные навыки в концертной деятельности, в фестивалях и конкурсах.
5. Оздоровительные: сохранять и укреплять физическое здоровье детей.
Программа состоит из следующих разделов:
ритмика;
танцевальная азбука (элементы партерного экзерсиса на полу, экзерсис у станка, классического, народного и бального танца);
танцевальные движения;
танцевальный репертуар
Ожидаемые результаты
Воспитанники, освоившие программу, будут знать: азы культуры исполнения танцев, танцевальный этикет, технику исполнения танцевальных элементов, комплексы гимнастических упражнений.
Будут уметь: держаться на сцене и чувствовать партнёра, определять характер и темп музыки, музыкальный размер, осваивать сценическое пространство, исполнять танцевальные композиции.
А также будет развит эстетический вкус и общая культура воспитанников, сформировано уважительное отношение друг к другу.