Конспект занятия Длительности. Музыкальный размер

Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества «Дар»

Конкурс профессионального мастерства педагогов дополнительного образования
«Крылья успеха»











Конспект конкурсного занятия по музыкальной грамоте
«Длительности. Музыкальный размер 2/4»












Разработала: Ромашова
Елена Владимировна
педагог дополнительного
образования
высшей квалификационной
категории
МАУДО « ДДТ «Дар»






2017 год
План-конспект занятия
Дата проведения: 15 марта 2017 – 11.30
Объединение: Студия детской эстрадной песни «Капельки» - младшая группа (2 год обучения) Возраст детей: 7-8 лет
Количество детей в группе: 10 человек Тема занятия: Занятие по музыкальной грамоте «Длительности. Музыкальный размер 2/4» Форма занятия: Игровой зачет Тип занятия: Коррекционно-контролирующий Время занятия: 30 минут Цели:  Обучающая: Осуществление контроля знаний, умений учащихся по теме «Длительности. Музыкальный размер 2/4» в разделе «Музыкальная грамота»
Развивающая: Развитие у обучающихся аналитико-синтезирующего мышления на основе изученного материала;
Воспитательная: Воспитание у обучающихся собранности, концентрации внимания в процессе выполнения заданий.

Задачи:
Обучающие:
- Закрепить имеющиеся у детей знания по теме «Длительности. Музыкальный размер 2/4»;
- Проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих занятиях.

Развивающие:
- Формировать у обучающихся умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию своей деятельности.

Воспитательные:
- Воспитывать настойчивость и терпение при выполнении заданий;
- Воспитывать самостоятельность и познавательную активность.



Используемые методы и приёмы:
Проблемная ситуация: создание проблемной ситуации, решение проблемной задачи;
Метод практической деятельности: организация практической деятельности детей путём постановки задач, требующих самостоятельного и коллективного решения;

Поисковый: моделирование мелодии в целях закрепления знаний.

Вербальный: словесное общение на протяжении всего занятия;

Наглядный: демонстрация, показ.
Используемые технологии: Информационно-коммуникативные технологии;

Игровые технологии; Технологии проблемного обучения; Технологии самостоятельного и коллективного взаимодействия.
Информационно-методическое обеспечение занятия:
Конспект занятия, мультимедийное оборудование, ноутбук, фортепиано (синтезатор), видео презентация, карточки для самостоятельной работы, нотный стан, ноты, карточки для самооценки, карандаши. Прогнозируемый результат: 
Готовность к практическому использованию полученных знаний в дальнейшей музыкальной деятельности.







Этапы
Деятельность педагога
Предполагаемая деятельность детей
Время

1.Вводная часть
Заставка на экране – сюжет из сказки «Колобок»
Дети занимают места.


1.1.Организационный момент
Здравствуйте, девочки! Сегодня на занятии я хочу вам предложить вспомнить старинную сказку. Колобок (показ игрушки) – сказочный персонаж, которого знают все с самого юного возраста, достоин нашего внимания. И я предлагаю поздороваться с колобком нашей распевкой. Мы будем петь и передавать Колобка по кругу, но только на сильную долю музыки.
Создание благоприятной атмосферы для дальнейшей работы.

Распевка «Колобок»
2 мин.

1.2.Введение в тему занятия



1.3. Создание проблемы



1.4. Постановка целей
Все мы знаем, как печально заканчивается история про колобка. Но мы с вами можем изменить ситуацию и придумать сказку с хорошим окончанием.
По сказке мы знаем, что Колобок всем пел одну и ту же песенку. А если бы что то изменить, могло бы это отвлечь лису?
Как мы можем помочь колобку?
(Наводящие вопросы на создание новой мелодии)
Совершенно верно! Новая песня обязательно бы отвлекла лису и колобок остался цел.
Придумывая новую мелодию, мы с вами сможем применить на практике то, что уже знаем, потому что составляя мелодию, мы будем не просто напевать, а составляя ее, будем думать и анализировать. Так же мы сможем проверить, как вы усвоили материал предыдущих занятий. Я приготовила для вас сказочную карту, в котором мы будем ставить не оценки, а эмоции. Если задание будет выполнено правильно, мы будем рисовать колобку улыбку, если же задание будет выполнено не совсем верно – у колобка будет грустное настроение.
Рассуждения детей



3 мин.




2.Основная часть
2.1. Поисковая деятельность











2.2. Повторение пройденного материала

















2.3.Совместная практическая деятельность


2.4.Самостоятельная практическая деятельность

2.5.Совместная практическая деятельность

2.6.Самостоятельная практическая деятельность

2.7.Совместная поисковая деятельность

Что же нам нужно для того, чтобы придумать песню?
Нам нужна мелодия! Из чего состоит мелодия? (Ноты, ритм).
Конечно, у каждой мелодии есть свои звуки-ноты, свой ритм и свой размер. Каждая нота имеет свое особое звучание: она может быть высокой или низкой. Каждая мелодия имеет свой особый ритм, который состоит из длительностей. А какие длительности нот и пауз вы помните?
Предлагаю еще раз вспомнить длительности нот и пауз. (Презентация «Длительности»)
Вы прекрасно помните все длительности и теперь мы можем отправиться на помощь Колобку. Попасть в сказку нам поможет ритмический поезд. Для удобства чтения ритмического рисунка музыканты придумали интересные обозначения. Так, например, четвертная нота в ритмическом узоре читается как «ТА», а восьмая? А половинная? Теперь мы полностью готовы, можно отправляться.
(Видео презентация «Ритмический поезд»)

(Видео презентация «Колобок»:
Задание № 1: Записать ритмический рисунок на слух.
Задание № 2: Пропеть мелодию нотами, соблюдая длительности нот.
Задание № 3: Разделить мелодию с размером 2/4 на такты. Беседа о музыкальном размере 2/4.
Задание № 4: Придумать мелодию из нот, записать ее на нотном стане, пропеть, соблюдая высоту звука и длительности.
Поиск решения проблемы






Ответы детей













Чтение ритмического рисунка

Работа на карточках
Работа с видео-аудио материалом
Ответы детей. Работа на карточках
Создание мелодии, запись на нотном стане, исполнение.
4 мин.








2,5 мин.










1 мин.

4 мин.

1,5 мин.

4 мин.
5 мин.

3.Заключительная часть
3.1.Подведение итогов


3.2.Рефлексия


Сегодня мы с вами помогли колобку и наша сказка получилась веселая, музыкальная. Также, помогая колобку, мы проверили свои знания длительностей нот и пауз, закрепили знания о музыкальном размере 2/4.
В начале занятия мы с вами договорились, что каждое выполненное задание мы будем оценивать эмоциями колобка. Если задание выполнено правильно, мы рисовали колобку улыбку, если в задании были ошибки, у колобка появится грустное выражение. Оцените каждое задание сами. Поднимите карточку те, у кого все колобки улыбаются. Вы молодцы, прекрасно усвоили материал. А теперь поднимите те, у кого среди улыбающихся колобков, есть грустные. Это означает, что нам нужно еще позаниматься.

3 мин.


{ђ Заголовок 315