Поступление в школу – переломный момент в жизни детей. (доклад)
Воспитателя «МБОУ ИСОШ» Арбеньевой Г.В.
Поступление в школу – переломный момент в жизни детей. Меняется образ жизни ребенка, условия его деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Успех обучения в школе зависит от уровня физической, умственной и нравственной готовности ребенка к обучению.
В понятии «умственная готовность» к школе различают несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в первый класс, необходим известный запас сведений, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде, о том «что такое хорошо и что такое плохо», т.е. о моральных нормах поведения.
При поступлении детей в нашу группу в начале года и в конце дети проходят тестирование.
Особое место в работе с детьми занимают получение им знаний и формирование навыков, традиционно относящихся к собственно школьным: грамоте и математике. Мы не пытаемся повторять программу начальной школы.
Ребенок поступающий в школу должен уметь планомерно обследовать предметы, выделять их разнообразные свойства, т.е. владеть достаточно точным и расчлененным восприятием. Большое значение имеет хорошая ориентировка ребенка в пространстве и времени. Определяет готовность ребенка к школьному обучению и уровень развития его речи – умение связано, последовательно описывать предметы, картинку, событие, передать ход своим мысли, объяснить то или иное явление, правило. Важная сторона готовности к школе – достаточный уровень волевого развития ребенка. У разных детей этот уровень различен, но типической чертой семилетнего ребенка является возможность управлять своим поведением, участвовать в общей деятельности, принимать систему требований, предъявляемых школой и учителем. Формированию качеств, необходимых будущему школьнику, помогает система педагогических воздействий основанных на правильной организации детской деятельности и педагогического процесса в целом. В нашей группе в основном дети пришедшие из дома, которые не посещали дошкольные учреждения.
Вся работа в дошкольной группе направлена на решение данных задач. Содержание физического развития в группе определяется задачами подготовки детей седьмого года жизни к обучению в школе. В течении всего дня рационально распределяется нагрузка. После занятий , требующих сохранения неизменной позы, планируются физкультурные и музыкальные. На одном занятии чередуются задания, которые ребенок выполняет сидя за столом, с такими которые дают ему возможность изменить позу, положение корпуса. Правильное распределение умственной и физической нагрузки обеспечивают не только сменой разной по характеру деятельности, но и чередованием различных по организации форм работы с детьми – фронтальных, небольшими группами, индивидуальных. При двух последних способах дети реже отвлекаются, меньше устают, так как могут действовать в более удобном для себя темпе. Наряду с охраной нервной системы не менее важная задача – воспитание нормальной осанки, правильного положения тела при стоянии, ходьбе, сидении.
В осанке ребенка не должно быть мелочей. Важно все : как ребенок спит, сидит, стоит, сохраняет позу в танце, выполняет различные физические упражнения. Следим за тем, чтобы дети в процессе занятий, игр, самостоятельной деятельности должны временами расслабляться, менять позу, положение корпуса. Т.к. дети приходят к нам в основном из семей, не посещающих дошкольные учреждения. С ними с начала учебного года ведется большая работа за тем, чтобы дети следили за своей осанкой. Костная –мышечная система у них еще не окрепла, изгибы позвоночника только формируются, поэтому даже правильная поза, но сохраняемая длительное время, может стать причиной нарушения осанки.
С воспитанием правильной осанки у детей большая работа проводится по укреплению стопы, предупреждение развития плоскостопия. Не разрешаем детям в течении дня находится в спортивной обуви. Проводим все возможные игры: ходьба на наружный стороне стопы, перекатывание с пятки на носок, предлагаем детям собрать карандаши пальцами ног.Мелочей в работе с детьми дошкольного возраста нет. Особого внимания требует охрана зрения ребенка. Многие виды деятельности детей нашей группы связаны со значительным напряжением зрения. Предлагаю детям при самостоятельной работе время от времени отрываться от нее и смотреть вдаль, чередуя близкое и далекое восприятие предметов, чтобы не было нагрузки на глаза. Этот прием дает отдых глазным мышцам.
Переходя к разделу подвижных игр хочется сказать, что наряду с сюжетными играми типа « 2 Мороза», «Охотники и зайцы» большой интерес вызывают у детей бессюжетные, основанные на выполнении сложных движений. Наличие интереса в игре, желание выиграть, активизировать восприятие, мышление память, воображение. Стремление ребят к объединению в подвижных играх используем для воспитания навыков поведения в коллективе, что особенно важно в период подготовки к школе. Учим детей подчинять свои интересы общей игровой задачи, согласовывать свои действия с действиями других играющих, уважать партнеров, делиться с ними опытом. В играх организуемых детьми самостоятельно предоставляются широкие возможности для творчества, инициативы. Поощряем стремление детей разнообразить содержание игр. Игры и упражнения, организуемые детьми по собственному желанию, дают простор творческой инициативе при овладении новыми видами движений, способствуют закреплению навыков поведения в коллективе сверстников. Для двигательной активности детей совместно с родителями соорудили свой участок.
Умственное воспитание детей дошкольной группы включает освоение детьми знаний, развитие психических процессов (восприятие, воображение, память, мышление) При подготовке детей к школе нельзя ограничиваться только узкой сферой знаний и умений, направленных на обучение грамоте и счету. Ребенок должен получать разносторонние знания. Вот над этим мы и работаем. При планировании занятий по родному языку стремимся к тому, чтобы были пройдены все произведения художественной литературы, а также заучивание наизусть. Активизируем словарь детей , учим пересказывать, составлять небольшие рассказы.
Темы, содержанием которых является общественная жизнь людей, тесно связаны друг с другом. Так, формированию представлений о родном крае включает в себя знания о том, где люди трудятся, что производят. Детям рассказывают о передовых производствах, героях труда своего поселка, о героях Отечественной войны – уроженцах данной местности (дети посещают школьный музей «Боевой славы»).
При ознакомлении детей с природой закрепляются у детей знания зависимости роста и развития растений от ряда условий (ухода, света, тепла) зависимость строения тела животных от среды обитания. При сообщении детям новых знаний учитываю опыт и впечатления ребят. Дети посещают класс биологии.
При сообщении новых знаний по каждой теме проводим несколько взаимосвязанных наблюдений, экскурсии,чтобы дети могли составить представление о явлениях в целом. Это например наблюдения одного процесса в динамике, в целом. Наблюдает разные объекты, явления, относящиеся к одной теме. Например:
- труд взрослых планирую экскурсии в школьную библиотеку, прогулку к газетному киоску. Экскурсию в пожарную часть, по школе.
В итоге «Все работы хороши- выбирай на вкус» дети должны осознать, что хороша и важна любая работа, если она полезна людям.
Работая с детьми в дошкольной группе побуждаем их производить узнавание, сравнение, обобщение как в форме внешних действий, так и в уме. Сравнение, группировка могут быть эффективными лишь при наличии конкретных знаний о предметах. К концу года дети нашей группы умеют охарактеризовать предмет по конкретным признакам (цвету, размеру, материалу т.е. из чего он сделан). Дети научились выполнять задание на сравнение, группировку и в наглядном и в умственном плане, т.е по представлению сравнивать по памяти например : лошадь и корова, сосну и березу. При обучении классификации успех зависит от того, как дети поймут признаки, характеризующие особенности объектов или явлений, объединяемых в родовые группы.
В процессе труда, игры и других видов деятельности детей происходит приобретение и закрепление знаний, а так же развитие психических процессов и способностей без которых невозможно успешное обучение в школе. Основным условием обучения является создание у детей эмоциональной установки на предстоящие занятие. Сообщаю детям цель занятия и мотив деятельности ( сегодня мы будем рисовать фигуру человека), узнаем, как трудится на стройке. Успех обучения на занятиях зависит от того, как образовательные задачи сочетаются с воспитательными.
Опросы детей неоднократно проводившиеся в нашей группе показали, что дети, за редким исключением стремятся пойти в школу. Обосновывают это желанием дети по-разному. Большая часть ссылается именно на учебу, как на привлекательную сторону школы, но из беседы с детьми выясняется, что не только возможность учиться привлекает детей – большой притягательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: сидение за партой, звонки, перемена, владение портфелем, пеналом и т.д. важной стороной психологической готовности детей к школе – считаю достаточный уровень волевого развития ребенка. Психологическая готовность к школе включает качества личности ребенка, помогает войти ему в коллектив класса, найти свое место в нем.
Успех обучения на занятиях зависит от того, как образовательные задачи сочетаются с воспитательными. В число воспитательных задач входит формирование нравственных представлений, качеств, характеризующих отношение детей к явлениям природы, общественной жизни. Они решаются в основном во время бесед, чтения художественных произведений, экскурсий. Тесная связь психолога и логопеда школы помогает детям адаптироваться в школе быстрее. Наши дети принимают активное участие в жизни школы. Выступают на родительских лекториях, конкурсах школьного и районного уровня. В доказательство этого представляем вашему вниманию не большой концерт.
Работа по подготовке детей к обучению в школе многогранна и строится на совместной работе воспитателей и учителей группы дошкольной подготовки и родителей.