Тема: «Причины появления вредных привычек?» (выступление на МО кл. рук.)


«Проблемное обучение как средство к саморазвитию и самосовершенствованию личности» (выступление на педсовете)
Теория проблемного обучения была разработана в середине 1970 – х годов. Она построена на деятельностном подходе и исходит от того, что мышление носит проблемный характер, возникновение каждой мысли происходит в проблемной ситуации.
Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречиями между имеющимися у обучающихся знаниями и умениями и предъявляемыми требованиями. Познавательная задача вызывает у обучающихся стремление к самостоятельному поиску путей её решения.
Проблемное обучение включает в себя несколько этапов: - осознание проблемной ситуации;
- формулировка проблемы на основе анализа ситуации;
- решение проблемы, включающее выдвижение и проверку гипотез;
- проверка решения.
Проблемное обучение основывается на аналитико – синтетической деятельности обучающихся, реализуемой в рассуждениях и размышлениях.
Проблемное обучение способствует развитию умственных способностей, самостоятельности и творческого мышления обучающихся.
Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Суть активности заключается в том, что ученик должен анализировать фактический материал и оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию.
Положение учителя при проблемном обучении.
Мастерство учителя должно проявляется больше всего в организации проблемных ситуаций, он не должен являться источником готовых знаний. Учитель остаётся руководителем учебного процесса и становится тем, кто будит, развивает, наблюдает мыслительные операции обучающихся, исправляет ошибки, разъясняет сомнения. Учитель должен владеть как объяснительным, так и исследовательским методами обучения. В процессе подготовки к уроку должен иметь опыт, который позволит ему:
1.Тонко чувствовать проблемность ситуации, с которыми сталкиваются обучающиеся, уметь ставить перед классом реальные учебные задачи в понятной для детей форме, точно определить объём и содержание учебного материала, предназначенного для изучения на уроке.
2.Выполнять функцию координатора и помогать отдельным ученикам, с учётом индивидуальных темпов усвоения учебного материала.
3.Стараться увлечь обучающихся проблемой при помощи умело поставленных вопросов.
4.Проявлять терпимость к ошибкам учеников и предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации только в тех случаях, когда ученик начинает чувствовать безнадёжность своего поиска.
Роль и место проблемного обучения в учебном процессе.
Проблемное обучение нельзя рассматривать ни как особый метод обучения, ни как какую – то новую систему обучения. Правильнее всего будет его считать особым подходом к организации обучения. Проблемными, как правило, являются первые уроки почти любой темы, так как они содержат в себе новые по сравнению с ранее изученным материалом.
Проблемное обучение обладает рядом достоинств.
Проблемное обучение при правильной его организации способствует развитию умственных сил обучающихся, самостоятельности, творческого мышления, развивает аналитическое и логическое мышление. Развивает умения и навыки наблюдения, воспитывает способность к обобщениям и выводу основных закономерностей с обоснованием их. У обучающихся развиваются познавательные потребности и интерес, воспитывается убеждённость в знаниях, так как ученики сами выдвигают гипотезы и сами доказывают их.На сегодняшний день существуют различные типы обучения. Рассмотрим сравнительные черты сообщающего и проблемного обучения. Основным отличием проблемного обучения от объяснительно – иллюстративного (сообщающее) является характер организации учебного процесса. Суть этого отличия в следующем.
Сообщающее Проблемное
1.Материал даётся в готовом виде.
(учитель сообщает факты, сам анализирует их и, применяя наглядность, объясняет сущность новых понятий, сам формулирует определение новых правил, законов. Ученики усваивают новые знания путём запоминания. Усвоение закрепляется выполнением упражнений, обычно не требующих творческой деятельности).1.Новую информацию ученики получают в ходе самостоятельного решения теоретических и практических задач под руководством учителя, который создаёт проблемные ситуации и организует учебно – познавательную деятельность обучающихся. На основе анализа фактов ученики самостоятельно делают выводы, формулируют правила, законы и самостоятельно применяют знания при выполнении заданий.
1.В устной подаче нового материала или через учебник возникают проблемы, трудности вызванные временным выключением ученика из дидактического процесса.
2.В ходе решения проблемы обучающиеся преодолевают трудности самостоятельно. (учитель корректирует их деятельность).
3.Темп передачи информации ориентирован на средних, слабых или сильных обучающихся. ( каких учащихся больше в классе).
3.Темп передачи сведений зависит от способностей обучающихся.
4.Контроль школьных достижений только частично связан с процессом обучения; он не является его органической частью.
4.Повышенная активность обучающихся уменьшает необходимость формальной проверки результатов.
5.Отсутствиет возможность обеспечения всем ученикам стопроцентных результатов; особую трудность представляет применение знаний в практике.
5.Результаты преподавания устойчивые. Ученики легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.
Проблемное обучение имеет и недостатки.
Не всегда легко сформулировать учебную проблему;
- не весь учебный материал можно построить в виде проблемы;
- проблемное обучение не способствует отработке навыков;
- не экономично – требует больших затрат времени.
Всё ли обучение должно быть проблемным?
Нет не всё. Всё обучение должно быть развивающим, в котором самостоятельное усвоение знаний путём решения учебных проблем, сочетается с репродуктивным усвоением знаний, излагаемых учителем.
Проблемный тип обучения не решает всех образовательных и воспитательных задач, поэтому он не может заменить собой всей системы обучения. Но система обучения не может быть подлинно развивающей без проблемного обучения.
Всем ли учащимся доступно проблемное обучение?
Практически всем. Однако уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности должны сильно различаться в зависимости от возрастных и индивидуальных способностей обучающихся, от степени их обученности методам проблемного обучения.
И ТАК: Условия применения проблемного обучения.
Проблемное обучение целесообразно применять когда:
- содержание учебного материала содержит причинно – следственные связи и зависимости, направлено на формирование понятий, законов, теорий.
- ученики подготовлены к проблемному изучению темы.
- ученики решают задачи на развитие самостоятельности мышления.
- у учителя есть время для проблемного изучения темы.
- учитель хорошо владеет соответствующими методами обучения.