Социально-педагогическая адаптация первокурсников к обучению в техникуме
Оглавление
Теоретические аспекты социально-педагогической адаптации первокурсников к обучению в техникуме
Концептуальные основы феномена социально-педагогической адаптации
Содержание и проблемы адаптации студентов к обучению в техникуме
3. Педагогические условия успешной адаптации первокурсников
к обучению в техникуме
Теоретические аспекты социально-педагогической адаптации первокурсников к обучению в техникуме
Концептуальные основы феномена социально-педагогической адаптации
Проблема адаптации студентов-первокурсников к условиям профессионального образования представляет собой одну из важных проблем.
Любое обучение, в том числе профессиональное, является делом не из легких. Одной из важнейших предпосылок успешной учебной деятельности первокурсников является их своевременная адаптация к условиям обучения в техникуме, рассматриваемая как начальный этап включения их в профессиональное сообщество. Первый курс может стать точкой опоры для студента, а может привести к различным деформациям в поведении, общении и обучении. На данном этапе формируется отношение молодого человека к учебе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается «активный поиск себя». Даже у тех, кто окончил школу с отличием, на первом курсе не сразу появляется уверенность в своих силах. Первая неудача зачастую приводит к пассивности, отчуждению, разочарованию, утрате перспективы.
Адаптация молодежи к студенческой жизни - сложный процесс, который требует вовлечения биологических и социальных резервов еще не до конца оформившегося организма. Именно на первом курсе у обучающегося происходит преобразование системы ценностно-познавательных ориентаций личности, формируются определенные типы межличностных отношений, вырабатываются новые способы познавательной деятельности. И чем эффективнее пройдет адаптация студентов-первокурсников в учебном заведении, тем выше будет учебная мотивация, психологический комфорт, направленность и характер учебной деятельности на старших курсах.
В процессе обучения студент реализует себя в различных видах деятельности во взаимодействии с окружающей действительностью. Успешная или неуспешная реализация студента в дальнейшей профессиональной деятельности зависит от того, как происходит его приспособление к социальной среде.
Требования к специалисту обусловливают специальную организацию образовательного процесса в учреждениях системы профессионального образования, направленную на социализацию, одним из слагаемых которой является адаптация. Способность адаптироваться - одна из особенностей личности, которые формируются под воздействием окружающей среды. Ее составной частью является образовательное учреждение, где человек формируется как профессионал и личность.
Исследование проблемы социально-педагогической адаптации студентов в период поступления в учебное заведение тесно связано с обеспечением преемственности между школой и техникумом. Студент сталкивается в техникуме с новой системой обучения, характеризующейся повышенным уровнем ответственности и самостоятельности, большим объемом изучаемого материала. Процесс адаптации протекает как приспособление к новой системе обучения, к изменению труда и отдыха, вхождению в студенческий коллектив; сопровождается существенной перестройкой жизни, психических и психологических состояний студента.
Успешность профессионального становления будущего специалиста во многом определяется эффективностью его адаптации к образовательному процессу техникума. Проблема адаптации студентов на начальном этапе профессионального обучения занимает одно из главных мест в проблематике как теоретико-методологических, так и практико-ориентированных исследований по педагогике и психологии (Г.И. Александров, И.А. Аливердиева, Д.А. Андреева, Е.И. Бологова, В.И. Брудный, Т.Ю. Волгина, Н.К. Грицкевич, А.Ф. Добрынин, С.А. Егорова, С.В. Забегалина, Н.Г. Колызаева, А.Н. Макарова, О.В. Нагоркина, С.А. Салатинян, Т.Н. Сафонова, А.В. Сиомичев, Ю.А. Ходарковская, В.Т. Хорошко, Р.Р. Хусаинова, Н.Е. Шафажинская, Н.П. Штенцова и др.).
В условиях изменяющегося общества адаптационная тематика привлекает внимание ученых и практиков. Это связано с социальной важностью и ее личной значимостью.
Проблема адаптации является объектом изучения философии, педагогики, психологии, социологии, биологии, физиологии.
Философская проблема теории адаптации анализируется в работах В.Ю. Верещагина, А.Б. Георгиевского, В.П. Петленко, А.В. Сахно, Г.И. Царегородцева.
Однако ее изучение исторически было связано, прежде всего, с возникновением и развитием биологии, так как именно в биологии начались исследования взаимосвязи организмов с окружающей средой.
Термин «адаптация» (от лат. adapto – приспособляю) впервые появился в физиологии и использовался изначально в биологических науках. В научный оборот он был введен во второй половине XVIII немецким физиологом Г. Аубертом и обозначал изменения (приспособительного характера) чувствительности кожных анализаторов к действию внешних раздражителей. Впоследствии он стал употребляться для обозначения одного из фундаментальных свойств всего живого – способности живых организмов изменять свою физическую и функциональную организацию, а также формы поведения в соответствии с особенностями окружающей среды обитания.
Сама же проблема приспособления, связанная с возникновением и развитием биологии, была поставлена гораздо раньше. Еще в VII веке французский натуралист Ж. Бюффон высказал мысль, что основой выживания является приспособление организма к изменениям окружающей среды.
Для рассмотрения вопросов адаптации необходим комплексный подход, предполагающий интеграцию наук.
В начале XIX века, благодаря работам Ч. Дарвина, Ж.Б. Ламарка, Ж.Сент-Илера, Г. Спенсера и др., проблема адаптации вышла за рамки эволюционной теории и общей биологии, стала проникать в социальную психологию, медицину, социологию, экологию и другие науки.
Изучение явления адаптации в педагогике и медицине во многом связано с именами отечественных ученых Н.Е. Введенского, И.А. Давыдова, И.П. Павлова, И.М. Сеченова, А.А. Ухтомского. Основным было положение о единстве организма и среды, выдвинутое И.М. Сеченовым. В дальнейшем он неоднократно обращался к этой идее. Необходимым условием возникновения и развития адаптации, по мнению Сеченова, является взаимодействие организма и среды.
Термин «адаптация» можно отнести к общенаучным понятиям. Подобные понятия зарождаются на «стыках», «в точках соприкосновения» различных областей знания или даже в отдельных дисциплинах с последующей их экстраполяцией на многие сферы естественных, технических и общественных наук. Понятие «адаптация» прошло большой и противоречивый путь развития, трудности которого связаны с объективной сложностью самого явления.
В отечественной литературе адаптация чаще всего рассматривается как часть социализации. Понятие социализации также имеет комплексный характер. Она рассматривается в философии, психологии, социологии, других видах научных знаний. В философии эту тему разрабатывали М.С. Каган; В.С. Кон. В социологии и социальной психологии М. Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, П. Сорокин. В психологии Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. В педагогике А.В. Мудрик, В.А. Сухомлинский.
И.С. Кон полагает, что социализация – это совокупность социальных и психологических процессов. Посредством их индивид усваивает знания, нормы, ценности, которые позволяют ему действовать в качестве полноценного члена общества. Сущность процесса характеризуется тем, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму. Такое усвоение происходит стихийно и целенаправленно. Целенаправленность определяется условиями семьи, учебных заведений; стихийность - разнообразными аспектами жизни, свидетелем которых становится человек. Социализация – это и процесс, и результат взаимодействия личности и общества, вхождения индивида в общественные структуры посредством выработки социально необходимых качеств. Под социализацией понимается процесс усвоения человеком опыта той общественной жизни и тех отношений, в которые он попал при рождении, в которых растет и становится личностью.
Исследователи социальных явлений (И.С. Кон, И.А. Милославова, А.В. Петровский) отмечают, что проблема социальной адаптации приобретает актуальность в переломные периоды жизнедеятельности человека. Одним из таких переломных моментов является вхождение в студенческую жизнь.
Начало обучения в техникуме — это довольно сложный и многосторонний процесс адаптации в жизни каждого студента, который содержит активное приспособление к новым условиям жизни, к новой социальной среде и принятие индивидом новой социальной роли, включение в совершенно новый вид деятельности.
Для выявления особенностей адаптации студентов первокурсников целесообразно прояснить понимание термина в психолого-педагогической науке.
А.К. Гришанов, В.Д. Цуркан считают, что адаптация студентов – процесс приведения основных параметров их социальных и личностных характеристик в соответствие, в состояние динамического равновесия с новыми условиями вузовской среды как внешнего фактора по отношению к студентам.
Под адаптацией А.В. Сиомичев понимает процесс приспособления индивидуальных и личностных качеств к жизнедеятельности человека в изменившихся условиях существования. В сфере адаптации студентов он выделяет познавательный и коммуникативный аспекты, которые являются основными направлениями учебной деятельности. По данным А.В. Сиомичева, адаптация студентов-первокурсников связана с преодолением трудностей вхождения в новую социальную среду, установлением внутригрупповых отношений, приспособлением к новым формам обучения .
Н.В. Ляховченко, В.А. Петрук полагают, что адаптация к учебному процессу в техникуме — многоаспектное явление, включающее знакомство с новым коллективом, приспособление к новым условиям, к уровню получения знаний, к изменению методов обучения, к увеличению объема информации и количества дисциплин, которые не изучались в школе, знакомство с преподавателями техникума и их требованиями к усвоению учебного материала.
Адаптация представляет собой совокупность психологических и физиологических реакций организма, которые лежат в основе приспособления его к окружающим условиям, направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды, при которых происходит социальное взаимодействие личности, социальной группы и социальной среды.
В целом под процессом адаптации понимается сложная система преобразований, которые происходят с человеком соответствии с меняющимися условиями его жизни. В результате данных изменений возникают определенные качества:
1) адаптированность как непосредственный результат этих преобразований, то есть состояние согласования имеющихся качеств и требований среды;
2) адаптивность как интегрированное личностное качество, обеспечивающее способность человека к дальнейшим преобразованиям.
Для студента-первокурсника особенно актуальна проблема адаптации. Необходимым условием для успешной деятельности студента является освоение новых для него правил жизни и учебы в техникуме. На первом курсе происходит вхождение обучающегося в студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, осмысливается призвание к выбранной профессии, развиваются и развиваются профессионально значимые качества личности.
Под адаптацией личности в условиях техникума понимается процесс активного освоения обучающимся новой социальной среды, в которой он выступает не только объектом адаптации, но и ее субъектом, а студенческая среда – не только адаптирующей, но и адаптируемой стороной. Среда техникума существенно воздействует на процесс социальной адаптации студента и представляет собой часть социокультурного пространства, область взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательного процесса. Это микросоциум, в который включены администрация, классные руководители, студенческие группы, преподаватели, а также предметная среда (материально-техническая база и ресурсы).
Д.А. Чурянина выделяет следующие уровни протекания процесса адаптации первокурсника:
приспособление к новой системе обучения;
приспособление к изменению учебного распорядка;
вхождение в новый коллектив.
На этапе обучения в техникуме студент переживает, во-первых, процесс профессиональной адаптации – приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработку навыков самостоятельной работы; во-вторых, процесс социально-психологической адаптации – приспособление индивида к группе и взаимоотношениям с ней, формирование собственного стиля поведения.
Социально-психологическая составляющая процесса адаптации студентов к условиям обучения в техникуме отображает изменение социальной роли обучаемого, круга и содержания его общения, корректировку потребностей и системы ценностей, необходимость более гибкой регуляции своего поведения, возникновение потребности в самоутверждении в складывающемся коллективе группы, усвоение норм и традиций, сложившихся в техникуме.
Психологическая составляющая предполагает перестройку мышления и речи студента применительно к условиям профессионального обучения, резкое возрастание функций памяти, внимания, зрительного восприятия, увеличение эмоционального напряжения, испытание и тренировку воли, реализацию задатков и способностей.
Организационная составляющая включает в себя приспособление студентов к новым психофизиологическим нагрузкам, методам и формам работы, ритму жизни, приобщение к напряженному учебному труду и др.
Е.В. Осипчукова выделяет следующие стадии адаптации личности студента-первокурсника, его учебной группы, к новой социокультурной среде.
Начальная стадия. Индивид (группа) понимает, как должен себя вести в новой социальной среде. Стремится придерживаться привычной системы ценностей, так как принять и признать новую систему ценностей техникума еще не готов.
Стадия терпимости. Между индивидом, группой и новой средой появляется взаимная терпимость к образцам поведения и системе ценностей.
Аккомодация – принятие и признание индивидуумом системы ценностей в новой среде и одновременной признание группой новой социкультурной среды ценностей индивида.
Ассимиляция – совпадение системы ценностей индивида (группы), среды.
Е.С. Волков выделяет три последовательных этапа процесса адаптации:
этап эмоциональной адаптации характеризуется внутриличностным конфликтом, сопровождается стрессом, агрессией или депрессией, неуверенностью, неустойчивым состоянием фрустрации, неадекватностью реакций на раздражители. Со стороны администрации и преподавателей техникума на этом этапе должна преобладать доброжелательность, эмпатия, умение вселить надежду;
этап динамичной адаптации заключается в поведенческой установке, рациональном овладении новым стереотипом деятельности, включением в новую социальную роль. Немалое значение при этом имеет развитие самосознания студентов, открытие собственного «Я» в новом качестве. Это должно сказаться на реформировании негативных эмоций. Феноменальное проявление самосознания в этом возрасте заключается в стремлении к рефлексии, моральным конфликтам, нравственной самооценке, интимизации внутренней жизни. Значительную роль может сыграть включение студентов в реальную жизнь учебного заведения;
этап профессиональной адаптации включает укрепление профессиональной направленности и мобилизацию интеллектуального потенциала для профессиональной сферы деятельности. Для управления процессом профессионального самоопределения необходимо постоянное, углублённое изучение структуры профессиональных намерений, основанных на выборе профессии; факторов, которые влияют на интересы обучающихся. Процесс профессионального самоопределения охватывает существенный период жизни человека. Основными в нём являются годы профессионального обучения. Сформированность собственного образа субъекта профессиональной деятельности считается завершением данного этапа.
Процесс адаптации к обучению в техникуме – это сложное и многостороннее явление. Выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса, ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, а также исследование психологических особенностей, психических состояний, которые возникают в учебной деятельности в начале обучения в техникуме, являются наиболее важными задачами.
Процесс адаптации должен включать в себя совместную деятельность студентов, преподавателей и коллектива техникума.
Результатом осуществления личностного адаптационного потенциала при адаптации можно назвать адаптированность – определенное состояние личности, выступающее итогом процесса адаптации.
Выбор стратегии адаптивного поведения человека в ситуации взаимодействия с окружающей средой, сочетание этих стратегий между собой оказывают влияние на достижение определенного уровня адаптированности.
Н.Н. Мельникова называет следующие стратегии адаптивного поведения:
активное изменение среды;
активное изменение себя;
уход из среды и поиск новой;
уход от контакта со средой и погружение во внутренний мир;
пассивная репрезентация себя;
пассивное подчинение условиям среды;
пассивное выжидание внешних изменений;
пассивное ожидание внутренних изменений.
Наибольший адаптивный эффект, который отражает высокий уровень адаптированности, дает сочетание стратегий, направленных на активное и одновременное изменение себя и окружающей среды. К умеренному результату адаптации приводит внешнее приспособление субъекта обучения к образовательной среде, не вызывающее внутриличностных изменений, а также две альтернативные модели поведения: уход из среды или же выжидание внешних и внутриличностных изменений. Низкая степернь адаптированности выражается в отказе субъекта от взаимодействия с окружающей средой и в погружение в свой внутренний мир. Данный уровень связан с выраженным негативным эффектом в адаптации,
Общепринятым в психолого-педагогической науке является положение о том, что адаптационный процесс не ограничивается первым курсом (А.А. Вербицкий, В.Т. Лисовский, А.В. Петровский, М.В. Рогинский). Но именно в течение этого периода наиболее интенсивно происходит развитие адаптивности как личностного качества, направленного на выработку адаптационных стратегий, новых средств по овладению содержанием учебной деятельности, новых форм отношений и общения [6]. В первый год обучения студент в наибольшей степени нуждается в психолого-педагогическом сопровождении и поддержке процесса его адаптации.
По мнению Р.В Бисалиева и других ученых, существует целый комплекс субъективных и объективных факторов, влияющих на адаптацию студентов-первокурсников к образовательному процессу в техникуме:
1) факторы, отражающие уровень подготовки до техникума:
соответствие объема и уровня знаний, сформированных умений и навыков требованиям образовательного процесса в техникуме;
профессиональная направленность, мотивация выбора образовательного учреждения, будущей профессии;
сформированность потребности в социально направленной деятельности;
2) факторы, характеризующие индивидуальные особенности студента как субъекта адаптационного процесса:
адаптационные способности личности;
уровень нравственной и социальной зрелости личности;
адекватность самооценки, выступающей регулятором адаптационной деятельности;
коммуникативные способности;
состояние здоровья;
3) факторы, связанные с условиями обучения:
личностно ориентированный подход к осуществлению педагогического взаимодействия с обучающимися;
морально-психологический микроклимат в группе;
теоретическая и методическая подготовка преподавателей, заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей первого курса;
использование инновационных технологий в образовательном процессе;
содержание и формы организации специальных (дополнительных) занятий, способствующих эффективной социальной адаптации студентов;
4) факторы, связанные с условиями в семье:
материальное положение в семье;
санитарно-гигиенические условия проживания;
эмоциональный микроклимат;
особенности семейного воспитания (вседозволенность или жестокое, чрезмерно требовательное отношение родителей).
В.И. Чирков выделяет следующие группы факторов, воздействующих на процесс адаптации:
1) социальные;
2) индивидуально личностные.
К социальным факторам относятся:
факторы, влияющие вне техникума: макросоциальные факторы и микросоциальные факторы;
факторы, влияющие в системе техникума.
Экономическое развитие страны, социокультурные условия, которые отражаются на формах досуга молодежи и др. относятся к макросоциальным факторам.
Особенности воспитания в семье, оказывающие влияние на формирование социальной и коммуникативной компетентности – это микросоциальные факторы.
К факторам, влияющим в системе техникума относятся:
новая дидактичная ситуация (новые формы и методы учебной работы);
личность преподавателя;
общение в студенческой группе;
социально психологические явления студенческого социума.
К индивидуально личностным факторам относятся:
индивидуально типологические особенности личности студента;
интеллектуальное развитие;
особенности мотивационной сферы;
система ценностей;
профессионально важны качества;
социальная роль.
Таким образом, проблема адаптации является объектом изучения различных наук: биологии, педагогики, философии, физиологии, психологии, социологии.
Адаптация представляет собой важный момент жизнедеятельности человека и рассматривается как приспособление его к изменяющимся условиям существования. Дезадаптация же проявляется в ощущении внутреннего дискомфорта, напряженности, чувства тревоги, снижении чувства самоценности и уверенности в себе. Это блокирует возможность человека успешно взаимодействовать со средой и может послужить нарушению психического здоровья.
Под социально-педагогической адаптацией большинство ученых понимают приспособления индивида к новым условиям социальной окружающей среды и его результат.
Можно выделить четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде: начальная стадия, стадия терпимости, аккомодация, ассимиляция.
В процессе адаптации различают профессиональную, социально-психологическую и организационную составляющие.
2. Содержание и проблемы адаптации студентов к обучению в техникуме
Под адаптацией студента С.М. Годник понимает процесс приобщения студента к условиям образовательного процесса техникума. В результате этого он становится субъектом новых видов деятельности и отношений и, следовательно, приобретает возможности оптимального выполнения своих функций. В основе адаптации лежат противоречия между требованиями, предъявляемыми условиями новой среды и готовностью личности к ним на основе предыдущего опыта. Разрешение данных противоречий путем перестройки деятельности и поведения личности, а также регулирующего влияния объективных факторов обусловливает динамику процесса обучения, показателями которой выступают качественные изменения в структуре личности и моделях ее поведения в новой ситуации.
По мнению С.Б. Казакова и О.В. Лякишева, адаптационная способность - это способность человека приспосабливаться к социальным и физическим требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой.
Адаптация рассматривается как предпосылка активной деятельности и ее необходимое условие. В этом состоит положительное значение адаптации для успешного функционирования личности в той или иной социальной роли. Каждый человек за свою жизнь переживает несколько периодов адаптации.
В психолого-педагогической научной литературе существуют различные точки зрения относительно видов адаптации студентов (Д.А. Андреева, Н.В. Бачманова, С.М. Годник, П.А. Просецкий, В.Т. Хорошко, Л.С. Шубина и др.).
Анализ многочисленных исследований проблемы адаптации студентов позволил выделить несколько подходов к классификации адаптации.
Г.П. Шолохова, И.В. Чикова различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям техникума:
адаптация формальная, которая касается познавательно-информационного приспособления студентов к новой среде, к структуре техникума, к содержанию обучения в нем, его требованиям, к своим обязанностям;
общественная адаптация, т. е. процесс внутренней интеграции групп студентов-первокурсников и объединения этих же групп со студенческим окружением в целом;
дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в техникуме.
С.М. Годник выделяет:
1) социально-психологическую адаптацию;
2) дидактическую адаптацию;
3) профессиональную адаптацию.
Дидактическая адаптация характеризуется новизной содержания и условий обучения в техникуме, необходимостью освоить новые формы, методы и приемы учебной деятельности студента, в основном носящих самостоятельный характер.
К основным дидактическим трудностям первого года обучения относятся:
большая учебная нагрузка;
неумение планировать свой рабочий день;
сложность учебного материала;
неумение конспектировать научную литературу;
контакт с преподавателями и др.
Социально-психологическая адаптация студента - это процесс вхождения в новый коллектив, принятие установок, норм и ценностей. Для первокурсников, которые впервые приехали из сельской местности в большой город, данный вид адаптации усложняется необходимостью приспособления к городскому образу жизни, к проживанию в общежитии и выстраиванию отношений со студентами не только своей группы, но и студентами, проживающими совместно с ними в общежитии.
Трудности социально-психологической адаптации студентов вызваны новизной социального окружения, потерей привычного коллектива, родных и друзей, отсутствием дружной и сплоченной студенческой группы. Результатами влияния этих проблем и трудностей могут служить растерянность, чувство одиночества, ощущение ненужности, покинутости, тоска по дому и др.
Профессиональная адаптация студента представляет собой вхождение в профессию, овладение ценностями и нормами будущей профессиональной деятельности.
Юность – пора профессионального самоанализа и самооценки, которая осуществляется путем сравнения идеального «Я» с реальным «Я». Данное противоречие часто ведет к внутренней неуверенности личности, которая выражается в чувстве непонятности или комплекса неполноценности, а у других – в форме равнодушия к происходящему.
К трудностям профессиональной адаптации студента относятся: неясное представление о своем профессиональном будущем; неумение провести правильную профессиональную самооценку; непонимание логики профессионального становления; неумение видеть профессиональную направленность учебного процесса.
В.Т. Хорошко, Л.С. Шубина выделяют следующие группы адаптации.
Адаптация в обществе:
знакомство с новым коллективом;
контакт с преподавателем.
Знакомство и общение с новым коллективом является одним их значимых этапов, которого нельзя избежать, обучаясь в техникуме. На процесс адаптации обучающихся в новом для себя коллективе оказывает влияние психологический климат, то, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя студент во время уроков, при взаимодействии с однокурсниками и педагогами. Учебный группа имеет двойственную структуру: с одной стороны, она является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий преподавателей, классных руководителей, которые определяют многие ее особенности; с другой стороны, учебная группа - это относительно самостоятельно развивающееся явление, подчиняющееся особым социально - психологическим закономерностям.
Студенческая группа первого курса характеризуется тем, что это еще не сложившийся коллектив, в котором отсутствуют установленные и закрепившиеся правила и нормы поведения. В этой группе каждый является новым человеком для каждого члена группы. Если в школе обучающегося знали много лет, и он уже занимал определённый статус, зачастую не объективный по отношению к нему, то при поступлении в техникум у него есть возможность получить совершенно новый статус и позицию в коллективе.
Адаптация к процессу учебы: переход вчерашних школьников от классно-урочной системы обучения к преимущественно самостоятельным занятиям нередко происходит довольно больно, а зачастую и с большими осложнениями. Не все из них справляются с преодолением этих трудностей и быстро перестраивают привычные формы учебной работы.
Адаптация к новым условиям жизни: при поступлении студента в техникум, происходят значительные изменения в условиях его жизни. Привычный режим обучения, сформированный за 9 лет, кардинально меняется. Возникает необходимость мириться с произошедшими изменениями и привыкать к ним.
К каким же условиям приходится адаптироваться первокурсникам?
Во-первых, новый маршрут до места учебы. Школа, как правило, находится рядом с местом проживания обучающегося и до нее можно дойти пешком. До техникума, чаще всего, приходится преодолевать более трудный путь, включающий поездки на автобусах, метро, электричках. При этом не избежать дополнительных финансовых затрат на проездные.
Во-вторых, расписание и продолжительность пар. За 9 лет обучающийся привык к тому, что занятия начинаются с самого утра, далее проходит установленное количество уроков и во второй половине дня он свободен. А поступив в техникум, студент сталкивается с непривычной для него расстановкой пар. Ведь учебный день может начинаться как с первой пары, так и с третьей или четвертой, и заканчиваться они могут как в 12 часов утра, так и в 5-7 часов вечера. На замену привычным для обучающихся урокам по 45 минут, приходят пары по полтора часа. А это в два раза длинней, чем обычный школьный урок. И к такой смене привычного уклада учебного дня тоже нелегко привыкнуть.
Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие основные трудности, которые усложняют процесс адаптации студентов в профессиональном образовании:
дидактические;
социально-психологические;
профессиональные.
Дидактические трудности связаны с преодолением новизны в процессе обучения: новые требования к студентам, новые методы и формы организации учебной работы. Овладение учебной программой техникума требует от студента умения самостоятельно работать, думать, осмысливать учебный материал, воспринимать новое, усваивать его и уметь применять на практике. Данные трудности заключаются в неумении студента на первом этапе своей учебной деятельности оптимально подойти к организации учебного процесса. Это связано с различием форм обучения, режима работы, появлением новых форм и видов учебно-познавательной деятельности в системе профессионального образования. Отсутствие навыков самостоятельной работы приводит к снижению уровня усвоения материала, предусмотренного учебной программой.
Социально-психологические трудности связаны с вхождением индивида в студенческий коллектив, условиями жизни, окружением людей, нормами поведения в коллективе, режимом деятельности, стилем межличностных отношений в группе. Они объясняются коренными изменениями социального статуса личности. Вследствие изменений жизненного уклада и окружения происходит перестройка динамического стереотипа. Это сопровождается нарушением старых привычек и представлений.
Профессиональные трудности связаны с недостаточным пониманием особенностей обучения в системе профессионального образования и с неполным соответствием модели предвиденной деятельности и изучаемой специальности. Это и вызывает сомнения относительно правильности выбора профессии, непонимание важности и необходимости изучения учебных дисциплин, апатичное отношение ко всему учебно-воспитательному процессу в целом.
Если процесс адаптации не происходит вовремя, то развитие неудовлетворенности обучением в профессиональном учебном заведении и нарушений психических функций (мышление, память, внимание, восприятие) происходит по принципу усиливающей обратной связи: чем больше накапливается нарушений, тем больше они усугубляют процесс дальнейшей дезадаптации.
Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, непониманием своей социальной роли, снижением работоспособности, ухудшением состояния здоровья.
Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к развитию болезней, срывам в учебной, профессиональной деятельности, антисоциальным поступкам. К признакам неуспешной адаптации являются снижение работоспособности, усталость, сонливость, головные боли, доминирование подавленного настроения, возрастание уровня тревожности, заторможенность или, напротив, гиперактивность, которая сопровождается нарушениями дисциплины, систематическое невыполнение домашних заданий, пропуски занятий, отсутствие мотивации учебной деятельности и как итог - отчисление из профессионального учебного заведения.
Итак, обучение в техникуме отличается и организационно-методически и содержательно от школьного обучения. Студент первого курса часто оказывается не готов к новым целям и задачам профессионального образования, к новым требованиям, к новым взаимоотношениям с преподавателями и одногруппниками.
Изучив содержание и проблемы адаптации студента в системе профессионального образования можно выделить различные подходы к классификации адаптации. Одни авторы подразделяют адаптацию на формальную, общественную и дидактическую, другие выделяют социально-психологическую, дидактическую, профессиональную. Каждому виду адаптации присущи свои трудности и проблемы, к которым относятся: большая учебная нагрузка, сложность учебного материала, потеря привычного коллектива, родных и друзей, неясное представление о своем профессиональном будущем.
3. Педагогические условия успешной адаптации первокурсников
к обучению в техникуме
Целью педагогического процесса является создание условий для формирования гармонично развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающих способность и готовность выпускника к высоким достижениям. В связи с эти большое значение имеет процесс адаптации студентов в техникуме.
Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Существует множество факторов, определяющих степень социальной адаптации первокурсника в техникуме: личностные, деловые, коммуникативные и поведенческие качества, его индивидуально-психологические особенности, академическая активность, ценностные ориентации, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т. д.
Обучение в техникуме предполагает усвоение большого количества учебных дисциплин, составляющих учебный план подготовки специалиста. Учебная программа каждой из дисциплин содержит в себе значительный объем как аудиторной, так и самостоятельной работы. В процессе освоения учебного материала приходится много конспектировать, читать, делать выводы и умозаключения, создавать презентации, выступать, выполнять различные учебные задания и т. д.
Развитость памяти, внимания и мышления влияют на успешность учебной деятельности. Личностные характеристики студента также является фактором успешного обучения. Не у всех студентов имеются такие качества как выносливость работоспособность, сосредоточенность внимание, самодисциплина, настойчивость, целеустремленность, способность к самоограничению в досуге, развлечениях и т. д. Однако приобрести эти качества необходимо.
Отличия процессов обучения в школе и техникуме требует от первокурсников качественной перестройки системы привычек и психологических умений, навыков самостоятельного обучения. Не каждому студенту психологически легко в течение короткого времени перейти от одной системы обучения к другой. Их успешность зависит от того, насколько развиты у них основные компоненты учебной деятельности. Поэтому важно, чтобы студенты своевременно осознали требования к обработке учебной и научной литературы, усвоили рациональные приемы организации самостоятельной работы и ее выполнения, научились конспектировать, работать с первоисточниками, справочниками, словарями, научились распределять свое время.
Самовоспитание, т. е. целенаправленная и сознательная работа студента по формированию и развитию у себя необходимых личностных качеств, имеет исключительное значение для успеха в учебе.
Решающим фактором успешного развития молодого человека является способность адаптироваться, найти свое место в жизни и обществе, преодолевать трудности. Для успешного вхождения в новое окружение и качественно иной ритм жизнедеятельности от первокурсника требуется значительная мобилизация своих возможностей. Психологическая неподготовленность к новым социальным условиям негативно влияет на студентов, ослабляет волю, концентрацию внимания, приводит к состоянию эмоционального напряжения.
Адаптация студентов-первокурсников профессионального образования должна осуществляться при реализации совокупности условий. Случайные, разрозненные условия не могут эффективно решить данную проблему. Адаптация студентов связана с образовательным процессом, так как она осуществляется в его рамках и с помощью его средств. Ресурсы образовательного процесса являются ведущими в решении вопросов адаптации. Это означает, что характер и успешность адаптации определяется содержанием, особенностями организации, технологиями, применяемыми в образовательном процессе.
Современная дидактика трактует педагогические условия как совокупность факторов, компонентов образовательного процесса, обеспечивающих его успешность.
Адаптация для студента-первокурсника является продуктивным выходом из адаптивной ситуации, когда личность соотносит собственные возможности и возникшие трудности.
Для всего образовательного процесса техникума, всего педагогического состава, вовлеченного в работу с первокурсниками, главной задачей является создание благоприятного адаптационного периода, что определяет эффективность процесса адаптации.
В своей работе «Творческий стиль деятельности» Н.Ю. Посталюк рассматривает педагогические условия как педагогические обстоятельства, способствующие развитию мотивации достижения учащихся в образовательном процессе, и выделяет организационно-педагогические условия:
обозначение и принятие целевой установки на развитие мотивации достижения субъектами образовательного процесса;
повышение профессиональной компетентности педагогов в области педагогических технологий;
использование современных педагогических технологий в образовательном процессе и включение в образовательную практику новых форм оценивания достижений (портфолио);
осуществление психолого-педагогического сопровождения в учебной и внеучебной деятельности по предмету.
В работе М.С. Шихалевой «Организационно-педагогические условия становления успешной профессиональной деятельности будущего педагога в образовательном процессе» условиями являются следующие:
актуализация субъектной позиции личности студента;
реализация индивидуально-образовательного маршрута студентов в образовательном пространстве;
создание ситуаций успеха и стимулирование рефлексии в ситуации неуспеха в образовательном пространстве;
учет личностных достижений студентов в образовательном процессе.
В диссертационной работе Е.В. Чепиковой «Организационно-педагогические условия формирования профильной направленности личности учащихся» к условиям отнесены:
построение образовательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода;
предоставление учащимся возможностей для свободного выбора профиля обучения и построения индивидуальных образовательных траекторий;
реализации комплекса педагогических, психологических, информационных и ориентационных мероприятий, направленных на развитие готовности учащегося к профильному выбору.
Для нашего исследования определённый интерес представляет комплекс условий, выделенных М.В. Бирюковой:
обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания, физической и психологической защиты; работа над снятием тревожности и других негативных эмоциональных состояний, проявляющихся у студентов в начале обучения;
создание благоприятных внешних условий для психического и физического существования и развития студента; оптимальная организация учебной деятельности педагогами;
организация специфической микросоциальной среды (отношения, творческая деятельность, общение, психологический климат и т. д.), способствующей адаптации студента к реальным социокультурным условиям деятельности в учебном заведении;
планомерная работа по формированию адекватных учебному заведению взаимоотношений в студенческой группе.
Подытожив представленные точки зрения, можно выделить следующие аспекты социально-педагогической адаптации первокурсников к обучению в техникуме: организационный, содержательный и технологический.
Организационный аспект включает в себя:
преемственность этапов в решении адаптационных проблем первокурсников, предполагающая формирование у студентов качеств личности, позволяющих им быть самостоятельными и активными;
осуществление психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса;
Психолого-педагогическое сопровождение, как одно из совокупности условий, является комплексом просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий для успешной адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде техникума.
оснащение учебного процесса электронными ресурсами, компьютерными технологиями.
При соблюдении этого условия студент в короткий срок овладевает общеучебными умениями и навыками, становится уверенным пользователем ПК, приспосабливается к тем требованиям, которые предъявляются государственным стандартом и учебным заведением, решая для себя проблему адаптации к новым условиям жизни в информационном обществе, где решающую роль играют информация и научные знания. Эффективность, полезность и необходимость применения информационных технологий очевидна.
Технологический аспект обеспечивает активное включение учащихся в процесс деятельности путём:
психолого-педагогической диагностики студентов-первокурсников, представляющей из себя комплексное тестирование личности студента и трудностей на начальном этапе обучения;
систематического мониторинга за происходящей адаптацией для выявления, оценивания, корректировки педагогических воздействий.
Содержательный аспект обеспечивает включение в содержание обучения ситуаций достижения, которые задают личностную направленность образовательного процесса, и ориентирует процесс обучения на развитие профессиональной направленности личности студента.
Опираясь на проведенный анализ научной литературы, была предпринята попытка выделения педагогических условий, способствующих эффективности социально-педагогической адаптации студентов к обучению в техникуму.
Построение образовательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода.
Развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.
Личностно - ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, которая позволяет посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности обучающегося, развития его неповторимой индивидуальности. Это комплексное образование, при котором педагог содействует развитию как индивидуальности студента, так и его субъективных качеств. В сформулированном определении отражена сущность и выделены наиболее важные аспекты, такие как:
данный подход связан со стремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности обучающегося, проявлению его субъективных качеств;
представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий.
К основным понятиям личностно - ориентированного подхода Е.В. Бондаревская относит:
индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;
личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;
самоактуализированная личность человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрывающий свои возможности и способности;
самовыражение— процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;
субъект— индивид или группа, обладающие осознанной творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;
субъектность— качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;
педагогическая поддержка— деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.
Одним из компонентов личностно-ориентированного подхода является технологическая составляющая. Она включает наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В. Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как диалогичность; деятельностно-творческий характер; направленность на поддержку индивидуального развития обучающегося; предоставление студенту необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.
Подводя итог, следует сказать, что целью личностно-ориентированного подхода является развитие познавательных способностей обучающихся, максимальное раскрытие индивидуальности. Его использование способствует развитию адаптации, позволяет каждому студенту проявлять самостоятельность, инициативу, создает обстановку для естественного его самовыражения.
Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе и включение в образовательную практику новых форм оценивания достижений (портфолио).
Повысить интерес обучающихся к учебной деятельности позволяют современные педагогические технологии. Они предусматривают разные формы подачи и усвоения программного материала, заключают в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед профессиональным образованием, при подготовке конкурентоспособных выпускников.
В настоящее время существует большое количество педагогических технологий: информационно – коммуникационная технология, технология развития критического мышления, проектная технология, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения, игровые технологии и др.
Любая технология обучения включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и учащегося; критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.
Интеллектуальная, социальная физиологическая и психологическая готовность к обучению определяет успешность процесса адаптации. Тщательный учет всех факторов, способствующих адаптации студентов к техникуму, значительно снизит количество обучающихся с дезадаптацией.
Мотивация достижения успеха рассматривается как стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего, во что бы то ни стало. Мотивация достижения успеха является одним из главных свойств личности. Поэтому, в качестве общего направления работы со студентами на этапе адаптации следует создавать ситуацию успеха и формировать мотивацию достижения успеха, развивать адекватную самооценку и уровень притязаний, уверенность в своих способностях. Успех - единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться.
«Портфолио» – комплект документов, которые подтверждают индивидуальные достижения студента по различным направлениям деятельности. Создание портфолио можно считать творческим процессом, позволяющим учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности (учебной, научно-исследовательской, спортивной, творческой, социальной) за время обучения в техникуме.
Основная цель формирования «портфолио» - накопить и сохранить документальное подтверждение собственных достижений студента в процессе его обучения в техникуме. По мнению Н.В. Бордовской, «портфолио является не только современной эффективной формой самооценивания результатов образовательной деятельности студента, но и способствует:
мотивации к образовательным достижениям;
анализу и самооценке достижений студента по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (семестр, курс);
приобретению опыта в деловой конкуренции;
обоснованной реализации самообразования для развития профессиональных компетентностей;
выработке умения объективно оценивать уровень своих профессиональных компетентностей;
повышению конкурентоспособности будущего специалиста» [8, с. 169].
Ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого студента, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.
Организация специфической микросоциальной среды (отношения, творческая деятельность, общение, психологический климат и т. д.), способствующей адаптации студента к реальным социокультурным условиям деятельности в учебном заведении.
Актуальность проблемы влияния межличностных отношений на характер адаптации в студенческом коллективе, состоит в том, что в юношеском возрасте определяются особенности взаимоотношений личности с окружающими, которые влияют на развитие индивидуальности; в действиях личности формируется совокупность норм, правил и форм поведения, личность утверждает свое место в обществе.
Теория отношений была разработана В.Н. Мясищевым. В ней отношение личности всегда структурно и включает простейшие эмоциональные переживания; через включение оценочных отношений в связи с нормами и нормативными критериями формируются убеждения.
Автор Я.Л. Коломинский определяет общение как «такое информационное и предметное взаимодействие между людьми, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются их межличностные отношения».
Б.Г. Ананьев рассматривает общение как «социальное и индивидуальное явление, которое одновременно проявляется в информации, коммуникации и преобразовании внутреннего мира человека, что происходит в различных конкретных ситуациях общения и взаимодействия людей». При этом он устанавливает взаимосвязь между внешними условиями и межличностным общением, а также делает попытку определить оптимальное количество общения, которое необходимо для развития личности в целом. Б.Г. Ананьев рассматривал основные направления влияния общения на формирование психического мира личности и соотношение общения с другими видами профессиональной деятельности личности.
По мнению Я.Л. Коломинского, качество межличностных отношений обусловлено взаимной готовностью субъектов к определенному типу взаимодействия в педагогической среде, что переводит данное взаимодействие в личностный план и показывает его зависимость от личной истории, мотивационной системы, социального статуса, социально психологических ролей участников, сложившихся субъект – субъектных взаимоотношений между ними. Субъект - субъектный характер межличностных отношений дает возможность проанализировать их с позиции деятельности (A.A. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина и др.).
Согласно данному подходу, межличностные отношения в педагогической среде обеспечивают взаимодействие субъектов, осуществляющих коллективную деятельность, и, в свою, очередь опосредуются содержанием и целями этой деятельности.
Анализ подходов к изучению влияния межличностных отношений на адаптацию подростков к педагогической среде становится более полным с учетом основных идей A.B. Петровского, рассматривающего межличностные отношения как опосредованные общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. Отсюда организация совместной деятельности педагогов и обучающихся, особенности протекания их межличностных отношений, специфика адаптации подростка к педагогической среде становятся значимыми для понимания исследуемой проблемы. Кроме того, адаптация человека к условиям жизни основана на взаимном изменении личности и ее окружения и, нередко, описывается как процесс, направленный на эффективное преодоление трудностей посредством успешного принятия решений, проявления инициативы, ответственности и способности к антиципации последствий принимаемых решений.
Итак, адаптация может осуществляться на самых разных уровнях взаимодействия организма и среды (биологическом, психофизиологическом, социальном и др.). Социальная адаптация – процесс эффективного взаимодействия с социальной средой, который сопровождается удовлетворением основных социогенных потребностей человека, оправдывающего ролевые ожидания группы, и проявляется в переживании состояния самоутверждения и свободы выражения творческих способностей.
Учебный процесс является основным видом деятельности студента, который занимает наибольший объем времени на всем этапе подготовки будущих специалистов. Научно исследовательская деятельность исполняется в процессе участия в работе различных научных сообществ и объединений. Общественная работа позволяет значительно обогатить социальный опыт студентов в сфере построения межличностных взаимодействий, сформировать у них позитивные личностные черты.
Л.А. Антиповой установлено, что «межличностные отношения связывают, прежде всего, студентов с друг другом. Отношения типа студент - студент в среде техникума относятся к горизонтальному уровню взаимодействия, которое характеризуется интенсивностью неформального общения, удовлетворением психологических потребностей, формированием черт характера и свойств личности. Отношения между студентами представляют собой форму взаимодействия! со сверстниками, пропитанную специфическими задачами профессионализации».
Уровень развития студенческого коллектива во многом определяет качество межличностных отношений. Являясь одной из разновидностей социальных групп, студенческая группа развивается по объективно существующим законам общества, но обладает и некоторым своеобразием и неповторимостью.
Среди особенностей студенческой группы, влияющих на устанавливаемые в ней межличностные отношения можно выделить следующие: цель, состоящая из овладения знаниями, умениями, навыками и подготовки к профессиональной деятельности; учеба как основной вид деятельности; индивидуальные формы труда; отсутствие отношений «по вертикали»; относительная возрастная однородность; ограниченность периода существования.
На формирование межличностных отношений в студенческой среде влияют факторы: позиция лидера в коллективе, групповые нормы, социально-психологический климат, групповая сплоченность, принадлежность студентов к определенным социометрическим категориям в коллективе и др.
Межличностные отношения в группе рассматривают либо в статике, т. е. в том виде, в каком они существуют в данный момент времени, либо в динамике, или развитии. Отношения в группах никогда не остаются неизменными, с течением времени под влияниям тех или иных обстоятельств они изменяются.
Существует следующая закономерность: чем ближе по уровню своего развития
группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон в личности. Особые нормы взаимоотношений в коллективе предопределяют положительное отношение человека к другим членам коллектива. В адаптации к новым условиям существенную роль играет способность устанавливать взаимоотношения в новом коллективе. Самым явным признаком дезадаптации может быть обособленность студента от своей учебной группы. В адаптации к новым условиям существенную роль играет способность устанавливать взаимоотношения в новом коллективе. Самым явным признаком дезадаптации может быть обособленность студента от своей учебной группы.
Подводя итог, следует сказать, что образовательная среда учебного заведения является важнейшим фактором успешной адаптации студентов к новым образовательным условиям. Для ускорения адаптации первокурсников к обучению в техникуме необходимо всем участникам учебно-воспитательного процесса с первых дней обучения оказывать помощь студентам, направленную на преодоление трудностей, возникающих в процессе их адаптации. Выявление проблем, которые возникают перед студентами-первокурсниками в учебном заведении, и определение путей их преодоления позволит повысить активность студентов в приобретении качественных знаний, умений и навыков, способствовать предотвращению отчисления студентов на первом курсе. Успешная адаптация студента-первокурсника к образовательному процессу выступает важнейшим условием профессионального становления будущего специалиста. Эффективность протекания адаптационных процессов определяется как адаптационными способностями, так и особенностями образовательной среды.
Нами были определены педагогические условия, способствующие успешности адаптации первокурсников к профессиональному образованию.
Построение образовательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода.
Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе и включение в образовательную практику новых форм оценивания достижений (портфолио).
Организация специфической микросоциальной среды (отношения, творческая деятельность, общение, психологический климат и т. д.), способствующей адаптации студента к реальным социокультурным условиям деятельности в учебном заведении.