План урока по теме Стандартный вид числа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная многопрофильная школа № 44 им. В. Кудзоеваг. Владикавказа
Открытый урок в 7 «В»классе по теме
«Стандартный вид числа»
Учитель – Доева З.К.
г.Владикавказ
2016
Тип урока: урок объяснения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: маршрутный лист (МР) (Приложение 1); техническое оснащение урока – компьютер, проектор для демонстрации презентации, экран. Компьютерная презентация в Microsoft PowerPoint.
ХОД УРОКА
I. Организация начала урока
Здравствуйте! Проверьте, пожалуйста, наличие раздаточного материала у вас на парте и свою готовность к уроку.
II. Сообщение темы , цели и задач урока
– Прежде чем приступить к изучению новой темы, выполните задания на первой странице маршрутного листа (проверка на экране). Если вы правильно выполнили задания, то вы должны получить слово – СТАНДАРТ. Что такое стандарт? Где вы встречались с этим словом? Что оно означает? (ЭКРАН)Стандарт (от англ. – standard) Образец, эталон, модель, с которым сопоставляются, сравниваются подобные объекты, процессы. (Универсальный энциклопедический словарь). Т.е., когда говорят о стандарте, людям легче представить о чем идет речь. А мы сегодня будем говорить о стандартном виде числа. Итак, это тема сегодняшнего урока.
III.Актуализация знаний учащихся. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока
– Составим план урока:
Повторение
Определение степени числа;
Определение степени числа с отрицательным показателем;
Свойства степени;
Определение стандартного вида числа;
Действия с числами, записанными в стандартном виде;
Применение.
В окружающем нас мире мы сталкиваемся с очень большими и очень маленькими числами. Мы уже с вами знаем, как записывать большие и маленькие числа с помощью степени числа.
– Удобно ли записывать числа в таком виде? Почему? (Занимают много места, тратится много времени, сложно запоминать.)– Как вы считаете, какой выход нашли из этой ситуации? (Записывать числа с помощью степеней.)
МР2 (HYPERLINK "http://festival.1september.ru/articles/593723/pril1.doc"Приложение 1)
Запишите массу Земли, используя степень числа. 598 • 1025 г. Теперь запишите массу атома водорода. 17 • 10–20 г. А можно ли по другому записать эти числа, используя степени? Попробуйте! 59,8 • 1026 , 5,98 • 1027; 0, 598 • 1028; 5980 • 1024. 17 • 10–20; 1,7 • 10–19; 0,17 • 10–18; 170 • 10–21;
– Все результаты правильные. Но можно ли говорить о стандартной записи? Как быть? (Договориться о единой записи чисел.)– Попробуйте обсудить с соседом, какая же запись должна быть единой, стандартной? – Каким же должен быть множитель перед степенью числа 10, чтобы было удобно и ЗАПОМНИТЬ число и представить его?
IV. Усвоение новых знаний
– Откройте, пожалуйста, учебники п.8.3 и найдите определение стандартного вида числа и запишите его в маршрутные листы. – Стандартным видом числа называется запись вида а • 10n, где 1 < а< 10, n – целое. n – называют порядком числа.
МР3 (Приложение 1)
– В стандартном виде можно записать любое положительное число!!!Почему? (По определению. Т.к. первый множитель число, принадлежащее промежутку от [1 до 10) (положительный) и второй множитель – число 10 в какой либо степени (тоже положительный), то при умножении двух положительных чисел получится только положительное число.)– Итак, как же записать массу Земли в стандартном виде? (5,98 • 1027) – Назовите порядок числа. (27)– А масса атома водорода? (1,7•10–19. Порядок – 19.)V. Первичное закрепление знаний
МР4 (Приложение 1)
Число nЧисло nЧисло n1,392 • 109 м – диаметр Солнца 9 5 • 10–8 кг – масса крыла мухи –8 5 • 10–3 км/ч – скорость улитки –3
1, 03 • 10–7 м – диаметр вируса гриппа –7 5,5• 107 кг – масса Останкинской телебашни 7 4,5 ______ км/ч – скорость человека 0
МР5 (Приложение 1)
Если n > 0, то > 10, если n < 0, то < 1 (Если порядок положительный, то число больше 10, если – отрицательный – число меньше 1, а если равен нулю, то число находится в промежутке от 1 до 10)– Как вы думаете, что можно сказать о числе, зная его порядок?(Насколько большим или маленьким является число. Чем больше порядок числа, тем больше само число. Большой по модулю отрицательный порядок говорит о том, что число маленькое.)VI. Закрепление знаний
На магнитной доске определение стандартного вида числа:
Чтобы записать число в стандартном виде – если один из множителей уменьшается, то второй увеличивается и, наоборот, – если первый множитель увеличивается, то второй уменьшается.
МР6 (Приложение 1)
– Приставка «нано» в переводе с греческого означает «карлик». Вам знакомо это слово? Где вы с ним встречались? (Нанотехнологии.)
Сообщение учащихся.
– Если вы вспомните произведение русского классика – вы назовете первого человека, который занимался нанотехнологиями, т.е. очень маленькими размерами.Это Левша. Он подковал блоху, сделанную англичанами, чтобы доказать, «что на Руси умельцы имеются, да получше чем везде».
VII. Обобщение и систематизация
МР7 (Приложение 1)
МР8 (Приложение 1)
– В древнерусском счете 107 называли – «ворон», а 108 – «колода».
– Вы узнали, что такое стандартный вид числа и научились записывать число в стандартном виде. Как вы думаете, стандартный вид числа нужен только для того, чтобы сократить (упростить) запись чисел?(Используя свойства степени числа удобно выполнять действия с большими и маленькими числами.) – Совершенно верно. Решим несколько примеров. Решите два любые из примеров.
МР9 (Приложение 1)
– Какие свойства вы применяли при выполнении действий? (Свойства степени; переместительное и сочетательные свойства.)– Если выполняются действия с числами в стандартном виде, обязательно ответ получится в стандартном виде? (Нет)– Как его представить в стандартном виде? (Перенести запятую и изменить порядок.)
VIII. Контроль и самопроверка знаний
Графический диктант (Приложение 1):
Ответьте на вопросы («да» – галочка, «нет» – палочка)
Число 3 • 105 записано в стандартном виде (+)Число 0,81 • 106 записано в стандартном виде (–)7,45 • 10–5 записано в стандартном виде (+)Число 50 записано в стандарном виде (–)Верно ли высказывание: «Чем больше порядок числа, тем больше само число?» (+)Если порядок числа отрицательный, то и само число отрицательно? (–)Если перемножить два числа в стандартном виде, то ответ будет числом в стандартном виде? (–)В стандартном виде можно записать любое число. (+)IX. Подведение итогов урока
– Итак, подведем итог урока. – С каким новым понятием вы познакомились?– Как записать число в стандартном виде?– Какие условия нужно поставить на каждый множитель?– Можно ли представить в стандартном виде отрицательное число?– Число 0?– Почему?– Для чего нужна стандартная запись числа?– Где применяется стандартный вид числа?– Какие числа или постоянные, записанные в стандартном виде из различных наук вы знаете?– Почему поставлены такие условия на множители, т.е. почему можно представить только положительные числа (вспомните, что выражают такими числами)? (Различные величины и единицы измерения, а они могут быть только положительными.)
Выставление оценки по итогам работы на уроке (маршрутный лист).
X. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению
1) П. 8.3; №№ 605,606.2) Придумать задачи из различных областей знаний (химия, физика, астрономия, биология), где фигурируют числа, записанные в стандартном виде
содержание max баллы
1. блиц – опрос 2. Упростите запись числа, используя степень:
5 980 000 000 000 000 000 000 000 000 =
0,000 000 000 000 000 000 0017 =
1*
3. Стандартный вид числа α
α =
где _____ ≤ α < ______
n ͼ ______
n - ________________________________________
2 4. Назовите порядок числа
число n число n число n
1,392∙109 5 ∙ 10-8 5 ∙ 10 -3 1, 03 ∙ 10-7 5,5∙ 107 4,5 6 5. Запишите числа из п.4 выполнив умножение
1,392∙109 =
1, 03 ∙ 10-7 =
5 ∙ 10-8 =
5,5∙ 107 =
5 ∙ 10 -3 =
4,5 ∙ 10 0 =
6
Сделайте вывод, сравнив порядки чисел:
Если n > _____, то число α _________
Если n __ _____, то число _________α _________
Если n __ _____, то число _________α _________ 3
6. Выберите букву, соответствующую записи числа в стандартном виде:
270 27 ∙ 101 П 0,00088 0,88 ∙ 10-3 К
2,7 ∙ 102 Н 8,8 ∙ 104 Т
0,27 ∙ 103 А 8,8 ∙ 10-4 Н
35600000 3,56 ∙ 107 А 53,67 53,67 ∙ 101 А
3,56 ∙ 10 -7 И 0,5367 ∙ 10-2 Е
35,6 ∙ 106 Т 5,367 ∙ 101 О
_________ - 10 ___ (греч. - ____________)
4 7. Запишите числа в стандартном виде:
1 024 000 = О 0,000004 = В
6 000 000 = Р 0,000282 = Д
21,56 = Н 508 ∙ 10-7 = А
0,85 = К 0,042 ∙ 102 = Л
8
8. Заполните таблицы используя данные п.7
4 ∙ 10-6 1,024 ∙ 106 6 ∙ 106 1,024 ∙ 106 2,156 ∙ 101
8,5∙10-1 1,024∙106 4,2∙100 1,024∙106 2,82∙10-4 5,08∙10-5
2 9 Выполните действия с числами в стандартном виде и запишите ответ в стандартном виде:
(2 ∙ 103) ∙ ( 1,5 ∙ 105) =
(9 ∙ 107) : ( 3 ∙ 10-3) =
(1,5 ∙ 10-3) ∙ ( 9 ∙ 105) =
(2,4 ∙ 10-3) : (8 ∙ 105) =
(8,1 ∙ 1019) ∙ ( 3 ∙ 1021) =
(3,6 ∙ 103) : (5 ∙ 10-5) =
(7,5 ∙ 10-3) + ( 1,23 ∙ 10-3) =
(4,5 ∙ 107) - ( 4,05 ∙ 107) =
1
1
2
2
2
2
3
4 10. Графический диктант:
8 ИТОГО: Ваша оценка: 55 баллов и более – «5»
42 – 54 баллов – «4»
25 – 41 баллов – «3»
Менее 25 баллов – «2»
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
ученика(цы) 8В класса
_____________________
тема урока:
0,257
9
10
3
9
0,17
Урок 1