Урок по теме : Для чего нужен суд?
Урок по теме: «Для чего нужен суд»
«Не выноси приговора,
не выслушав обеих сторон» (Солон).
Ролевая игра
Цель урока: сформировать общее представление о назначении суда как органа государства.
Задачи урока:
раскрыть основные функции суда в разрешении конфликтов;
показать действие судебных механизмов обеспечения прав человека на защиту чести, достоинства, других прав личности;
показать основные роли участников судебного заседания.
1.Оформление класса.
Класс оформлен, как зал суда. Перед доской стоит стол и три стула. Это места для судьи и двух заседателей. Слева от стола места для прокурора, справа — для подсудимого и адвоката. Перед судейским столом места для свидетелей. Остальная часть аудитории отводится для публики, которая имеет право свободно посещать судебные процессы.
2.Урок начинается вопросом к учащимся: где в демократическом государстве должны разрешаться возникающие споры, например между органами государства и средствами массовой информации? (В суде.)
Говорю о том, что урок будет проходить в форме игры, которая называется ролевой: и что им (ребятам) предстоит на время забыть, что они ученики, и исполнить роли других людей.
К доске прикрепляются карточки со словами:
обвиняемый, прокурор, адвокат, судья, пострадавший, заседатель (2 карточки), свидетель (3 карточки), мать пострадавшего, отец пострадавшего, эксперт. Это и есть роли участников суда.
После краткого обсуждения ребята записывают определение понятия суд в тетрадь.
Суд — это орган государственного принуждения, применяемого к лицам, нарушающим законы; место разрешения споров.
Первое знакомство с содержанием понятия суд подкрепляется обсуждением эпиграфа к уроку, объясняю, что слова Солона станут основным правилом для всех участников судебного разбирательства — судьи, заседателей, прокурора, адвоката, свидетелей.
Беседуя с учащимися, подвожу их к важнейшему выводу: «Никто, кроме суда, не может назвать человека преступником». Вывод записывается в тетрадь, выполняется задание.
Предположим, задержали вора. На глазах у трех свидетелей он украл кошелек. Об этом написали в газете, назвав задержанного «преступником, посягнувшим на чужую собственность».
Прав ли автор статьи? Объясните свой ответ.
3. На следующем этапе урока распределяют роли участников суда. Ребята знакомятся с сюжетом и текстом судебного разбирательства.
В зале судебных заседаний обвиняемый сидел, обхватив голову руками. Это был молодой водитель-таксист, сбивший мальчика-велосипедиста. Пострадавший уже поправился и находился в первом ряду. Вместе со своими родителями он требовал наказать шофера «по всей строгости закона».
Выступил прокурор. Он объяснил суду, что здоровью мальчика был причинен средней тяжести вред. По его мнению, это произошло «вследствие ненадлежащего исполнения водителем своих профессиональных обязанностей». Прокурор указал, где содержится описание такого преступления — в статье 118 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Далее он объяснил, какую опасность для жизни и здоровья граждан представляет неумелое управление автомобилем. Прокурор подчеркивал, что водитель только недавно получил водительское удостоверение. Менее года назад он был принят на работу в таксопарк.
Настало время выступления адвоката. Он сказал: «Водитель не виновен». И стал это доказывать.
Во-первых, следствие установило, что велосипедист двигался по середине дороги. А в пункте 24.2. Правил дорожного движения (ПДД) сказано (адвокат открыл текст Правил): «Велосипеды... должны двигаться только по крайней правой полосе... возможно правее». Пострадавший во время следствия не смог объяснить, почему он двигался так далеко от тротуара.
Во-вторых, велосипедист до столкновения ехал, держа руль одной рукой, а в момент столкновения же совершал поворот налево. Все это подтвердили свидетели. А в пункте 24.3. ПДД сказано:
«Водителям велосипеда и мопеда запрещается: ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой...; Поворачивать налево... на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении...».
В-третьих, пострадавшему исполнилось 13 лет. А в пункте 24.1. ПДД говорится: «Управлять велосипедом... при движении но дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом — не моложе 16 лет».
Адвокат попросил суд вынести водителю оправдательный приговор. Суд именно так и поступил. И тут же, по ходатайству адвоката, принял решение обязать родителей велосипедиста возместить водителю ущерб, причиненный аварией (у машины оказались поврежденными крыло и дверь).
Учащиеся, не занятые в судебном процессе, занимают места зрителей. Им предлагаются роли представителей прессы, радиовещательных и телевизионных компаний. Уместно поручить им сделать визитные карточки. Репортерам предстоит выпустить газету о ходе и результатах судебного заседания.
4. Перед началом игры нужно ознакомить учащихся с порядком судебного заседания (его текст можно написать на доске или раздать материал на парты).
Порядок судебного заседания
Все занимают свои места в соответствии с ролями.
Секретарь объявляет: «Встать, суд идет!» Все встают, в зал входят судья и заседатели.
Судья объявляет, какое дело будет рассматриваться.
Прокурор выступает с обвинениями в адрес обвиняемого таксиста.
Опрос пострадавшего. Вопросы прокурора, адвоката, членов судейской коллегии (по одному вопросу).
Опрос свидетелей прокурором, адвокатом, судьями (количество вопросов определяется учителем).
Заключительное обвинительное выступление прокурора с требованием о наказании.
Защитная речь адвоката, доказывающего невиновность подсудимого или просящего о смягчении наказания (в зависимости от хода судебного разбирательства и степени доказанности вины).
Последнее слово подсудимого.
Секретарь объявляет об уходе суда на совещание (суд должен принять решение в течение 5 мин).
Секретарь вновь объявляет: «Встать, суд идет!»
Суд зачитывает приговор, который заслушивается стоя.
После ухода суда подсудимый или освобождается, или его под охраной выводят из зала суда.
ВАЖНО! Только с момента вынесения обвинительного приговора подсудимый признается виновным и его можно называть преступником.
В конце занятия даю оценку игре. Принимаются во внимание импровизация, грамотность и аргументированность, художественное исполнение. Оцениваются и сообщения «журналистов», их объективность, умение доказать справедливость или несправедливость решения суда, логика суждений, грамотное использование терминов.
Домашнее задание.
Выполните задание. Познакомьтесь с историей, рассказанной Юрием Никулиным. Попытайтесь распределить роли участников этого происшествия и мирно уладить конфликт. Имейте в виду, что в нем участвовало и руководство железной дороги, которое не обезопасилошлагбаум. Если у Вас не получилось договориться мирно, то постарайтесь выполнить основную работу суда — определите, кто, кому и за что должен заплатить. Нарисуйте схему происшествия.
Директор Московского цирка, выдающийся актер Юрий Никулин рассказал такую историю. К железнодорожному переезду подъехал мотоциклист. За ним — запряженная в телегу лошадь. За телегой — «Жигули». Именно в этот момент переезд был перекрыт, перед мотоциклом опустился шлагбаум.
И тут началось... Лошадь уперлась прямо в плечо мотоциклисту. Тот лениво отмахивался. Из стоявших за телегой «Жигулей» высунулся веселый водитель и посоветовал «врезать лошади по зубам». Мотоциклист послушался и размахнулся шлемом. Лошадь отпрянула, телега рванулась назад и сильно ударила по «Жигулям». Полетели стекла, послышался скрежет железа.
А у шлагбаума стоял старичок, держа за веревочку козу. Пострадавший водитель попросил старичка подойти, чтобы он был свидетелем. Старичок привязал козу к шлагбауму и подошел к месту происшествия. Именно в это время шлагбаум поднялся...