Статья «Создание педагогических условий для творческого развития обучающихся средствами учебного предмета химия»
Н.В.НайдинаСоздание педагогических условий для творческого развития обучающихся средствами учебного предмета химия
Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
анализировать свои действия;
самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
отличаться мобильностью;
быть способны к сотрудничеству;
обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ, на умения применять эти знания в практической деятельности. Поэтому учебная деятельность строится на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
возраста ребенка;
специфики учебного предмета;
меры сформированности УУД учащихся.
Приемы создания учебной ситуации:*предъявить противоречивые факты, теории;*обнажить житейское представление и предъявить научный факт;*использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
В чем же еще новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
Место в образовательном процессе. Урок утратил роль главной и единственной организационной формы образования. Его конкуренты: информационное, домашнее и дополнительное образование.
Структура урока.
Содержание (теория в практике, общее в частном, целое в части, от задачи к проблеме, от проблемы к знанию)
Организационные формы (индивидуальные, групповые, дифференцированно-групповые, фронтальные; академические, досуговые, интерактивные)
Методика (проблемное, исследовательское, проектное обучение; развивающее, личностно-ориентированное, рефлексивное обучение, продуктивные технологии)Средства
Результат *УУД- личностные, метапредметные, предметные
Существует много различных технологий, отвечающим требованиям современного урока. Одна из них технология творческого усвоения.
Технология творческого усвоения знаний. Многомерная интегрированная рефлексивная технология с вероятным результатом, ориентированная на личностно- деятельностный подход.
Строится на принципах:
Сотрудничество
Сотворчество
Совместный поиск
Самопознание (познавать самого себя, свои возможности)
Важен не только результат, но и процесс!
Эффективность технологии творческого усвоения знаний.
Активная мыслительная деятельность каждого ученика.
Эмоциональная сопричастность учащегося к собственной деятельности и деятельности других.
Мотивация познавательной деятельности.
Наличие творческого задания.
Достижение целей урока.