Внеклассное мероприятие Проектная задача по обществознанию для 5 класса Социальные проблемы микрорайона Степановка города Томска
Проектная задача предметная
Название проектной задачи Социальные проблемы микрорайона
и пути их решения
Предмет Обществознание
Класс 5Б
Тип задачи Предметная одновозрастная
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел):
1.Коллективный проект направлен на развитие взаимодействия учеников класса и закрепление всего пройденного материала в деле изучения различных сторон организации общественной жизни ближайшей территории проживания учащихся.
2.Разработать проектные предложения улучшения и развития микрорайона Степановка, внеся, таким образом, некоторую долю в благоустройство родного города.
3.Качественное самоизменение ребенка.
Выявить социальные проблемы микрорайона через изучение материалов СМИ - особое внимание уделить социальным учреждениям и инфраструктуре района - детскому саду, школе, детским учреждениям, дорогам, детским площадкам, приречной зоне, обустройству остановочных комплексов, зоне ветхого аварийного жилья, наличию фонарей в темных переулках, психологическому микроклимату домовых дворов;
Предложить варианты решения проблем.
Зафиксировать результаты работы на всех этапах на листах ватмана.
Знания, общеучебные умения и способы действий, на которые опирается задача.
Личностные УУД в рамках когнитивного компонента - основы социально-критического мышления; в рамках ценностного и эмоционального компонента – гражданский патриотизм, любовь к малой; - потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; - в рамках деятельностного компонента потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности; - устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Пятиклассник получит возможность для формирования личностных УУД:
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
Регулятивные УУД – целеполагание, адекватное самостоятельное оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых коррективов в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации через заполнение экспертных и оценочных листов.
Коммуникативные УУД – в групповом сотрудничестве формулировать собственное мнение и позицию, координировать их с позициями партнеров, устанавливать и сравнивать различные точки зрения для осуществления выбора, адекватно использовать речь для решения задачи, планировать общие способы работы, оказывать содействие и поддержку членам группы для достижения цели.
Познавательные УУД: осуществлять ознакомительное, изучающее, усваивающее и поисковое чтение, ставить проблему, аргументировать ее актуальность.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности – планировать и выполнять учебную проектную задачу через приемы социологии и художественного познания мира – наблюдение, постановка проблемы, образность, оригинальность, адекватные исследуемой проблеме, отличать факты от суждений, мнений и оценок.
Стратегия смыслового чтения и работа с текстом – искать, преобразовывать, интерпретировать и оценивать информацию и понимать прочитанное.
Планируемый педагогический результат формирование компетенций по рефлексивному овладению культурными средствами действия для участия в развитии общества и реализации основ гражданской ИДЕНТИЧНОСТИ в поступках и действиях.
Уровни воспитательных результатов и эффектов деятельности Первый уровень – первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни, приобретение школьниками социальных знаний о правилах конструктивной групповой работы.
Второй уровень – получение пятиклассниками опыта переживания и формирование позитивного отношения к социальной реальности в целом - развитие ценностных отношений к родному микрорайону города, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельно социального действия): опыт самообслуживающей деятельности, опыт градосберегающей и градоохранной деятельности; опыт общения с представителями других социальных групп; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде.
Способ и формат оценивания результатов работы При подведении итогов работы оцениваются:
- умение находить и использовать представленный в разных формах и разных частях работы содержательный материал, дополнять его собственными знаниями и представлениями;
- владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение всей задачи в целом
-качество выполненного плаката или стенгазеты по критериям – виды социальных проблем, отраженные в графической или текстовой форме, использованные слоганы, символы, идеи решения поставленных проблем;
- эстетика выполненного плаката или стенгазеты;
- умение создавать собственные тексты и иллюстративный материал к ним.
Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспетного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе.
Замысел проектной задачи
В качества сюжета задачи взята квазиреальная ситуация : составление обращения в форме плаката-стенгазеты от имени членов ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА в компетентные органы власти с освещением местных проблем. Задача осуществляется в рамках реализации рабочей программы по Духовно-нравственному развитию, социализации и воспитанию и по обществознанию в инвариативной части обучения на еженедельном клубном дискуссионном классном часе в форме урока-мастерской по проектно-задачной технологии. в рамках этого сюжета учащиеся должны выполнить ряд заданий по предмету Обществознание.
Задания построены таким образом, что в процесс их выполнения учащиеся должны обращаться к текстам, к иллюстративному и наглядному материалу, таблице для получения необходимых данных.
нужная для решения задачи информация зашумлена избыточными сведениями, не относящимися к решаемой задаче. Это вызывает необходимость проведения тщательной работы с предлагаемыми текстами. Итоговое задание требует рефлексивного отношения к результатам всех предыдущих этапов работы и создания на их основе связного иллюстрированного плаката или стенгазеты, который и является «продуктом» решения данной задачи.
Цель, которую должны достичь дети:
1. Подготовить текстуальный и визуальный Отчёт по итогам обследования и выявления проблем, наглядный материал в виде конструкторских социальных плакатов, в которых будут отражены социальные проблемы микрорайона и их решение;
2. Подготовить итоговый доклад и выступить с ним на школьной конференции, по возможностям и на других конференциях - муниципальной и региональной.
3. Разработать проектные предложения по улучшению проживания граждан на Степановке.
Оборудование и материалы – материалы СМИ, ватманы, фломастеры, презентация педагога, иллюстративный материал.
КОНВЕРТ № 1.
Описание проектной задачи.
Время на постановку задачи и планирование – 4 минуты.
ИНФОРМАЦИЯ № 1.
Ребята! Вам предлагается изучить через материалы СМИ – статьи Интернет наиболее серьезные проблемы своего микрорайона. Обсуждение проводится в виде мозгового штурма. Главная задача – найти как можно больше вариантов ее разрешения. Работа организуется в группах по 3-5 человек. Распределите в своей группе роли – кто будет Руководитель, кто будут Художник и Мастер-Конструктор, кто будет Выступающий, кто – Хранитель Времени. Группы изучают проблемы по информационным текстам через карты анализа. После обсуждения фиксируются на ватманах идеи, затем представляют свою оценку актуальности проблемы и возможные варианты выхода из нее. Некоторые проблемы, которые Вам придется решать, будут неизбежно тупиковыми – здесь важно определить все возможные варианты выхода из тупика. Наиболее интересные выписываются в течение обсуждения на специальных ватманах. Затем группы выступают с общей оценкой работы. Общее время выполнения задачи – 39 минут.
Выберите свой тип макета будущего социального плаката или стенгазеты из предложенных ниже вариантов. Рассмотрите картинки-символы машин, поездов, домов, реки, человечков.
КОНВЕРТ № 2. Моделирование.
Друзья! Вам предлагается сконструировать СОЦИАЛЬНЫЙ ПЛАКАТ или СТЕНГАЗЕТУ, содержащие обращение-предложение о социальных проблемам в органы власти – общественную приемную Мэра и города, Управление архитектуры и градостроительства, Управление городского хозяйства, Отдел по делам молодежи, Общественную организацию или газету, в которых на листах ватмана вы осветите наиболее острые проблемы Степановки и предложите варианты их решения.
Задание № 1.
Время выполнения задания – 9 минут.
Распределите между участниками группы, - кто и какой текст читает или слушает. Прочитайте информационные тексты №2, 4 и 5, а текст № 3 прослушайте через наушники по ноутбуку о социальных проблемах микрорайона. Поработайте с ними согласно карте анализа проблемы устно, выделяя в информационных текстах проблемные точки с помощью простого карандаша. Обсудите с членами группы содержание прочитанного.
Карта анализа проблемы.
Сформулируйте как можно точнее и лаконичнее суть выявленной проблемы после прочтения текста.
Кратко дайте историческую справку проблемы (когда и как возникла, какова причина возникновения, стороны, заинтересованные в разрешении проблемы). Раскройте подробнее сущность проблемы.
Попытайтесь сформулировать негативные последствия проблемы.
Опишите существующие варианты разрешения проблемы.
Предложите свой путь разрешения проблемы. Аргументируйте положительные стороны вашего предложения и его недостатки.
Схема работы над проблемой
Проблема Негативные последствия Предложения Ваш путь
ИНФОРМАЦИЯ № 2.
«С востока Степановка ограничена рекой Ушайкой, с севера — железной дорогой. Крупные улицы — Богдана Хмельницкого, Ломоносова, Социалистическая.
Транспортное сообщение со Степановкой осложнено тем, что единственная дорога к микрорайону проходит через Степановский железнодорожный переезд, расположенный между улицами Шевченко и Ломоносова, который часто закрыт, так как находится в непосредственной близости от станции Томск I.
Общественный транспорт — маршруты автобусов 10, 10-А, 12, 53, 510.
Застройка района в основном малоэтажная, преимущественно частные дома с приусадебными участками, за исключением квартала по переулку Ботаническому, застроенному многоэтажными многоквартирными зданиями. Между Степановкой и Мокрушинским микрорайоном располагается территория Сибирского ботанического сада, Переулок Ботанический и улица Мокрушина соединены неширокой асфальтированной дорогой, ранее там проходила грунтовка. В 2011 году Степановку и Богашёвский (Коларовский) тракт соединила улица Континентальная.
Школа № 35, филиал Сбербанка.
Между Степановкой и Академгородком имеется комплекс трамплинов, требующий ремонта.
На территории Степановки застраиваются еще два многоэтажных микрорайона – Прибрежный и Южные ворота и посёлок индивидуальной коттеджной застройки».
ИНФОРМАЦИЯ № 3.(АУДИОТЕКСТ)
Здравствуйте. Прослушайте, пожалуйста, аудиотекст и поделитесь впечатлением от прослушанного с членами своей группы.
Микрорайон Степановка - это частный сектор и динамично застраиваемые новые микрорайоны. НА Степановке развивается инфраструктура – построены несколько новых детских садов, отремонтирована школа, восстанавливаются трамплины на лыжной базе. Хотя томичи и гости города привыкли думать, что «за переездом жизни нет». Но микрорайон растёт и развивается. Строительство жилых домов имеет как плюсы, так и минусы: многие томичи, благодаря дешевизне степановских квартир и программам «Доступное жилье», «Социальная ипотека», обретают долгожданный семейный очаг. Но увеличение автопарка жителей Степановки и плотности транспортных перевозок может привести к транспортному коллапсу на переезде.
Степановка – разнородный по типу жилья микрорайон. Он сочетает в себе и старые ветхие бараки под горой (Старая Степановка), и новые коттеджные поселки на горе (новая Степановка), и несколько микрорайонов новостроек.
Сейчас интенсивно возводятся дома-муравейники на улице Короленко.
Центральный микрорайон - это переулок Ботанический, значительно расширившийся в последнее время из-за построенных домов из красного кирпича. Сразу за ним - девятиэтажки на улице Мокрушина. А правее над лесом "свечки" - жилой комплекс "Южный".
Поселок Континентальный соединяет Степановку и Зональную Станцию.
Микрорайон "Прибрежный". На данный момент главный поставщик людей на Степановку и страданий на Степановский переезд.
За краснокирпичником "Прибрежного" виднеются строящиеся "Южные ворота".
Частный сектор на Степановке отступает, проблемы города наступают. Вполне возможно, что выезды из этого района на ближайшие года будут главными "горячими" точками транспортной инфраструктуры города.
ИНФОРМАЦИЯ № 4.
«Депутаты Думы Томска призывают чиновников к скорейшему решению проблемы железнодорожных переездов.
Проблемы железнодорожных переездов на Степановке и в микрорайоне Мокрушинский грозят социальным взрывом в обществе. Депутаты Думы Томска сегодня в очередной раз призвали администрацию города к поиску скорейших путей решения проблем. Чиновники ответили, что летом представят проект, который позволит снизить напряжённость на Мокрушинском переезде.
По словам чиновника самым сложным в разработке проекта было его согласование с «Российскими железными дорогами». Но соглашение, кажется, достигнуто и осталось теперь только найти источники финансирования. Запланировано строительство туннельного перехода на 76-м километре, а также реконструкция Богашевского тракта, который будет расширен до 6 полос. Сложнее ситуация на Степановке, где нет резерва территории для реконструкции существующего переезда.
Городские депутаты сегодня не случайно вновь подняли вопрос об этих двух переездах. Существующие на них проблемы, как никогда готовы вылиться в социальный взрыв в обществе. Депутат Лариса Сорокова живёт на Степановке, а работает в микрорайоне Мокрушинском. И ей четыре раза в день приходится пересекать злополучные переезды.
Есть ещё один вариант решения транспортной проблемы. Это вынос железнодорожных путей за территорию Томска. Но, по словам начальника департамента капитального строительства, он слишком дорогостоящий и рассчитан, скорее всего, на более длительную перспективу».
ИНФОРМАЦИЯ № 5.
«На Степановке затопило дорогу. Жителям нескольких домов поселка Ново-Карьерный отрезан путь к собственным домам. Сами дома, впрочем, не подтоплены.
Причиной затопления стал подъем уровня воды в Ушайке.
Оперативно-диспетчерская служба города сейчас принимает меры для того, чтобы обеспечить проезд жителям через реку.
Летом река сильно мелеет, в половодье же течение быстрое и мощное. В последнее время Ушайка каждую весну подтопляет расположенные рядом с ней жилые районы — Восточный, Степановку. Вода в верховьях чистая, ниже сильно загрязнена промышленными и бытовыми стоками, имеет 4-й класс загрязнённости, и является самой загрязнённой из рек Томской области. В частности, Ушайка не замерзает даже в самые холодные зимы, в морозы над ней стоит пар. Благодаря предпринимаемым экологическим мерам и сокращению промышленного производства, в последние годы в Ушайке стали наблюдаться небольшие косяки рыб. По прогнозам экологов, Ушайка может стать достаточно чистой через 7-10 лет.
Паводок на Ушайке сегодня приблизился к критической отметке. В микрорайоне Степановка река подступила к жилым домам и уже затопила некоторые приусадебные участки. Постоянное дежурство там осуществляют спасатели и сотрудники городской администрации. Но говорить о спокойствии местных жителей не приходится.
Улица Юргинская на окраине Степановки. Вода из реки здесь за ночь подступила к жилым постройкам. Затоплены огороды.
Жители надеются, что сегодняшний уровень воды в реке пиковый, и дальше паводок будет отступать. Жителей старых двухэтажек на улице Короленко защищает новая дамба. По ней сегодня люди и ходят на работу или в магазин. И всё же, полноценной защиты от паводка Ушайки, по их мнению, дамба обеспечить не может.
Откачивание грунтовых вод спасатели сегодня ведут на трёх участках улицы Короленко. Куда более опасной обстановка считается у моста Новокарьерного посёлка. Для защиты единственной дороги используют мешки с песком. Работы контролируют сотрудники городской оперативно-дежурной службы.
Уровень воды считается нормальным, пока река не создаёт прямой угрозы жилым домам. Тридцать военнослужащих Сибирского спасательного центра МЧС дежурят здесь круглосуточно. Сегодня они получили задание подготовиться к ручной расчистке русла Ушайки под мостом. Есть вероятность, что из-за мусора, принесённого течением, мост превратится в плотину».
Конверт № 3.
Задание № 2.
Время выполнения задания - 13 минут.
Подберите из предложенных в конверте № 1, скомпонуйте и зафиксируйте картинки-символы и нарисуйте социальные объекты нашего микрорайона, вызывающие Вашу обеспокоенность, а затем подпишите в каждой группе на листе ватмана, на каждом в отдельности, по одной или по несколько проблем. Ребята, Вы можете отображать проблемы в виде схематичных рисунков лозунгов, девизов.
Задание № 3.
Время выполнения задания – 5 минут.
Отобразите на каждом тематическом ватмане варианты разрешения проблемы с учетом органичности скомпонованного материала и выбранного типа макета.
Вы можете предложить такие варианты решения проблем: строительство новой ветки дороги; расселение домов частного сектора, находящихся в непосредственной близости с рекой; строительство дорожных эстакад; открытие новых детско-юношеских и молодежных досуговых центров; строительство объектов, обеспечивающих населении микрорайона рабочими местами; свои варианты расселение жителей частного сектора в квартиры домов микрорайона «Школьный» и т.д.
Итоговое Задание № 4. Презентация продукта.
Общее время, отведенное на выступления от групп – 8 минут (по 2 минуты на группу.)
Выступите перед экспертной группой с презентацией результатов работы.
Экспертная карта проектной задачи
«Социальные проблемы микрорайона и пути их решения».
Сформированность метапредметных образовательных результатов
Эксперт (ФИО) __________________________________ Группа № __________________
Умения ФИ детей группы, класс 1 Умеет осуществлять продуктивное взаимодействие с другими участниками совместной работы 2 Способен понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления 3 Умеет действовать в соответствии с заданной инструкцией 4 Способен сознательно осуществлять выбор заданий разного уровня, выполнять их, при необходимости переопределять поставленную перед собой задачу 5 Способен критично и содержательно оценивать свой результат 6 Обладает способностью лидера, может организовать группу так, чтобы все были задействованы в работе 7 Умение презентовать свой продукт, отвечать на поставленные вопросы 8 Может оказать помощь другим членам команды без уговоров,
видит сам, кому нужна помощь 9 Осуществляет инициативные действия при работе в группе, способен к самостоятельному решению и может взять на себя ответственность 10 Обладает самостоятельностью суждений, критичностью по отношению к своим и чужим действиям и высказываниям Подпись эксперта ___________________________
Экспертный лист для решения проектной задачи
Эксперт (ФИО)__________________________________ Группы №__________________
Вопросы и задания Раразвернутые ответы и комментарии Оценка
по 10-балльной шкале
1-й этап – организационно-мотивационный
1. Как учитель организовал начало работы? Опишите его действия 2. Укажите, с чего начала свою работу группа после прочтения общего текста. Определился ли в группе лидер или ещё пока нет? Если определился, то как (по своей инициативе, по предложению других участников и т. п.)? 2-й этап – деятельностный
3. Сформулировали ли дети задачу? Как происходило ее обсуждение? 4. Указали ли дети те действия, которые им необходимо осуществить для решения задачи? Чем они руководствовались? Как происходило обсуждение?
5. Как дети выполняли задания: в порядке их следования или изменяли их порядок выполнения? 6. Изменяли ли по ходу работы первоначальный план своих действий? 7. Какие вопросы задавали дети по ходу выполнения работы? 8. Сколько заданий было выполнено за урок? 9. Как дети распределили задачи между собой внутри группы? 10. Как дети организовали взаимодействие в ходе выполнения заданий? Помогали ли друг другу? 11. Сколько времени потребовалось каждому ребенку на выполнение работы? 12. Общались ли между собой группы? Карта наблюдения. Оценка выполнения итогового задания
Критерий Развернутые ответы
и комментарии Оценка по 3-балльной шкале
1. Соответствие результата поставленной цели 2. Базируется ли итоговый «продукт» на результатах выполнения отдельных заданий 3. Степень обоснованности результата 4. Качество готового
«продукта» Текст Формы представления Иллюстративный материал 5. Качество выступления 6. Иллюстративный материал 7. Ответы на вопросы Итого Эксперт (ФИО)__________________________________ Группы №__________________
Экспертная карта
Уровень сформированности групповой коммуникации
Уровень Название уровня Основной диагностический признак
0 Отсутствие опыта о взаимодействии в групповой работе Абсолютно безучастен к обсуждению проблемы, пассивен.
1 Пассивное участие в групповой работе. Знаком с правилами взаимодействия в группе.
Вступает в обсуждение только при помощи учителя Малоактивен. Положительно реагирует на материал хорошо ему знакомый. Не пытается доказывать, соглашается с тем, что предлагают другие.
2 Некомпетентное участие. Умеет взаимодействовать в группе, но лишь в условиях, когда принимают его точку зрения. Активно вступает в обсуждение, но не умеет слушать других. Доказывая свою правоту, не соблюдает нормы вежливости. Пытается навязать свое мнение. Часто задает вопросы, но интерес быстро пропадает.
3 Недостаточно компетентен.
Учащийся проявляет интерес к групповой работе, умеет взаимодействовать в группе. Справедливо разделяет роли участников группы. Активен при обсуждении, умеет слушать остальных участников, но с чужим мнением может не посчитаться.
4 Учащийся компетентно участвует в групповой работе Корректен с участниками беседы, выслушивает всех, считается с чужим мнением, работает длительно и устойчиво, принимает предложения, комментирует их.
Дневник работы над проектным заданием, отчет о работе, защита проекта
участника проектного задания
1. ВВЕДЕНИЕ
Тема моего проекта ………………………………………………………………………………………………………………
Я выбрал эту тему, потому что …………………………….........................................................................................
Цель моей работы ………………………………………………………………………………………………………………..
Проектным продуктом будет – …………………………….......................................................................................
Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как ……………………………………………………….
План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы):
выбор темы и уточнение названия ……………………………………………………………………
сбор информации (где и как искал информацию) …………………………………………….
изготовление продукта (что и как делал) …………………………………………………………
написание письменной части проекта (как это делал) …………………………………….
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Я начал свою работу с того, что ………………………………………………………………………………………….
Потом я приступил к …………………………………………………………………………………………………………..
Я завершил свою работу тем, что ………………………….....................................................................................
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами ……………………………………………………………
Чтобы справиться с возникшими проблемами, я ………………………………………………………………
Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы) ……………………………..
План моей работы был нарушен, потому что …………………………………………………………………….
В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как ………………………...
Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что …………………………………………………
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (РЕФЛЕКСИЯ)
Закончив свое проектное задание, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например …………………………………………………………………………………………………………………………….
Это произошло потому, что ………………………………………………………………………………………………...
Если бы я начал работу заново, я бы ……………………......................................................................................
В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы …………………………..