ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕМАТИЧЕСКИХ СМЕН ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ НА БАЗЕ ЦВР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЕГОРЛЫКСКИЙ
ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕМАТИЧЕСКИХ СМЕН ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ НА БАЗЕ ЦВР
ПОДГОТОВИЛА
ТКАЧЕВА АЛЛА НИКОЛАЕВНА
ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТАНИЦА ЕГОРЛЫКСКАЯ
2016
Школьные каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Летние каникулы - это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Именно такие возможности для каждого ребенка открывают детские оздоровительные лагеря.
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.
Каждый год в Егорлыкском Центре внешкольной работы функционирует летний оздоровительный лагерь «Лотос». Его летопись и история накопила много интересных фактов и событий, обучающиеся с желанием его посещают.
Цель работы: Создание условий для обеспечения активного, интеллектуального и эмоционально - насыщенного отдыха и всестороннего развития личности ребенка в каникулярное время.
Задачи
1. Организовать каникулярную занятость обучающихся посредством вовлечения детей и подростков в мероприятия воспитывающего характера на базе летнего лагеря.
2. Организовать систему мероприятий по сохранению и укреплению здоровья, связанных с профилактикой распространения заболеваний у детей, способствовать укреплению навыков к здоровому образу жизни;
3. Обеспечить максимально высокую степень развития личности в рамках лагеря средствами информационных технологий.
4. Обеспечить ценностно-смысловой диалог развивающейся личности с социумом путем включения ее в процессы социализации на основе принятия ею норм и ценностей этико-правовой и духовно-нравственной культуры.
5. Ориентировать личность на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию
Но наибольшую популярность оздоровительный лагерь начал приобретать, когда мы начали организовывать тематические смены.
Обучающиеся с желанием посещают все смены лагеря. Наш лагерь работает не только в летние каникулы. Наибольшую популярность оздоровительный лагерь начал приобретать, когда мы начали организовывать тематические смены. В многолетней истории функционирования «Лотоса» были разные тематические смены.
Наиболее интересными для ребят были:
1.Школа Совершенства
2.Дед Мороз и лето
3.Ум.Ка.Умные каникулы
4.Город мастеров
5.ЭкологиЯ6.Арт-старт
7.Муравейник
Отличительной чертой тематических смен является - создание системы интересного и разнообразного по формам и содержанию отдыха и оздоровления детей. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.
Созданные условия в таких тематических лагерях способствуют расширению кругозора, развитию познавательных интересов и творческих способностей детей.
Важной в лагере является работа творческих мастерских, объединяющих детей по интересам в малые группы. Организация такой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период каждой смены работаю кружки, которые также строят свою деятельность в единой тематической направленности.
Организованное таким образом педагогическое пространство работает на развитие детей. В коллективных творческих делах у детей
рождается совместное творчество,
закрепляются нормы поведения и правил этикета;
знакомятся с новыми предметами и явлениями,
воспитывается бережное отношения к природе, любовь к труду.
ответственность не только за себя, а за весь отряд
Лидеры отрядов или вожатые по-разному реализуют тему лагеря, в этом и заключается вся изюминка. Общие дела, коллективные творческие дела, конкурсные, игровые и досуговые программы, оформительские практикумы, интеллектуальные, подвижные и другие игры способствуют раскрытию и реализации способностей каждого ребенка.
Для того чтобы увлечь детей предложенной темой в каждой смене должна быть легенда, на основе, которой строится игровой поле. На примере тематической смены «УмКа.Умные каникулы» я покажу алгоритм организации плодотворной и увлекательной деятельности детей. «Добрые человечки с планеты Барбарелла, которые умеют отлично дружить и хотят, что бы вся вселенная научилась этому. Но злой компьютерный вирус отнял у них способности: петь, танцевать, рисовать, изготавливать чудесные поделки. Барбарики перестали мудро мыслить. Задача детей в течение смены помочь барбарикам приобрести способности, которыми они владели раньше, и обрести вместе с ними новые. Пройдя все мастер-классы, посетив все конкурсы, культурные учреждения в нашей станице, необходимо разгадать секреты: как рождаются таланты. В результате выполнения всех заданий дети овладеть способностями, тем самым восстановить то, что испортил компьютерный вирус.
Участники игры: дети, педагоги, администрация. Дети разделены на группы – помощники трем барбарикам - жителям планеты Барбарелы, роль которых с успехом выполняли старшие дети-вожатые. Каждая группа придумывают свой девиз, эмблему, сочиняют гимн, свои кричалки-позывные. На протяжении всей игры дети должны пройти все запланированные задания в виде мастер-классов, выставок, экскурсий, викторин, трудовых поручений, и других непредвиденных ситуаций и получить как можно больше в своих дневниках смайликов. На основе подсчета количества смайликов определяется лучшая команда, и выявляются способные дети, и даже таланты.
Создавалось хорошее настроение праздничной атрибутикой и веселой музыкой. Музыкальный фон на основе репертуара популярной детской группы «Барбарики» помог созданию творческой атмосферы. Была представлена широкая наглядная агитация в ярко-красочном оформлении с названием лагеря, отрядные уголки, тематические стенды. Регулярно выпускались отрядные стенгазеты, проводились выставки детского творчества.
Мероприятия в рамках тематической смены «Ум.Ка. Умные каникулы» также носят тематическую направленность. Дети приняли участие в экскурсиях:
- СДЮСШОР «Где рождаются олимпийские чемпионы»
- музей «Талантливые люди земли егорлыкской»
- детская библиотека «Как рождаются таланты»
- кинотеатр «Космос» «Таланты на экране»
Были организованы выставки:
«Украсим страну Барбареллу» - рисунки и поделки с мастер-классов
Экологическая смена также работала по заранее разработанному плану. Все дети были поделены на три команды. По заданию команды должны были «вырастить дерево». Причем ветки, корни и листочки появлялись по мере прохождения командами заданий. Ценность такого приема заключалась в том, что дети зарабатывали именные листочки для отрядного дерева. Таким образом, налицо личный вклад каждого члена команды в общее дело.
Лагерь работал по следующим направлениям деятельности:
познавательная;
общественно-полезная и трудовая;
оздоровительная;
природоохранная (художественно-эстетическая);
диагностико-аналитическая.
Большим подспорьем в работе выступает рейтинговая система в виде дневников, дорожных карт, в которых дети отмечают количество смайликов от мастеров за посещенные мастер-классы, экскурсии и т.д., полезные дела и так далее. У детей, таким образом, вырабатывается мотивация - приобрести как можно творческих способностей. Надо сказать, что идея с листочками очень хорошо влияет на командную дисциплину. Были случаи, когда приходилось снимать с команды эти листочки по итогам дня за проявленные нарушения. Но команда имеет возможность вернуть листочки, если они сами придумывали любое доброе экологическое дело: приносили комнатный цветок, придумали экологические загадки, сказки и др. На закрытии лагерной смены, которого дети очень ждут, подводятся итоги: подсчитываются заработанные смайлики, проводится диагностика развития творческих способностей в сравнении с началом смены.
На закрытии лагерной смены был аншлаг: все с нетерпением ждали результата: у какой команды выросло дерево больше или набрано наибольшее количество лайков, смайликов Команды представляют свои результаты: отрядные деревья, газеты, буклеты, презентации, кроссворды, оформляются выставки работ, дети разучивают стихи и песни, разыгрывают сценки.
В смене «Муравейник» дети с удовольствием выполняли упражнения музыкальной утренней зарядки, принимали активное участие в познавательных уроках экологической школы, соревновались в зоологических забегах. Познакомились с народным праздником «Жаворонки, где с удовольствием разучили кричалки, играли в народные игры «Ручеек», водили хороводы и отведали вкусных «жаворонков». Были проведены познавательные мероприятия:
Открытие экологической смены
«Путешествие по родному краю»
«Суд над мусором»
Составление экологических кроссвордов
Экологический калейдоскоп
Законы экологического лагеря
Были организованы выставки:
- рисунки «Сделаем станицу чище»
- батик «В гармонии с природой»
- поделки из отходов
Запоминающимся событием для ребят стала акция «Мы вместе», посвященная воссоединению с Крымом. Ребята с заметным интересом и воодушевлением узнали об известных крымских достопримечательностях и выразили свою поддержку в рисунках
Большой интерес у ребят вызвал экологический суд «Мусор станице не к лицу». Подробно исследуя происхождение мусора на наших улицах, у себя дома, на природе А.Н. Ткачева, в роли судьи помогла юным участникам суда понять свою собственную ответственность за чистоту нашей станицы.
В «Муравейнике» нашлось дело для каждого. Педагоги предложили ребятам много творческих идей и организовали мастер-классы по изготовлению поделок из природного и бросового материала. Полезным было для ребят и ароматное чаепитие в «Зеленой аптечке». рассказ о целебных травах нашей егорлыкской степи.
"ART- START" – тематическая смена, которая направлена на раскрытие творческого потенциала и способностей каждого ребёнка. Программа смены является эффективной формой работы, в которой все элементы и мероприятия чётко спланированы и управляемы. Педагоги ЦВР стремились, чтобы каждый обучающийся смог раскрыть свою креативность, развить свой талант, проявить себя в творческих мероприятиях и конкурсах
Самым ярким проявлением талантов и способностей в конце каждой смены становится праздник закрытия лагерной смены. На котором, можно посмотреть: на что способны обучающиеся Центра внешкольной работы. Здесь и песни и танцы, творческие задания и игры, экспромт. Веселые задания вызывают искренние улыбки, смех и бурные аплодисменты благодарных зрителей.
Педагоги тщательно продумывают мероприятия. Надо сказать что теперь оздоровительный лагерь стал площадкой успеха, не только для обучающихся, но и для педагогов. Работать в лагерь мы берем, только тех педагогов, которые хотят показать свои наработки, свое желание поделиться опытом работы с детьми.
Использованная литература и интернет-ресурсыruemcenter.ru/forum/13-306-1v-olschan.ru/news195ilin-gav.edu.yar.ru/innovatsionnaya.