Реализация педагогических условий по формированию самостоятельности в учебной деятельности у детей младшего школьного возраста


Реализация педагогических условий по формированию самостоятельности в учебной деятельности у детей
младшего школьного возраста
Процесс научно-методического обеспечения по формированию самостоятельности в учебной деятельности в реалиях современного российского образования младших школьников будет осуществляться при:
систематическом использовании групповых форм работы в проектной деятельности;
использовании учителем разноуровневых самостоятельных работ;
внедрении программы по формированию самостоятельности младших школьников в учебной деятельности.
В ходе проведения исследовательской работы по формированию учебной самостоятельности младших школьников и разработки программы «Школа самостоятельности» (1-4 класс) на базе образовательного учреждения был проведен формирующий эксперимент, разработанный на основе указанных педагогических условий, способствующих формированию самостоятельности младших школьников в учебной деятельности.
Исполнение отдельных элементов и проработка программы в непосредственном виде достигалась решением двух взаимосвязанных задач:
Реализация в учебном процессе системы выделенных педагогических условий.
Выявление эффективности их влияния на формирование самостоятельности младших школьников в учебной деятельности.
Как указано, первым условием формирования учебной самостоятельности младших школьников является систематическое использование групповых форм работы в проектной деятельности.
В логике формирующего эксперимента было проведено 3 проекта, разных по срокам действия и видам. Так использовались следующие проекты:
Вид проекта Виды групп Тема проекта Срок действия
Творческий, информационный Работа в группе из 4 человек «Какого цвета красная книга? 3 недели
Информационный, практико-ориентировочный Работа в группе из 5 человек «Лента времени» 1 месяц
Исследовательский (контрольный проект) Работа в группе из 7 человек «Как мы проводим свободное время?» 2 урока
Таблица. Виды проектов, реализованных в ходе эксперимента
При планировании проекта организовалась деятельность школьников: определялись группы по направлениям деятельности, выделялись цели и задачи каждой группы, определялись роли каждого участника. Планировалась работа групп: определялись источники информации, способы сбора и анализа информации, способы представления результатов деятельности (форма отчёта, вид презентации и т.д.). Ролью учителя в реализации проекта является увлечение детей проектом таким образом, что бы они проявляли больше самостоятельности. Во время групповой работы при планировании учитель контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует порядок работы, в случае необходимости оказывает помощь отдельным ученикам или группе в целом.
Реализованные проекты «Какого цвета Красная книга?» и «Лента времени» признаны лучшими на внутришкольном комиссионном конкурсе.
В рамках итоговых контрольных работ учащиеся 4 классов выполняли групповые проекты. Проект выполняется малой группой из 4-х – 7-ти учеников. Для удобства фиксации результатов наблюдений каждый ученик в группе прикрепляет заранее приготовленный цветной бейджик с номером (1, 2, 3, 4, 5, 6 или 7). У всех учеников данной группы бейджики одного цвета. Разным группам, работающим в одном помещении, выдаются бейджики разного цвета. Для наблюдения за работой групп и заполнения карты наблюдения приглашается ассистент. Функции наблюдателей: заполнение карты наблюдения за работой групп.
Экспериментальный класс выполнял исследовательский проект «Как мы проводим свободное время?». Учащиеся заранее проводили опрос среди одноклассников. По результатам проведенного опроса учащиеся подготовили плакат, на котором фиксировались результаты в виде таблицы, столбчатой и круговой диаграмм, пиктограммы. В течении всей работы дети заполняли листы планирования и продвижения. В конце работы, представляли свой результат другим группам, отвечали на вопросы, оценивали свою работу в листе самооценки.

Рис. 1. Уровни выполнения контрольного проекта экспериментального класса.
Результат анализа деятельности учащихся показал, что 26 учащимся (100%) понравилась работа над предложенными проектными заданиями. Большинство учащихся считают, что проектная деятельность интересна, они заметили, что работая над проектом усваивать информацию не только интереснее, но и легче.
Второе условие - использование учителем разноуровневых самостоятельных работ.
Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, выполняемый учащимся без непосредственного контакта с преподавателем опосредовано через специальные учебные материалы; неотъемлемое обязательное звено процесса обучения, предусматривающее прежде всего индивидуальную работу учащихся в соответствии с установкой преподавателя или учебника, программы обучения.
Под разноуровневыми самостоятельными работами понимают такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладеть учебным материалом по отдельным учебным предметам школьной программы на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. При этом за критерий оценки деятельности учащегося принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.
Исходя из анализа научной литературы и результатов практической деятельности считаем целесообразным выделить три уровня самостоятельной работы:
1 уровень - Воспроизводящий (репродуктивный);
2 уровень - Реконструктивно – вариативный;
3 уровень - Частично – поисковый.
Применение разноуровневых самостоятельных работ помогает учителю достичь следующих целей:
пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями;
ликвидировать пробелы в знаниях и умениях;
актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала;
формировать умение самостоятельно работать над заданием.
Анализ выполненных учащимися работ показал, что 1 уровень самостоятельных работ выбирали учащихся характеризующиеся слабой подготовленностью к школе. Большинство из них относятся к игровому типу, имеют низкий познавательный интерес, сохраняют дошкольный тип жизни, самоустраняются от учебной цели, нуждаются в постоянном внимании со стороны учителя.
2 уровень выбрали учащиеся, у которых достаточная подготовленность к школе, владение основным обязательным объемом знаний и умений. Этим учащимся требуется определенная помощь со стороны учителя при обобщении изученного, однако отмечается устремление к самостоятельному решению поставленных в работе задач.
3 уровень самостоятельной работы выбрали учащиеся, имеющие высокую степень подготовки к школе, с выраженной познавательной мотивацией, способностями к творчеству при выполнении заданий.
Логичным завершением исследования, компилирующем в себе два ранее пройденных этапа стало внедрение программы «Школа самостоятельности» основным функционалом которой осуществляется формирование самостоятельности младших школьников в учебной деятельности.
Самостоятельность как поведенческий феномен не рождается сама по себе, а является продуктом работы по ее формированию. Особое место в этом процессе занимает начальная школа. Нередко младший школьник хочет стать самостоятельным, но недостаточно развитая воля, склонность действовать под влиянием взрослых не позволяют выполнить задуманное и желаемое.
Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в любимых, наиболее знакомых видах деятельности. Поэтому целью программы является создание эффективных условий для формирования полной самостоятельности младших школьников в учебной и внеучебной деятельности.
Задачами представляемой программы ставится:
выявление первоначального уровня сформированности самостоятельности младших школьников;
формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом;
формирование навыков работы в коллективе;
формирование навыков самоконтроля;
выявление и оценка формируемых качеств самостоятельной деятельности;
выявление оценки у учащихся стимулов самостоятельной учебной деятельности.
Исходя из поставленных перед концепцией программы и планом ее реализации задач, считаем необходимым построить педагогическую работу, направленную на развитие самостоятельности у детей с учетом последовательной трехступенчатой возможности ее практической реализации.Этап подражания - дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, копируя их действия.
Этап частичной самостоятельности - ребята в состоянии выполнить самостоятельно части работы, находят некоторые способы их осуществления.
Этап полной самостоятельности.
В программе, ставшей результатом настоящего исследования, выделено 3 этапа формирования самостоятельности младших школьников:
1 – подготовительный (диагностические методики, анкетирование, наблюдение).
2 – основной (использование групповой работы в проектной деятельности; использование различных разноуровневых самостоятельных работ, педагогических приемов, средств обучения).
3 – заключительный (выявление уровня сформированности самостоятельности младших школьников; анализ контрольных и самостоятельных работ, диагностические методики).
Исходя из изложенного, считаем, что на конкретных методических приемах, апробированных в ходе исследовательской деятельности в настоящей статье представлена возможность формирования самостоятельности младших школьников в учебной деятельности.Список литературы:
Исаева М.М. Педагогические условия формирования самостоятельности младших школьников в учебной деятельности. Дис. канд. педаг. Наук. – Махачкала, 2009. 204 с.
Максимова А.А. Педагогические приёмы по формированию учебной самостоятельности младших школьников // Материалы III Международной научно – практической конференции «Современная педагогика: актуальные вопросов, достижения и инновации» (ноябрь 2016). – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение» - 2016. – с. 73 -77.
Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П. И. Пидкасистый. – М.: Просвещение, 2001. – 124 с.