Педагогическое сопровождение адаптации первокурсников в условиях образовательного процесса колледжа
left1905100247650257175008382003133725Сообщение на заседании
цикловой методической комиссии
Тема «Педагогическое сопровождение адаптации первокурсников в условиях образовательного процесса колледжа»
Мастер п/о: Кончикова Елена Николаевна
2014 г
00Сообщение на заседании
цикловой методической комиссии
Тема «Педагогическое сопровождение адаптации первокурсников в условиях образовательного процесса колледжа»
Мастер п/о: Кончикова Елена Николаевна
2014 г
Сегодня образование является системообразующим фактором общественного развития. Эта социальная система упорядочивает в своих границах случайные воздействия, превращает их в устойчивые формы знания о мире, повторяющиеся формы поведения, формирует традиционную систему ценностей, что дает возможность дальнейшего развития общества. Бесспорно, что именно образование и воспитание закладывают модели деятельности человека в будущем, духовную составляющую этой деятельности.
В условиях социальной неопределенности, которая в настоящее время переживается большинством населения, именно образование должно взять на себя лидирующую функцию в определении дальнейшей доминирующей тенденции в развитии личности. Вопросы личностного развития студента и формирование его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного учебного заведения. Именно в процессе обучения в колледже проходит первичное «освоение» профессии, определяется жизненная и мировоззренческая позиция молодого человека, изучаются индивидуальные способы деятельности, формы поведения и общения.
При этом, одной из ведущих проблем является построение такой системы учебно-образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности не только личностного развития студента, но и его профессионального становления как специалиста. Поэтому, необходимым становится выявление взаимосвязи и взаимообусловленности двух процессов: развития личности и становление профессионала в процессе обучения.
Профессиональное образование, выполняющее функции профессиональной подготовки и отождествляемое с понятием «специальное образование», предполагает два пути его получения - самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования.
Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно находить реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с поиском, планированием, выбором и устройством своей профессиональной карьеры, которая начинается со студенческой скамьи.
Студенчество является особой социальной категорией, специфической общностью людей, организационно объединенных институтом профессионального образования. Исторически эта социально-профессиональная категория сложилась со времени возникновения первых университетов в XI-XII вв. и считается резервом интеллигенции, ближе всего стоит к ней и, именно поэтому, так важна качественная профессиональная и психолого-педагогическая подготовка студента - будущего руководителя производства, здравоохранения, образования, искусства на всех уровнях. И здесь важны два момента - правильность профессионального выбора, адекватность и полнота представления студента о выбранной профессии, так чтобы уровень представления студента о профессии непосредственно соотносился с уровнем его отношения к учебе.
Студенческая жизнь начинается с первого курса и, поэтому успешная, эффективная, оптимальная адаптация первокурсника к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, гражданина, будущего специалиста.
Особая значимость учебного процесса состоит в том, что учение, являясь отражательно - преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения студентов-первокурсников к самой учебно-познавательной деятельности.
Эффективность учебной работы связана с сокращением сроков и успешностью адаптации студентов, где адаптация является для студента продуктивным выходом из адаптивной ситуации, когда личность соотносит собственные возможности и возникшие трудности.
О том, что выпускники школ недостаточно подготовлены к правильному выбору высшего учебного заведения и будущей профессии, говорит тот факт, что, согласно результатам проведенного опроса из 25 студентов-первокурсников, только 38% из них поступили на специальность модельер-закройщик с целью получить желаемую профессию. В связи с этим, мы говорим о трудностях, которые возникают в период начального обучения в колледже, а значит проблемах адаптации.
Выбор профессии человеком, в результате внутренних ресурсов и соотнесения их с общественными требованиями, является основой его самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане представляет собой многоаспектное явление, это не одномоментный акт, он состоит из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта.
Сегодня особые требования предъявляются к воспитательно-образовательному процессу в период адаптации, где в начале обучения возникает противоречие между появляющимися у студентов-первокурсников новыми потребностями, необходимостью решать новые задачи и уровнем имеющихся у них возможностей, сложившимися у них ранее способами мышления, поведения, привычками.
Ко всем педагогическим трудностям, которые испытывают юноши и девушки во всем мире, в нашей стране добавляются и те, которые обусловлены сегодня непростой социальной ситуацией, на фоне которой происходит развитие наших детей. В таких условиях задача психологической помощи в развитии способности самому определить цели своей жизни, в освоении практически полезных навыков планирования, соотнесения ближней и дальней перспективы.
Для того чтобы понять причину сложностей в адаптационный период группы, был проведен психолого-педагогический анализ группы.
Специальность «Модельер-закройщик»
В группе 25 человек, из них 24 девочки и 1мальчик. Совершеннолетних – 5.
Многонациональная группа:
60 % - русские,
20%- казахи,
20%-татары, чеченцы, немцы.
Закончили 9кл. в 2014 году – 22 человек, после 10 кл – 2 человека. Средний бал по группе при поступлении 3,4. Освобожденных от занятий по физкультуре - нет.
Прописаны и проживают в городе 17 человек, иногородние 8 человек, из них живут у родственников - 4, снимает квартиру один, 2 человека приезжают на занятия из с.Павлодарское и одна из с.Аксу.
4 человека представители протестантского христианства, из церковной общины баптистов.
Неполных семей 12, малообеспеченных 16 из них 10 получают материальную помощь, 3 многодетные семьи, 8 неблагополучных семей – пьющие и \или неконтролирующие детей – родители, с тремя студентами работает инспектор по ходатайству колледжа, одна студентка Корнилова Маша, состоит на учете в ИДН Южного РОВД.
Родители в основном инертны и мало интересуются успеваемостью и посещаемостью своих детей. Активен только родительский комитет в составе 3 человек, председатель мама Уваковой Камилы, она постоянно на связи с мастером, интересуется делами группы во всех сферах деятельности.
Группа в целом характеризуется положительно, микроклимат в группе установился хороший, лидеры проявились в первый месяц обучения, что позволило сразу верно определить актив группы, староста Обрезчиков Сергей, зам.старосты Кригер Анастасия, физорг Черникова Евгения. Неформальных лидеров и группировок нет. Адаптационный период прошел удовлетворительно. Посещаемость имеет тенденцию роста, количество опозданий уменьшилось.
Группа активно участвует во всех мероприятиях колледжа, занимает призовые места. В группе воспитывается уважение к старшим, к одногрупникам, к однокурсникам, разъясняются правила поведения и трудовой дисциплины.
На уроках производственного обучения, результаты не высокие, возможно это связано с тем, что по результатам анкетирования только 38% пришли с желанием получить эту специальность, 24% хотели получить специальность парикмахера, 17% не поступили в другие учебные заведения и 21% затруднились ответить.
Преподавателями группа характеризуется положительно, но со слабыми результатами, студенты не всегда готовы к уроку. На сегодняшний день много должников по предметам. Студенты порой гипер-активны, шумно ведут себя, возможно сказывается живость характера основной массы студентов, но на замечания реагируют правильно, адекватно.
В целом потенциал группы хороший.