Выступление на пед.лаборатории Проблемы конфликтов и пути их решения


Основные подходы в разрешении конфликтов в детском коллективе
Помогая детям преодолевать
трудности, мы всякий раз сотворяем
своего рода чудо. Это результат
совместных усилий педагога и детей,
маленькое произведение искусства, в
создании которого все принимают
участие подобно музыкантам одного оркестра.
К. Фопель
Наиболее типичное определение понятия разрешение конфликта, на которое можно сослаться, дано в «Словаре социальной работы». Согласно этому определению разрешение конфликта понимается как элиминация или минимизация проблем, разделяющих стороны; обычно осуществляется через поиск компромисса, достижения согласия. Авторы рассматривают разрешение конфликтов:
как «устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменений целей участников конфликта» (Васильев В. Л., 1977);
«достижение соглашения по спорному вопросу между участниками» (Дмитриев А. и др., 1993).
Известно, что в детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям в жизни. Небольшие ссоры и стычки можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными), момент взаимодействия с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись.
Поэтому взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.
Все взрослые знают, что дети ссорятся, и в основном из – за игрушек. Будучи собственниками по своей природе, дети с трудом расстаются с любимой игрушкой или вещью. Прежде, чем у них разовьется эмпатия, великодушие, они должны установить для себя пределы безопасности: постоянство окружения близкими взрослыми, свое место в доме, отношения с людьми, со своими игрушками. Покушение на игрушку, которую ребенок считает своей, является покушением на его безопасность, на его личностное пространство. Взрослые, часто сами лишенные способности делиться чем – то с другими, постоянно требуют этого от детей. Осознание взрослыми права ребенка на собственность очень важно, так как оно снимает многие ненужные переживания и заставляют задуматься о том, чтобы дать детям средства для разрешения конфликтов, вместо того, чтобы называть ребенка жадиной, плохим мальчиком или девочкой и т. п.
Нравоучения о справедливости, угрозы, внушение чувства вины ни к чему хорошему не приводят. Задача взрослых (родителей, воспитателей) состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить сове желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера. Поэтому главная задача взрослых – помочь детям увидеть в каждом человека, имеющего свои желания и переживания, вместе найти выход из сложной ситуации, предлагая им варианты решения конфликта.
Наблюдения за детьми в конфликтной ситуации свидетельствуют о том, что часто ее участники по-разному разрешают возникшие проблемы. Одни пытаются разрешить спор силовыми методами для достижения своих целей, другие же, хорошо владеющие коммуникативными методами, улаживают свои споры и разногласия более мирным ненасильственным способом.
Это и есть два основных способа разрешения конфликтной ситуации: деструктивный и конструктивный. Деструктивные способы предполагают либо уход от ситуации («Уйду и не буду с ним играть», «Сам буду играть»), либо агрессивное ее разрешение («Всех побью и заставлю играть»), либо привлечение внешних средств для разрешения конфликта («Позову воспитателя, она всех заставит играть»).
Конструктивные выходы из конфликта предполагают продвижение в ситуации и ее разрешение («Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть, и мы договоримся»).
Вот типичный пример конфликта между детьми и способ конструктивного его урегулирования.
Паше и Сереже по три года. Они достаточно хорошо владеют активной речью. Мальчики бегают вокруг стола, на котором лежит несколько деревянных машинок. Паша берет легковую машине и отходит в сторону. Сережа идет за ним и пытается отобрать. Оба громко кричат. Воспитатель : «Паша, я вижу, что ты хочешь играть машинкой. Ты можешь сказать об этом Сереже ?» Паша в ответ тоже громко кричит. Дети тянут друг у друга машинку. Воспитатель, протягивая между детьми руку, обращается к Паше: «Ты не хочешь сказать Сереже, что это твоя машинка ?» Мальчик перестает кричать и говорит: «Это моя». Воспитатель, обращаясь к Сереже: «Я слышала, что Паша сказал, что это его машинка. Ты не хочешь сказать, что ты тоже хочешь играть с машинкой ?» Сережа с трудом повторяет фразу воспитателя. Воспитатель: «Ты очень хорошо сказал, Сережа, что ты тоже хочешь играть с этой машинкой. Вы оба хотите одну и ту же машинку. Что можно сделать, когда оба ребенка хотят одну и ту же игрушку ?» Конфликт такого рода уже не первый в практике детей, и не первый раз воспитатель предлагает им решить проблему мирным путем. Поэтому Сережа, подумав несколько секунд, идет к столу, берет другую машинку и предлагает ее Паше. Воспитатель: «Ну вот! У Сережи отличная идея! Он принес другую машинку. Паша, ты согласен играть с ней ?» Паша задумался. Если он принимает это предложение, воспитатель говорит: «Вот и замечательно! Посмотрите, как вы хорошо договорились. Теперь у каждого есть своя машинка». Если ребенок не соглашается взять предлагаемую игрушку, можно обсудить вариант обмена. Конфликт можно снять и таким образом: «У меня, ребята, есть идея. Я вспомнила, что у меня ест новая мозаика. Может кто-то хочет из вас в нее поиграть ?» Теперь уже наверняка кто-то из детей потеряет интерес к машинке и захочет заняться мозаикой или конструктором. Нужно только сделать так, чтобы оба ребенка вышли из ситуации удовлетворенными, без чувства обиды. Главное в таких ситуациях – перевести отрицательные бесплодные эмоции и драку в план сознательного обдумывания того, что происходит, и поиск взаимного соглашения.
Силовой способ разрешения конфликта используют дети, у которых наблюдаются трудности в общении, непонимание друг друга, отсутствие доверия, агрессивность, которая порождает различные ответные реакции противостоящей стороны. Чаще всего доминируют силовые методы воздействия на партнера у детей с признаками агрессии, с нарушениями в эмоционально-личностной сфере. Проба силовых методов проявляется у них не только в попытке своей позиции, но и в жестком давлении, угрозах, шантаже, а иногда и в применении физического насилия.
Дети, предпочитающие разрешать конфликты конструктивным способом, более общительны, и у них, как правило, устанавливаются благополучные взаимоотношения со сверстниками. Они понимают суть ненасильственного разрешения конфликта, которая состоит в том, чтобы найти путь, который приведет к «выигрышу» обоих участников конфликта, и понимают, что вместо двусторонней борьбы лучше сообща анализировать и стараться достичь согласия, которое обогащает отношения.
Однако в любой конфликтной ситуации воспитатель должен высказать детям свое отношение к ней через «Я сообщение» примерно такого рода: «Мне не нравится, когда в группе дети ссорятся и дерутся». Нет сомнения в том, что спокойное обсуждение проблемы вместе с детьми, в конце концов, приведет к мирному ее решению. И здесь воспитателю важно следить за тем, чтобы дети учились объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения. Не следует приуменьшать способности детей в этом отношении, уже в раннем возрасте вполне возможно совместное принятие решения.
Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми могут быть сведены к следующему:
Признать существование конфликта, т. е. признать наличие противоположных целей, методов у участников конфликта, определить самих этих участников. Практически эти вопросы достаточно просто решить по внешним проявлениям, так как в конфликтной ситуации дети очень эмоционально реагируют на происходящее и сами сообщают о конфликте.
Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что – нет. На этом этапе вырабатываются подходы к проблемной ситуации, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.
После признания наличия конфликта и невозможности его решить «с ходу» целесообразно перенести разбор конфликта на более подходящее время и определить необходимость участия в разборе конфликта посредника (старшего воспитателя, психолога, родителя).
Разобрать варианты решений конфликтной ситуации и методы воспитательных воздействий.
Деструктивное разрешение конфликта может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов, и уже с участием взрослых.
Так как воспитателю отводится роль наблюдателя-посредника, то главная его цель – целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, коррекция поведения участников конфликта, обеспечение нормального (максимально возможно хорошего) обмена преимущественно вербальным действиями участников конфликта, чтобы они слушали и слышали друг друга посредством того, кто между ними. Поэтому для воспитателя в конфликте важен не сам предмет и материал конфликта, а формальная сторона взаимодействия, т. е. его организованность. деятельность воспитателя должна быть направлена на переориентацию действий сторон для создания атмосферы позитивного внимания, которое, в свою очередь, является условием возможного соглашения сторон конфликта как предпосылки его разрешения. Профессиональная компетентность воспитателя в конфликт противоречия и форму его удержания, которая вполне может в сознании участников конфликта трансформироваться в самостоятельный (часто замещающий действительный) предмет конфликта.
К навыкам управления конфликтом конфликтологи, в основном, относят коммуникативные навыки и навыки принятия решений – конструктивные приемы и техники активного слушания, ведения диалога, способность к различению позиционных требований и базовых интересов, видение перспективы и др. Эффективная коммуникация – решающий инструмент конструктивного управления конфликтами. Как отмечает Ю. Хабермас, «любое взаимодействие, любой диалог партнеров предполагает нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания».
Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности:
При разрешении конфликтной ситуации воспитатель, педагог несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта: детский сад – модель общества, где воспитанники усваивают социальные нормы отношений между людьми.
Взрослые и дети имеют различный социальный статус (чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его разрешении).
Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки.
Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателя и детей видится по – разному.
Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл.
Профессиональная позиция воспитателя (педагога) – взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.
Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.
В конфликтологии разработано достаточно много методов управления конфликтами. Воспитателю при рассматривании конфликтных ситуаций между детьми важно знать некоторые из них, а именно внутриличностные, т. е. методы воздействия на отдельную личность и межличностные методы или стили поведения в конфликте.
Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны участников конфликта. Этому важно учить дошкольников, которые использовали бы эти навыки при решении возникших проблем во взаимоотношениях со сверстниками.
Деятельность воспитателя при разрешении межличностных конфликтов, которые возникают между сверстниками, должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии:
Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, что подразумевает выявление не только непосредственного повода конфликтной ситуации, но и ее причины, которая нередко маскируется самими участниками конфликта.
Оценка целей конфликтной ситуации:
утверждение личных притязаний;
навязывание своего стиля поведения;
умаление достоинств другой стороны;
корыстные устремления.
Для разрешения конфликтной ситуации воспитателю важно показать детям различия в понимании целей, которые преследовал каждый из них в ссоре. Чаще всего эти цели различны, поэтому следует спокойно и сдержанно искать радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации:
применить меры воспитательного воздействия;
выдвинуть определенные жесткие требования;
указать на необходимость придерживаться установленных определенных норм поведения не только в период пребывания в детском саду, но и в повседневной жизни.
Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации и использовать меры, направленные на ее прерывание или погашения.
Воспитатель должен обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт. Если конфликт сопровождается бурными реакциями, то целесообразно показать детям на конкретных примерах, как высокая напряженность влияет на психологический микроклимат в группе и эмоциональное благополучие других детей.
Оценка особенностей участников конфликта.
Провести диагностическую беседу по следующим примерным вопросам:
Тебе хочется ходить в детский сад?
Почему?
С каким настроением ты чаще всего идешь в детский сад?
Какие игры ты знаешь?
В какие игры ты умеешь играть?
В какие игры ты любишь играть больше всего?
Расскажи, пожалуйста, как играть в твою любимую игру?
Есть ли в этой игре правила, которые надо соблюдать?
Можно нарушать эти правила?
А что будет, если я нарушу эти правила?
Много ли у тебя друзей среди сверстников в группе?
Бывают ли у тебя конфликты с родителями? Как часто?
Как ты думаешь, конфликт и ссора – это одно и то же? Попробуй объяснить свое мнение.
Если в момент ссоры ты понимаешь, что неправ, то как поступишь?
Межличностные методы. При разрешении конфликтов между детьми можно наблюдать, как они, при создании конфликтной ситуации или в начале развертывания самого конфликта, выбирают форму, стиль своего поведения с тем, чтобы это в наименьшей степени отразилось на их интересах.
В самостоятельных попытках детей разобраться, кто прав, кто виноват, часто выбор способа разрешения конфликта диктуется личным восприятием соперника (что он собой представляет, что можно от него ожидать) и властью одного ребенка по отношению к другому. Соотношение ребенком данных факторов и определяет его выбор наиболее эффективного, с точки зрения «выигрыша» в конфликте, способа поведения. Но если «победа» в конфликте имеет для него не такое большое значение по сравнению с силой негативных эмоций, то ребенок может уйти от участия в конфликте.
В межличностных конфликтах важную роль играют индивидуальные качества участников, их личная самооценка, саморефлексия, индивидуальный порог толерантности, агрессивность (пассивность), тип поведения, социокультурные различия. Существуют понятия межличностной совместимости и межличностной несовместимости. Совместимость предполагает взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности. несовместимость – взаимное неприятие (антипатию) партнеров, основанное на несовпадении (противостоянии) интересов, мотивов, характеров, темпераментов, психофизических реакций, индивидуально – психологических характеристик. Межличностная несовместимость может стать причиной эмоционального конфликта у ребенка (психологического антагонизма), который является наиболее сложной и трудноразрешимой формой межличностного противоборства. В детском коллективе межличностные конфликты протекают в форме соперничества (стремления к доминированию) и споров (разногласий
по поводу нахождения наилучшего варианта решения совместных проблем).
Таким образом, можно выделить основные причины межличностных конфликтов в детском коллективе:
несовместимость характеров;
столкновение противоположных мотивов, потребностей и интересов;
внутриличностные противоречия;
соперничество (конкуренция).
В зависимости от причин конфликта между детьми и от способов конфликтного поведения его участников, межличностный конфликт может иметь следующие виды исхода:
уход от разрешения конфликта, когда одна из сторон как бы не замечает возникших противоречий;
сглаживание противоречий, когда один из участников конфликта либо соглашается с предъявленными ему претензиями, либо стремится оправдать себя;
компромисс – взаимные уступки обоих сторон;
эскалация напряженности и перерастание конфликта во всеобъемлющее противостояние (с участием не только детей, но и взрослых);
силовой вариант подавления конфликта, когда одну или обе стороны принуждают силой (угрозой применения силы) принять тот или иной вариант исхода противоречия.
В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети. Воспитатели относят их к группе риска, т. к. общение с такими детьми чревато возникновением конфликтов. В работе по предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций воспитатель может ориентироваться на следующие типы трудных детей:
агрессивисты – задирают других и раздражаются сами, если их не слушают;
жалобщики – всегда на что – нибудь жалуются, но сами обычно ничего не делают для разрешения проблемы;
молчуны – спокойные и немногословные, но узнать, о чем они думают и чего хотят, весьма сложно;
сверхпокладистые – со всеми соглашаются;
всезнайки – считают себя выше, умнее других детей и всячески демонстрируют свое превосходство;
всезнайки – считают себя выше, умнее других детей и всячески демонстрируют свое превосходство;
нерешительные – медлят с принятием решения, потому что боятся ошибиться;
скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика;
невинные лгуны (фантазеры) – вводят других в заблуждение ложью и обманом.
Если воспитателю не удалось предотвратить конфликт между детьми, то возникает необходимость его урегулирования и разрешения. Как уже отмечалось, одним из первых шагов в этом направлении является факт признания существующих между детьми противоречий. При разрешении конфликтной ситуации воспитателю следуют определить реальные проблемы и интересы обеих сторон. Ключом к решению является определение истинных интересов сторон по основным направлениям: каковы скрытые желания и интересы сторон; и что требуется для удовлетворения этих скрытых желаний и интересов.
Существует два способа получения этих сведений. Первый состоит в их открытом обсуждении. Второй предполагает использование интуиции для того, чтобы заглянуть в скрытую сущность происходящего.
Способность прогнозировать поведение детей помогает предсказать возможные варианты их поведения в конфликтной ситуации.
Прояснение конфликтной ситуации, оценка обстоятельств, характеров, мотивов и интересов, вовлеченных в конфликт, а также собственных целей, интересов, нужд – первый шаг на пути его разрешения. Учитывая, что в конфликты всегда вовлечены эмоции участников, то следующим шагом в разрешении конфликта является подавление рождаемых им отрицательных эмоций – собственных и эмоций детей. Поэтому, прежде чем принимать какое – то решение, воспитатель должен попытаться понять причины возбужденного состояния участников конфликта и постараться их успокоить.
После подавления эмоций является возможность использовать соответственно разум или интуицию для того, чтобы сформулировать возможные решения, приемлемые для всех заинтересованных сторон.
Предлагаются следующие приемы разрешения конфликтной ситуации:
в решении проблемы учитывать нужды каждого;
использовать творческий подход к решению проблемы: превратить конфликтную ситуацию в проблемную, а саму проблему – в возможность открыть для себя и для других нечто новое;
развивать у ребенка эмпатию, навыки общения, ведущие к сближению;
оценивать совершенный поступок, а не личность ребенка;
высказывать свое мнение так, чтобы быть услышанным;
нейтрализовать борьбу за власть;
учить детей управлять эмоциями;
формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта;
вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску.
Стратегия поведения воспитателя в конфликте между детьми – это программа и план действий, направленные на реализацию поставленной цели – разрешить конфликт с учетом интересов каждого ребенка и наименьшими потерями для каждого, превратить возникшую проблему в возможность открыть для себя и для детей нетто новое.
Тип поведения воспитателя при разрешении детских конфликтов может быть авторитарным, демократическим или анархически - попустительствующим. Определить, какую позицию, или какой тип поведения предпочитает воспитатель, можно с помощью ранжирования, которое проводится педагогом – психологом или методистов детского сада. При проведении процедуры ранжирования воспитателю предлагается ответить на такие вопросы:
«Какие качества необходимо воспитывать в детях?», «Какие качества в детях Вашей группы более всего Вас огорчают?», и дается перечень личностных качеств и характеристик, которые нужно пронумеровать по степени важности.
Как показывает практика, в своих ответах воспитатели, придерживаются авторитарного типа поведения, чаще отмечают необходимость воспитания в детях эмоционально – волевых качеств, таких, как: настойчивость, дисциплинированность, послушание, самостоятельность, инициативность, трудолюбие. Больше всего их огорчает в детях недисциплинированность, шумливость, крикливость, неумение вести себя на занятиях, неусидчивость, отсутствие сосредоточенности, неумение слушать.
Воспитатели с демократическим типом поведения считают, что в детях важно воспитывать моральные качества: отзывчивость, доброту, справедливость, честность, вежливость. А вызывает у них огорчение отсутствие у детей дружелюбия и доброжелательности к сверстникам, неумение дружить, дружно играть, невнимание, нежелание прийти на помощь товарищу, нечестность и жестокость.
Во взаимоотношениях с ребенком воспитатель занимает ту позицию, которая для него предпочтительнее. Если это позиция педагогического воздействия, то ее, как правило, занимает воспитатель с авторитарным типом поведения.
Эту позицию можно наблюдать в виде большого количества указаний или запретов, которые воспитатель делает детям без объяснения, зачем или почему нужно сделать то, что требует каких-то действий с их стороны или поведения. Высказывания типа: «Прекратите!», «Положите», «Надо делать так», «Не бегайте!», «Не деритесь!», «Не смейте!» и т. п., являются для него характерным. Такой воспитатель пренебрегает обратной связью, т. е. всегда находится в режиме монолога. Его не интересуют причины конфликтов между детьми, их взаимные жалобы друг на друга и тем более какие – либо объяснения.
Анархически – попустительствующий тип поведения воспитателя и руководства группой в целом чаще встречается в тех случаях, когда педагог не имеет специального образования и выбор этой профессии, в силу каких – то обстоятельств, оказывается для него случайным.
Наиболее благоприятную атмосферу во взаимодействии с ребенком создает демократический тип поведения воспитателя, который придерживается позиции равноправного партнерства. Суть ее состоит в том, что воспитатель в общении с ребенком занимает позицию равноправного партнера, и тем самым обеспечивает взаимное доверие и создает хорошие условия для обсуждения любой проблемы. Такое общение, в котором оба партнера занимают позицию, называется в психологии партнерским.
Вмешательство воспитателя в отношении конфликтующих сторон в качестве посредника оправдано, особенно в тех случаях, когда стороны или одна из сторон проявляет, агрессивность и жесткость.
Взаимодействие воспитателя с детьми предполагает переориентацию поведения ребенка в конфликтной ситуации. Это целесообразно делать не посредством простого запрета, окрика или замечания, а с помощью позитивных сообщений, особенно в ситуациях, когда последствия конфликта являются результатом сознательных действий ребенка, а также асоциального поведения, проявляющегося во вспышках агрессии, атаках насилия, требующих немедленной реакции воспитателя на эти действия. Этот вид сообщений не должен включать простую критику этих действий и их запрет. Позитивное сообщение, призванное изменить поведение ребенка, должно включать следующие компоненты:
описание произведенного им действия;
описание возможного или (неизбежного) результата этого действия;
предложение альтернативного варианта поведения.
Необходимо, чтобы в структуру такого сообщения входили все три звена. Особенно важно не ограничиваться одним объяснением, почему так делать нельзя, а предложить детям другой вариант поведения в этой ситуации. Схема позитивного сообщения, которое предлагает ребенку изменить свое поведение, может выглядеть, например, следующим образом:
Когда ты…
Может случиться, что…
Лучше…
В опасных конфликтных ситуациях воспитатель должен:
вмешаться в конфликт, прервать акт насилия (здесь можно прокомментировать происходящее, попытаться отвлечь ссорящихся, разнять противников);
оценить обстановку, выяснить, кто участвует в конфликте, и кто знает, что произошло;
оказать помощь пострадавшему;
сообщить виновнику, если его вина не подлежит сомнению, о своем неудовольствии его поведением, решить вопрос – сразу же предпринять в отношении его какие – нибудь действия (например: успокоить, отвести к заведующей и т. п.) или лучше обстоятельно заняться им позже;
позаботиться о поддержке, если она нужна со стороны, обратиться конкретно к кому – нибудь из детей и дать указания, что делать;
избавиться от «зрителей», если присутствие других детей осложняет ситуацию, велеть им разойтись или самому уйти с участниками конфликта в другое место;
успокоить участников конфликта, например: велеть им несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть; развести их в разные стороны, посоветовав «охладить пыл»; устроить так, чтобы они не видели или не могли коснуться друг друга, пока не придут в себя; дать возможность выразить свои эмоции – обиду, злость; расспросит их, что случилось и как они себя чувствуют;
разрешить конфликт: когда дети успокоятся, провести с ними совместное обсуждение происшествия (разбор конфликта) или в отдельности провести беседу;
сделать выводы: какие последствия влечет за собой поведение участников конфликта, должно ли последовать наказание, играет ли наказание какую – нибудь роль для виновника, какие уроки он извлечет, какие внушения должны получить участники конфликта, если их поведение не имело серьезных последствий или если оно привело к каким – либо нежелательным осложнениям.
Методы профилактики конфликтов
Как отмечалось выше, конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешать. Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на ранних стадиях и, прежде всего, на стадии их зарождения. Признаками зарождения конфликтной ситуации могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушения правил в играх, отчуждение ребенка от группы, затянувшееся выяснение отношений. воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.
Психологический анализ процесса развития конфликтной ситуации с учетом ее сущности, целей, динамики, особенностей участников, их эмоционально – психологического состояния, свидетельствует о том, что в профилактике и предупреждении конфликтов важным является формирование группы, т. е. взаимоотношений между детьми.
При формировании структуры группы, как отмечает А. И. Захаров (Захаров, 2000), участие воспитателя в этом процессе не всегда обязательно, что является катализатором объединения детей. В группе может происходить спонтанное распределение ролей: кто – то начинает верховодить или подчиняться, кто – то действует в этой связи по ситуации, когда кА, а некоторые оказываются в роли «изолированных». Если не брать крайности, то это естественное развитие событий, проявление индивидуальных различий, особенностей темперамента и характера. Однако для того, чтобы эти различия проявились, чтобы в группе возникли отношения, отражающие реально положение вещей, нужно определенное время.
Поэтому попытки воспитателя сразу сформировать группу по своему образцу и навязать ей искусственный ритм деятельности может привести только к повышении. Напряженности в коллективе, созданию «подпольных» группировок, действующих незаметно для воспитателя в своем привычном стиле отношений. Более того, может процветать узурпация власти, агрессивность, унижение слабых, показушно – примерное поведение при необходимости. Группа может поляризоваться, начаться борьба за монопольное влияние и часто могут возникать конфликтные ситуации. В этих условиях дети по – разному могут реагировать: у одних возможно заострение и укрепление уже имеющихся неблагоприятных черт характера, у других – невротизация, страх и неприязнь к детскому саду.
В связи с вышесказанным, возрастает необходимость обеспечения и поддержания в группе здорового нравственно – психологического климата, который позволит избежать многих конфликтов и сохранить нацеленность на решение основных воспитательно – образовательных задач. Для эмоционально стабильной обстановки характерны: уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организация продуктивной деятельности, высокий авторитет воспитателя. Здоровый нравственно – психологический климат создает комфортную обстановку творчества и взаимопонимания. Его основы закладываются во взаимоотношениях воспитателя с детьми, стиле общения с ними.
Определяющим фактором в профилактике детских конфликтов является направленность процесса воспитания. Воспитание должно быть направлено на приучение к определенным социальным нормам взаимоотношений и взаимодействий, соблюдение которых является важным аспектом в социальном становлении личности ребенка.
Социально – личностное развитие ребенка предусматривает формирование у него положительного самоощущения, уверенности в своих возможностях, чувства собственного достоинства.
Оптимальная тактика воспитателя должна состоять в том, чтобы, дав возможность развиваться групповым отношениям детей, вовремя заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместные занятия игры. Возникающие дружеские связи между детьми в группе подразумевает взаимопомощь и доступное возрасту чувство ответственности, в этом особую роль играют игры на сплоченность.
Основой предупреждения негативных явлений в детском коллективе является личный пример воспитателя, который должен избегать суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка, покровительственных и пренебрежительных высказываний в адрес детей. Оценки должны касаться их поступков, а замечания – быть тактичными и не касаться самого ребенка.
Также эффективным средством предупреждения детских конфликтов является недопущение споров, так как в споре детям редко удается сохранять самообладание. Споря, они горячатся, делают обидные замечания, допускают грубость. Какие же приемы и средства должен применять воспитатель, чтобы способствовать адекватному социальному развитию ребенка-дошкольника? Одним из основных понятий, используемых воспитателем в процессе воспитания, является «дисциплина». Латинское значение этого понятия- обучение, воспитание. Таким образом, дисциплина - это процесс научения, образования, включающий средства и приемы, с помощью которых и осуществляется социализация. Цель дисциплины гораздо в большей степени состоит в том, чтобы направить действие, а не наказать за ошибку. Для воспитателя очень важно способствовать формированию этических и моральных норм, развитию самоконтроля, для того, чтобы индивидуальное поведение соответствовало определенным стандартам, правилам, регуляторам, которые установились в данном обществе.
Вначале контроль за поведением ребенка устанавливается извне на основе авторитета взрослого, затем, по мере взросления, ребенок сам вырабатывает механизмы самоконтроля, которые позволяют ему существовать по стандартам данного сообщества – не потому, что он должен, а потому что он хочет. Он принимает эти правила, ограничения и т. п., они становятся неотъемлемой частью его самосознания. Можно выделить ряд принципов, в соответствии с которыми воспитатель может повлиять на этот процесс:
Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Исследования показали, что дети менее агрессивны у родителей и воспитателей, оказывающих им эмоциональную поддержку.
Воспитательные приемы наиболее эффективны, когда действие их постоянно, а не временно. Положительный эффект достигается в том случае, если взрослые не имеют разногласий по вопросам дисциплины.
Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а наказания применяются в крайних случаях и только непосредственно после нарушений.
Дисциплинарные воздействия перестаю быть эффективными, если ругать ребенка постоянно независимо от того, что и как он сделал. физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение.
Внешний контроль за поведением необходим всем детям дошкольного возраста. Средства контроля не должны представлять собой крайности ( от вседозволенности до жесткого авторитаризма ), такие средства непродуктивны. Воспитательные приемы могут основываться на организации деятельности ребенка, например, с помощью интересных сюжетно-ролевых и подвижных игр, игрушек, оборудования среды развития. В любом случае педагогические методы и приемы не должны ущемлять достоинство ребенка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию образа себя. Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, что предусматривает:
Во-первых- привитие базовых социальных навыков: умение выслушивать другого и проявлять интерес к нему, поддерживать общий разговор, участвовать в коллективном обсуждении, тактично критиковать и хвалить другого, обучение их совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных, в том числе и конфликтных ситуациях, побуждение к поиску и осмыслению информации об окружающих людях, обучение умению брать на себя ответственность.
Во-вторых, научить ребенка не прилагать мерку совершенства ни к другим, ни к себе, не допускать ни обвинений, ни самобичевания, а также вырабатывать стремление все время оставаться в контакте, научиться извлекать опыт из неудавшегося общения. Предъявление слишком высоких требований к своим друзьям и близким всегда создает благоприятный источник для потенциальных обид. С другой стороны, применяя мерку совершенства к собственному своему социальному положению и желая получить «все или ничего», ребенок выводит себя за рамки обычных спокойных повседневных контактов и остается в социальной изоляции. Психологическая компенсация этого явления связана с привитием ребенку умения посмотреть на себя со стороны, объективно оценить свое поведение и поступки окружающих с помощью простейших моделей анализа поведения.
В третьих – должно быть предусмотрено обучение детей:
приемам саморегуляции ( в основе которой лежит умение расслабляться ) своего состояния, что позволяло бы им уходить из-под власти конфликта, восстанавливая тем самым свою социальную гибкость. Овладение приемами саморегуляции поможет ребенку вовремя снизить тон вместо того, чтобы бесполезно доказывать свою правоту, или попытаться договориться в конфликтной ситуации вместо того, чтобы отреагировать на нее с обидой и уходом от общения;
умению владеть своими чувствами, понимать и различать эмоциональные состояния других людей;
выражать дружеские чувства, симпатии, сочувствие и сопереживание к окружающим.
Все эти навыки ребенок может приобрести, если воспитатель организует игры-тренинги, сюжетно-ролевые игры, в которых дети смогут их отрабатывать.