Статья на тему: «Социально-профессиональное самоопределение старшеклассников: проблемы и пути решения»


УДК 37.041-053.5
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Е. С. Сергушина, Е. А. Вечканова
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева»
Аннотация. В данной статье выявлены и раскрыты основные проблемы социально-профессионального самоопределения старшеклассников. Особое внимание в исследовании уделено преемственности общего среднего и профессионального образования через систему довузовской подготовки с целью проведения профессионально ориентированной подготовки будущего специалиста в соответствии с профилем образовательного учреждения и избранной специальностью. Авторами ставятся и описываются основные задачи образовательной системы, способствующие фундаментальности, целостности социально-профессионального самоопределения школьников.
Ключевые слова: самоопределение; профессиональное самоопределение, социально-профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, система довузовской подготовки, старшеклассники.
The SOCIO-PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION SOCIAL of high school students: problems and their solutions
Abstract. The article deals with problems of high school student’s social and professional identity. It is specially noted the continuation of secondary and vocational education through a system of pre-university training . It is designed for professionally focused training of the future specialist in according with educational program of educational institution and the specialization of chosen specialty. The main objectives of the education which allows the high school students to choose the social and professional identity are discussed by the authors of this article.
Key words: identity formation, professional identity, socio-professional self-determination, professional orientation, system of pre-university training, high school student.
Современная социально-экономическая и политическая ситуация в стране характеризуется кардинальными преобразованиями во всех сферах деятельности человека, которые предъявляют принципиально новые требования к уровню интеллектуальных, личностных и творческих качеств участников этих процессов. В реальной жизни это означает, что основными конкурентными преимуществами становятся наличие знаний, информации, идей, а также способность их реализации, использования в своей практической деятельности. Это невозможно без осознания своего места и роли в обществе. В Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения все больший акцент ставится на овладение определенными общими и профессиональными компетенциями, характерными для определенной профессии. А реализация компетентностного подхода в образовательной деятельности предполагает делать уклон на умениях, навыках, которые потребуются будущему специалисту в реальных производственных ситуациях[3].
Рассматривая образование как сферу формирования интеллектуального потенциала страны, необходимо рассмотреть такую важнейшую проблему, которая встает перед будущими специалистами, как социально-профессиональное самоопределение. Наиболее актуально этот вопрос стоит перед старшеклассниками, которые стоят на пороге принятия решения о выборе будущей профессии, определяют жизненные и профессиональные ориентиры, тем самым закладывают базу для последующего своего развития.
Самоопределение, по определению А. Я. Журкиной, это процесс и результат выбора собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни, основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы. Самоопределение личности – совокупность переживаний, намерений, предметных действий в современном социуме реализуется как жизненное, личностное, профессиональное, целостное самоопределение[1].
Выбор профессионального пути значительно определяет судьбу человека. Удовлетворенность и неудовлетворенность жизнью напрямую связана с решением вопроса трудоустройства и дальнейшего построения своей карьеры.
Профессиональное самоопределение и становление следует рассматривать как сложное динамическое интегративное состояние личности, которое включает профессиональную направленность (преобладающие интересы, мотивы, потребности, способности, профессиональные идеалы) и самосознание.
Мы убеждены, что задача образовательной системы не в том, чтобы склонить учащихся к определенному виду профессиональной деятельности, и не в подготовке к одномоментному выбору, необходимо подготовить его к профессионально-личностному самоопределению. Жизнь требует от учащегося умения ситуационно выбирать сферу профессионально-трудовой деятельности, опираясь на потребности общества, но принимая в расчет перспективы собственного развития.
Необходимость социально-профессионального выбора в подростковом школьном возрасте обусловлена внутренней необходимостью: потребностью подростка найти себя в обществе, получить образование, профессию, обеспечивающую интересную, достойную жизнь. Для выбора профессии, необходимо отчетливо определять цели, которые хотелось бы воплотить в жизнь, иметь нравственные убеждения, обладать знаниями о себе, о мире профессий, о своем регионе, обладать личностными качествами, высоким уровнем развития (способностью к самопознанию, самоизменению, независимостью, умением делать выбор и нести за него ответственность), а также ценностными ориентирами, которые позволят совершить осознанный выбор. Данные личностные качества и ценностные ориентиры создаются только в процессе практической деятельности[4]. На настоящий момент проблема выбора профессии пока не разрешается должным образом. Старшеклассники совершают его зачастую интуитивно, под влиянием случайных факторов [1].
Социально-профессиональное самоопределение представляет собой сложный диалектический процесс формирования личностью системы основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде своего развития и самореализации таких, как приложение духовных и физических возможностей, формирование адекватных профессиональных планов и намерений, реалистичного образа себя в профессиональном выборе и образе себя как профессионала и др.
Гражданские и нравственные ценности, постигнутые молодыми людьми в результате предшествующего воспитания и социализации, оказывают существенное влияние на процесс избрания профиля обучения, вида и уровня образования, будущей профессии. Однако личность подростка еще окончательно не сформирована, поэтому психолого-педагогическая работа благоприятно влияет на гражданские и нравственные качества учащихся. В связи с этим в психолого-педагогической работе со старшеклассниками необходимо учитывать тесную взаимосвязь: методы развития личности нужно сочетать с методами, способствующими социально-профессиональному самоопределению, а работа в данном направление должна стать главным механизмом целостного становления личности.
Основные проблемы социально-профессионального самоопределения старшеклассников сконцентрированы в характеристике их жизненного начала, в способности самостоятельного принятия решения по поводу профессионального будущего.
Бесспорно, школа является важнейшим звеном в формировании социально-профессионального самоопределения учащихся. Но в одиночку ей вряд ли справиться со всем комплексом проблем профориентационного характера. В связи с чем необходимо обратиться к важному связующему звену школы и дальнейшего профессионального обучения – системе довузовской подготовки, которая в настоящий момент подвергается серьезному реформированию, повышающее ее важность.
Исследователи по-разному определяют сущность и содержание понятия «довузовская подготовка», однако, большинство авторов сходятся во мнении, что довузовская подготовка имеет важное, самостоятельное значение в современной системе непрерывного образования.
По мнению авторов-современников довузовская подготовка является пропедевтическим этапом профессионального становления личности, самостоятельным, самоценным, личностно ориентированным видом образования, способным к удовлетворению индивидуальных потребностей, ориентированного на получение школьниками высшего или среднего профессионального образования, на подготовку их к творческой, проектной деятельности, предоставляющим возможности самореализации и саморазвития личности старшеклассника, формирования на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств[2]. В связи с нарастающим объемом информации, усложнением социально-экономических, политических, других условий жизни в целом и, как следствие, возрастанием требований к специалисту, эту задачу нужно решать как можно раньше, начиная с довузовской подготовки абитуриента. Поэтому, в современных концепциях реформирования системы образования, довузовской подготовке придается особое значение. Она должна обеспечивать преемственность общего среднего и профессионального образования; способствовать фундаментальности, целостности образования учащихся; решать задачи профессионально ориентированной подготовки будущего специалиста в соответствии с профилем образовательного учреждения и избранной специальностью.
На наш взгляд, сократить разорванность между школьным и профессиональным образованием можно через изменение сложившейся ситуации, выстроив их взаимодействие в профориентационной работе через систему довузовской подготовки, решив следующие проблемы, которые представляются нам основными:
– отсутствие факторов для истинного социально–профессионального самоопределения старшеклассников;
– отрешение со стороны образовательных учреждений от внесения предложений соответствующих действительности по содержанию социально–профессиональной деятельности;
– отсутствие достоверных данных для составления научно обоснованного прогноза спроса в области профессиональных знаний, умений, навыков на рынке труда;
– отсутствие разработки проблемы научных основ системы социально–профориентационной работы среди старшеклассников и проектирования ее модели;
– многоаспектная проблема управления системой социально–профессионального самоопределения, включающая, как минимум, следующие более частные вопросы:
а) разработка и реализация структуры управления вариативными моделями на различных уровнях: институциональном, муниципальном, региональным и федеральном;
б) подготовка и переподготовка специалистов в области профориентации и социально-профессионального самоопределения;
в) ресурсное обеспечение деятельности системы профессиональной ориентации (нормативно-правовое, научно-методическое, материальное, финансовое, организационное, административное, информационное);г) разработка учебно-диагностического инструментария для осуществления профессиональной многоуровневой диагностики, отвечающей региональным задачам.
Непременным условием формирования готовности к социально-профессиональному самоопределению может быть определена организация педагогом пролонгированной диагностики, направленной на мониторинг развития самоопределения подростков. В качестве других немаловажных педагогических условий, повышающих эффективность формирования готовности к социально-профессиональному самоопределению подростков, нами выделяются следующие: функционирование педагогического пространства через создание ситуаций, востребовавших проявления самоопределения подростка; взаимодействие педагога и подростка; включение подростков в различные виды деятельности и др.
Подготовка школьников к осознанному социально-профессиональному самоопределению должна строиться не только на учете индивидуальных качеств молодого человека и направленности профессии, но и на учете возможных изменений внутреннего мира человека и запросов выбранной профессии, а также изменений в гражданском обществе. Необходима подготовка специалиста, который будет способен функционально адаптироваться в разных отраслях деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои профессиональные возможности[5].
Решить этот вопрос можно только путем объединения усилий всех субъектов образовательного пространства с представителями и специалистами других сопряженных сфер деятельности, взаимодействие с ними должно быть направлено на улучшение механизма построения рынка труда и системы образования.
Поэтому в каждом образовательном учреждении необходимо создавать соответствующие социально-педагогические условия для работы по социально-профессиональному самоопределению учащихся. Не секрет, что сложившаяся система профориентационной работы со школьниками не в полной мере обеспечивает осознанный выбор старшеклассниками своей будущей профессиональной деятельности. В результате после больших затрат на подготовку молодых специалистов необходимо вновь дополнительно финансировать различные программы их переподготовки и повышения квалификации. Иными словами, чем точнее будет самоопределение, тем больше вероятность того, что общество получит стоящего специалиста-профессионала.
Именно потому чрезвычайно важной является задача помощи старшеклассникам определиться в выборе профессии, отвечающую их способностям, потребностям, овладев которой они смогут приносить пользу государству и обществу, способствовать его экономическому, нравственному, патриотическому развитию.
Решение обозначенных проблем невозможно без государственного вмешательствачерез решение следующих задач:
– создание единой информационной базы о состоянии рынка труда, а также наиболее востребованных и перспективных профессиях, возможностях получения профессионального образования и трудоустройства;
– постоянное изучение и прогнозирование профессионально–образовательных потребностей молодежи, мотивов и стимулов выбора сферы будущей трудовой деятельности;
– разработка практических моделей социально–профессионального самоопределения в расчете на профильное образование;
– создание комплекса популярных справочных средств на бумажных и электронных носителях информации для педагогов, работодателей, учащихся и их родителей;
– усиление интеграции образовательных и предметных областей с внеучебной практикой социально–профессионального самоопределения школьников;
– налаживание социального партнерства между организациями, предприятиями и учебными заведениями по вопросам СПС школьников.
Для гражданского общества имеет большое значение, с каких гуманных и нравственных позиций молодое поколение совершает свой образовательный и профессиональный выбор. Основами гражданственности являются: осознанная правопослушность, нравственная чистота в деятельности и отношениях (деловых, межнациональных, семейно-бытовых), глубокое чувство патриотизма и толерантности. Позитивное влияние на ценностные ориентации, а также на личностные качества, потребности и мотивы старшеклассников становится возможным, если психолого-педагогическая деятельность содержательно и методически на это нацелена.
Библиографические ссылки
1. Журкина А. Я, Сергушин Е. Г., Сергушина О. В. Теоретические аспекты формирования социально-профессионального самоопределения учащихся образовательных организаций // Интеграция образования. – 2016. – Т. 20. – № 1. – С. 29–36.
2. КадакинВ. В., Шукшина Т. И. Сетевое взаимодействие образовательных организаций как условие повышения качества подготовки педагогических кадров // Материалы Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых «51-е Евсевьевские чтения», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне в 2-х частях. – 2016. – С. 5-10.
3. Вечканова Е. А. Роль общеобразовательных дисциплин в профессиональной подготовке специалиста среднего звена // Материалы XX научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва в 3 частях. – 2016.– С.151-155.
4. Сергушина Е. С. Применение интерактивных методов обучения при изучении дисциплины «Налоги и налогообложение» // Материалы XX научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва в 3 частях. – 2016. – С. 160-163.
5. Холодова Е. А.Использование метода проектов для формирования общих компетенций студентов среднего профессионального образования // Материалы XX научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва в 3 частях. – 2016. – С. 147-151.
Сведения об авторах
Сергушина Елена Сергеевна – преподаватель первой квалификационной категории факультета довузовской подготовки и среднего профессионального образования ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва», тел. 89271945040, E-mail: sergushinaes@yandex.ruВечканова Елена Александровна – преподаватель первой квалификационной категории факультета довузовской подготовки и среднего профессионального образования ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва», тел. 89876945652, E-mail: kyrator.elena.alex@gmail.com
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
The SOCIO-PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION SOCIAL of high school students: problems and their solutions
Аннотация.В данной статье выявлены и раскрыты основные проблемы социально-профессионального самоопределения старшеклассников. Особое внимание в исследовании уделено преемственности общего среднего и профессионального образования через систему довузовской подготовки с целью проведения профессионально ориентированной подготовки будущего специалиста в соответствии с профилем образовательного учреждения и избранной специальностью. Авторами ставятся и описываются основные задачи образовательной системы, способствующие фундаментальности, целостности социально-профессионального самоопределения школьников.
Abstract. The article deals with problems of high school student’s social and professional identity. It is specially noted the continuation of secondary and vocational education through a system of pre-university training . It is designed for professionally focused training of the future specialist in according with educational program of educational institution and the specialization of chosen specialty. The main objectives of the education which allows the high school students to choose the social and professional identity are discussed by the authors of this article.
Ключевые слова: самоопределение; профессиональное самоопределение, социально-профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, система довузовской подготовки, старшеклассники.
Key words: identity formation, professional identity, socio-professional self-determination, professional orientation, system of pre-university training, high school student.
Раздел ГРНТИ: 14.01.11 Современное состояние и перспективы развития образования и педагогики