Выступление на заседании МО классных руководителей: Изучение уровня воспитанности учащихся и планирование работы на основе полученных данных
Изучение уровня воспитанности учащихся и планирование работы на основе полученных данных Личностно ориентированная модель образования (а именно эта модель присуща нашей школе) имеет целью всестороннее развитие личности школьника, то есть комплексное и равномерное развитие интеллектуального, эмоционально-волевого, ценностно-мотивационного компонентов личности. Воспитание - это планомерное воздействие на учащегося. Для того, чтобы воздействие было эффективным, классному руководителю необходимо овладеть знаниями об основных характерологических особенностях личности, изучить индивидуальные особенности каждого вверенного ему ученика, проникнуть в мир индивидуальной духовно-нравственной жизни. Кроме того, успех воспитательных усилий во многом зависит от установившихся межличностных отношений в классе. А это значит, что классному руководителю необходимо постоянно отслеживать динамику развития не только отдельных учащихся, но и классного коллектива в целом. Мониторинг - систематическое, стандартизированное отслеживание во времени определённых показателей процесса. Наиболее важным звеном в мониторинге является диагностика. Практический опыт показал, что диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности. Диагностика, которую может осуществлять классный руководитель в работе с классом, - это педагогическое изучение учащихся класса, получение данных об условиях их жизни, особенностях развития, обучения и воспитания. Педагогическую диагностику следует отличать от психологической диагностики и от научного исследования, хотя между ними много общего. Педагогическая диагностика имеет целью отслеживать результаты воспитания и корректировать его, она важна не сама по себе, а как обратная связь в педагогической системе для более оптимальной организации педагогического процесса. Наука выделяет следующие её функции: * контрольно-корректировочная; * прогностическая; * воспитывающая. Первая состоит в получении данных для корректировки процесса воспитания; вторая означает предсказание изменений в развитии учащихся; третья состоит в том, что в процессе диагностирования и в связи с ним классный руководитель имеет возможность оказывать воспитательные воздействия на учеников. Дело в том, что многие данные диагностики сообщаются ученикам и обсуждаются с ними, и на их анализе строится воспитательная работа. Предметом диагностики являются главным образом социально- нравственные качества учеников класса. Чтобы вести воспитательную работу, классный руководитель должен хорошо знать учеников, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. Многие учителя считают, что они и так знают своих детей, «на глазок», без особых методик, но для 2 оптимальной работы требуется всё же более профессиональный подход. Содержание диагностики класса можно свести к следующему: * демографические данные об ученике и его семье; * данные о здоровье и физическом развитии ребёнка; * общие познавательные способности и особые (внимание, память, воображение, мышление); * эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера личности; * направленность личности; * интересы, отношения, ценности; * Я-концепция. Наука предлагает классному руководителю большой арсенал методов диагностики, однако ему нужны методики простые, нетрудные, интересные для учеников и одновременно надёжные. Ниже охарактеризованы наиболее приемлемые для практического использования методы. Наблюдение более всего доступно учителю и даёт много сведений об учащихся, однако профессиональное наблюдение должно быть методически грамотно. Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Очень важно, чтобы были выделены цель и объект наблюдения - какие именно качества и особенности хотят изучать педагоги (одновременно их должно быть немного). Также важно планировать сроки наблюдения, определять время и способы фиксирования результатов. Рекомендуется вести дневник классного руководителя, где на каждого ученика будет место для записей результатов педагогического наблюдения. Наблюдение даёт возможность видеть ученика в естественных условиях, что ценно. Но здесь педагогу доступны только внешние проявления поведения школьников, наблюдение не всегда способно дать информацию о мотивах поступков. Анкеты и другие опросные методы могут давать разные данные о личност-ных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов). Составление анкет - непростое дело и требует определения состава сведений, которые учитель хочет получить. Нужно ставить однозначно понимаемые и понятные вопросы, которых не должно быть очень много. Анкета позволяет быстро собрать много сведений и легко их обработать, однако ответы не всегда могут быть полные, точные, искренние. Беседа, более гибкий способ опроса, может быть стандартизованной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в последовательности, что легче обрабатывать. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, но требует известного навыка. Для изучения личностных особенностей школьников используют также анализ документов (библиотечный формуляр) и творческих работ учеников (сочинений). Социометрию используют как для изучения межличностных отношений в группе, так и для изучения личностных качеств школьников. 3 Тест - стандартизованное испытание, измеряющее или обнаруживающее за- данные свойства личности. В одной группе тестов диагностика осуществляется на основе успешности и способа выполнения деятельности. В другой группе - диагностика основывается на самоописании и сведениях, получаемых из ответов на серии вопросов, составляющих так называемые опросники. Третья группа - проективные методики. Данные получаются на основе анализа взаимодействия испытуемого с материалом, в котором он себя проецирует, обнаруживает особенности своего восприятия, поведения. Тесты первых двух групп создаются специалистами и используются, как правило, психологами. Некоторые проективные методики (третья группа) может использовать и классный руководитель. К ним надо отнести: методику | незаконченного предложения, рассказа, истории; истолкование какого-либо события, ситуации; рисование или дополнение рисунков, разыгрывание ситуаций. Зафиксированные данные психолого-педагогической диагностики позволяют информационно обеспечить процесс воспитания и учесть их при выборе содержания, методов и форм работы. Результаты изучения могут обсуждаться на педагогическом совещании, с родителями, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой активистов, т.е. в разной форме и разными методами. На основании анализа сформированности отдельных качеств личности каждого учащегося составляется общая карта по классу. Выделяется, на каком уровне воспитанности находятся каждый ученик и отдельные группы учащихся, в какой степени и в отношении к каким сферам жизнедеятельности в данный момент школьник может проявить самостоятельность, инициативу, сам регулировать деятельность, поведение, а кто -при помощи и поддержке классного руководителя. Рассмотрим технологию использования результатов диагностики воспитанности учащихся в практике работы классного руководителя: 1. Определить уровень воспитанности учащихся. 2. Составить характеристику своего класса (ответить на вопрос «Что имеем?»): * общие сведения о коллективе и история его формирования; * учебная деятельность; * результаты диагностики уровня воспитанности учащихся; * социальная направленность деятельности коллектива; х организационное и волевое единство; * эмоциональное единство; * традиции класса. 3. Определить цели и задачи воспитательного процесса (ответить на вопрос «Чего хотим?»). 4. Планирование форм деятельности (ответить на вопрос «Как этого достичь?»). Данный подход позволяет сделать процесс развития личности каждого ребенка, коллектива класса педагогически управляемым, придать ему поступательный, развивающий характер, «заставить» учителя работать с 4 классом на основе рефлексии и индивидуального анализа, прогнозировать и предвидеть возможные результаты. Итак, диагностический анализ воспитанности - основное направление в управлении качеством воспитательного процесса. Для этого необходимо решение следующих задач:
1. Планирование воспитательной работы на основе диагностики уровня воспитанности учащихся. 2. Отслеживание динамики уровня воспитанности учащихся и выработка практических рекомендаций по его повышению.
3. Диагностика ценностных ориентации и уровня практической готовности классных руководителей к взаимодействию с учащимися во внеурочной деятельности с целью отслеживания динамики.
4. Диагностика уровня педагогических знаний родителей с целью выяснения родительской позиции. Методическая мастерская «Мой класс - моя семья». Исследование сплоченности класса Цель: выявить ценностно-ориентационное единство класса как