Дебаты с родителями на тему: Школьная оценка: за и против
Дебаты на тему: «Школьные отметки: за и против»
Цель: формирование терпимости и уважения к различным взглядам.
Ход дебатов
Знакомство
Я предлагаю вам познакомиться с помощью рукопожатия. Мы должны пожать друг другу руку и при этом назвать свое имя и сказать «Очень приятно» и поздороваться каждый со всеми.
II. Вступительное слово:
Здравствуйте, уважаемые родители!
Очень часто, когда мы приходим в гости к кому-то мы задаем детям вопрос: «Как у тебя дела в школе? Какие у тебя оценки?»
Это, скорее всего, задается не потому, что нам это интересно, а скорее из вежливости, не осознавая, как отреагирует на это ребенок.
Кто учится хорошо, он похвалится своими успехами, ему понравится данный вопрос. А кто еле-еле тянет на тройки, тот будет чувствовать себя скованно, опустит голову, может что-то скажет, а может вообще увильнет от ответа.
А если увидит разочарование в ваших глазах, как родителя и нотки жалости, вообще впадет в уныние.
Отметка, изобретенная для того, чтобы оценивать конкретные знания ученика, незаметно перешла в оценку его личности. И она является одним из самых спорных и дискуссионных вопросов во всей проблеме учета знаний.
III. Инструкция (ведущий):
Я предлагаю тему игры «Школьные отметки: за и против» в форме «Дебатов».
В игре участвуют два спикера, один эксперт и один зритель. Желающие, пожалуйста, займите места. Я буду ведущей и тайм-спикером.
Ведущий:
Сторона «Утверждения». Вам необходимо за 2 минуты подготовить выступление в пользу утверждения, которое вы видите на доске
«Отметки наносят вредят детям и родителям»,
независимо от ваших собственных взглядов, привести аргументы и факты в пользу этого утверждения.
Ведущий:
Сторона «Отрицания». Вам необходимо за 2 минуты подготовить выступление, отрицающее это утверждение, независимо от вашего собственного мнения, привести аргументы и факты, отрицающее это утверждение: «Отметки не вредят детям и родителям».
Ведущий:
Уважаемые эксперты, вы выслушиваете выступление обеих сторон по поводу данной темы, заполняете протокол, который перед вами, фиксируете решение, какой команде отдано предпочтение по результатам дебатов. Решение основывается на выводе о том, какая сторона была более убедительной.
Задача ясна?
Ведущий:
Уважаемый, зритель! Ваша задача внимательно слушать выступления спикеров и подготовить по 1-2 вопроса команде после выступления каждой стороны.
Всем все понятно? В конце дебатов высказать свое мнение по данному вопросу.
Ведущий:
Время закончилось. Начинаем дебаты.
Слово предоставляется стороне «Утверждения». (слушаем аргументы)
Ведущий:
Ваши аргументы мы выслушали. Пожалуйста, вопросы зритель?
Замечательно!
Ведущий:
Сейчас слово предоставляется стороне «Отрицания». (слушаем аргументы)
Ведущий:
Ваши аргументы мы также выслушали. Пожалуйста, вопросы зрители?
Хорошо!
Ведущий:
Уважаемый, эксперт вы выслушали обе стороны. Ваше решение.
(оглашаются результаты)
Ведущий: Спасибо!
Школа немыслима без оценки. Оценка в системе образования должна характеризовать только знания учащегося. Она не должна быть наградой или средством наказания. Поощрением или порицанием должны служить слова и указания учителей в связи с выставлением оценки.
Ведущий:
Наши дебаты подошли к концу, позвольте раздать вам небольшие памятки-рекомендации
Ведущий: Спасибо за внимание. С вами было приятно пообщаться!
Приложения
Сторона «Утверждения»
Аргументы «против» отметок:
Первый – Отметки всегда «охраняли» управляемый учителем процесс обучения. Охраняют, скажите вы, от кого? От учеников, конечно, которые каждую минуту готовы помешать процессу обучения, уклониться от учения и знаний.
Итак, в отметках сосредоточена вся власть взрослых по следующим причинам:
1. Отметки сменили множество изощренных форм физического и нравственного наказания учащихся в школах средневековья, сменили не с той целью, чтобы изгнать из школы наказание вообще, а с той, чтобы переложить часть этого дела на родителей: пусть родители, увидев плохие отметки своего ребенка, сами решают, какие им дальше принимать меры.
2. Общественность и педагогов всегда волновал вопрос: как контролировать процесс учения собственных детей? Именно отметки взяли на себя эту роль.
3.Долгое время на практике закреплялось недоверие к детям в том, что они не смогут учиться без подстегивания, без педагогического кнута и пряника.
4. Отметки стали олицетворять всю личность ребенка – его нравственность, его интеллект, его направленность: до настоящего времени «хороший» ученик тот, который учится на хорошие отметки, «плохой» же тот, который получает плохие отметки.
5.Право выставления ученику отметок имеет только учитель, только ему знать, за какие знания и умения, кому и какая отметка полагается. От ученика эта сфера деятельности учителя засекречена.
Второй - в отметке выражается признание школой своего бессилия.
Отметка мало-помалу стала главным и единственным средством общения между школой и семьей. Школа рассчитывала на помощь семьи. Она признавала свое бессилие в борьбе с известными явлениями детской души и призывала семью помочь ей в деле обучения детей. При этом школа не давала ей никаких полезных советов относительно того, в чем должна выражаться эта помощь. Отсюда нетрудно догадаться, какое отношение к отметке сложилось у детей в связи с вмешательством семьи. Плохая отметка стала для них предвестницей неприятностей в семье. С отметки ненависть и страх переносятся на учителя, выставляющего эти отметки. При такой ситуации вместо любви и взаимного понимания в школе и в семье воцаряются злоба и взаимное отчуждение.
Третий - отметка есть валютная купюра на школьном и семейном рынках.
Из класса в класс, из года в год растет недовольство детей из-за полученных ими плохих отметок и спекуляции на хороших. Им нужны отметки вовсе не как действительные измерители их знаний и умений, а как валютные купюры, на которые можно приобрести чуть больше свободы, более доброе и доверительное расположение к себе близких, товарищей, какие-то льготы, получить в подарок игрушку, прогулку на улицу и т. п. ( в зависимости от возраста ребенка). Ребенок хочет получить любой ценой высокую отметку, независимо от того заслуживает он ее или нет. Поколения учеников выработали весьма сложную систему самозащиты от агрессивной по отношению к ним авторитарной педагогики. С одной стороны, мы учим детей не лгать, быть честными, правдивыми, с другой – мы тут же с помощью отметок создаем такие жесткие условия, которые нарушают жизненное равновесие детей и вынуждают их прити к самозащите, т.е хитрить, ускользать, лгать, - в общем, поступать нечестно ради все тех же льгот, зарабатываемых хорошими отметками.
Четвертый - отметка есть способ соревнования детей.
Соревновательность, конечно, полезна, ее следует поощрять. Но отметка, призванная вызвать в детях соревновательность, в действительности вызывает преимущественно зависть. Зависть же, как антиобщественное чувство, разрушает товарищескую среду учащихся и является фактором, затрудняющим нормальный ход воспитания и обучения.
Отметки вредят детям, и они будут вредить им до тех пор, пока они не лишатся свое социальной значимости, своей претензии представлять, характеризовать личность ребенка, сортировать детей на хороших и плохих, успевающих и отстающих, устанавливать социальную погоду вокруг ребенка.
Отметки будут вредить до тех пор, пока общество, и особенно родители, не откажутся видеть детей через мутное окошечко отметок, пока общество не поймет, что в учебном труде усилия и старания ребенка достойны большего внимания, чем сам их результат.
Сторона «Отрицания»
Аргументы «за» отметки:
1. Без отметки в дневнике или классном журнале ученик попросту не будет работать. Учеба – это тяжелый труд, и наша главная задача – научить ребенка трудиться. А только «на интересе» работать нельзя, иногда необходимо сказать ребенку «надо».
2. Без отметок в дневниках родители не будут знать о результате работы ученика. Притом значительно проще поставить всем известный «значок»:
«3», «4» или «5», чем полчаса объяснять, что ученик умеет делать, а что нет.
3. Школьная оценка задает систему ценностей для детского коллектива – предлагает детям четкую и понятную систему координат: что такое хорошо и что такое плохо.
4. Регулярная оценка в форме жестких и определенных баллов приучает ученика к реалиям взрослой жизни. Без оценки слабые ученики будут думать, что у них все хорошо, а после окончания школы их постигнет тяжелое разочарование.
5. Пятибалльная оценка проста и универсальна. Каждый человек на территории бывшего Советского Союза знает, что такое выполнить работу на троечку и чем четыре с минусом отличается от трех с плюсом. Пятибалльная оценка у нас в крови. 6. Ученики сами просят ставить им отметки. Так что не надо вводить в искушение детей. Пусть отметка – зло, но отмена ее была бы злом несравненно большим.
Протокол эксперта
Эксперт ______________________________________________________
(фамилия, имя)
Тема дебатов:
Дата:
Состав утверждающей стороны
Состав отрицающей стороны
Лучший спикер:
Эксперты руководствуются критериями
Критерии балльной оценки действий спикеров
Критерий
Спикеры
Утверждения
Отрицания
Содержательность выступлений
Полнота
Конкретность
Осознанность
Содержательность ответов на вопросы
Оперативность
Гибкость
Структурированность
Системность
Логичность
Рациональность использования времени
Культура общения
Выразительность речи
Свободное владение материалом
Решение__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
АНКЕТЫ
Анкета для родителей
I. Допишите предложения:
1.Я знаю, что школьная отметка - это...
2.Я говорю своему ребенку, что школьная отметка - это...
3.Когда мой ребенок идет в школу, то я прошу его...
4.Когда мой ребенок идет в школу, то я желаю ему...
5.Когда мой ребенок получает хорошую отметку, то я...
6.Когда мой ребенок получает плохую отметку, то я...
Анкета для родителей.
II. Отметьте те фразы, которые Вы чаще всего используете,
анализируя учение ребенка:1.Что ты получил сегодня?
2.Ничего, не расстраивайся, у нас есть время все
исправить.
3.Я так и знал! И в кого ты такой родился!
4.Марш в свою комнату, и не показывайся мне на глаза!
5.Ты ведь умница, и в следующий раз учитель в этом
убедится.
6.Кто-нибудь получил отметку выше, чем ты?
7.Кто еще в классе получил двойки?
8.Давай попробуем разобраться в том материале, который
для тебя так труден. Вот так и будешь на «двойках» и «тройках» ехать!Памятка для родителей «Как относиться к отметкам ребенка»
1.Объясните ему, что с оценками он будет сталкиваться везде и всегда, а не только в школьной жизни. Однако нельзя, чтобы они полностью определяли настроение, состояние и представление о самом себе. Убедите сына или дочь, что вы цените их независимо от их учебных успехов.2. Помогите овладеть недостающими школьными умениями и навыками, организовать домашние занятия, развить внимание и память. Расширяйте круг его (ее) интересов и возможностей.3.Задумайтесь, насколько ваши требования и ожидания соотносятся с возможностями ребенка. Не ориентируйте его на сплошные успехи в школе. Лучше помогите выделить те предметы, по которым он вполне способен получать высокие оценки. Причем вовсе не обязательно это должны быть пятерки. Ведь максимум отметки для каждого ребенка свой.
4.Дайте ребенку понять: школьная оценка - это просто инструмент для измерения твоего уровня знаний или навыков в определенной области конкретного предмета. Она показывает, насколько ты уже продвинулся в изучении и сколько еще можно сделать. Она не оценивает тебя как личность, и моя любовь к тебе не зависит от школьной отметки. Не она определяет твои будущие жизненные успехи и неудачи, а твоя способность ставить перед собой цели и учиться на ошибках.5. Старайтесь получить как можно более полную информацию о системе оценивания в той школе, где учится ваш сын или дочь. Узнайте критерии выставления оценки за разные виды работ (домашние задания, устные ответы на уроках, различные проверочные работы, ответы на экзаменах) по интересующим предметам. Все это должно быть представлено в нормативных документах, и вы имеете полное право ознакомиться с этими документами.
6. Может случиться так, что вам или вашему ребенку оценка, поставленная учителем, кажется несправедливой. Постарайтесь найти конструктивный выход из ситуации. Не исключено, что в конкретном случае стоит "качать права". Но это не должно становиться для вас и вашего школьника самоцелью. Желательно, чтобы он сам учился "по-взрослому" решать эти вопросы со своим педагогом.
7.Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в Ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться.
.
8.Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания и умения, которые он сможет приобрести в результате упорного ежедневного труда.
9.Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради Вашего душевного спокойствия. Не учите ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
10.Никогда не выражайте сомнения по поводу объективности выставленной оценки вслух. Есть сомнения - идите в школу и попытайтесь разобраться в ситуации. Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственного ребенка.
11.Поддерживайте собственного ребенка в его победах, устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.
Заголовок 315